Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Политика2 ноября 2012 22:00

Около ноля

Депутат Госдумы и координатор «Синих ведерок» спорят о том, сколько промилле алкоголя в крови за рулем можно разрешить в России [обсуждение]
В прошлом году по вине пьяных водителей в России погибли почти 3000 человек. Изменит ли ситуацию новый закон?

В прошлом году по вине пьяных водителей в России погибли почти 3000 человек. Изменит ли ситуацию новый закон?

Законопроект об ужесточении ответственности за употребление алкоголя за рулем вскоре будет внесен в Госдуму. Штрафы и сроки лишения прав за подобные правонарушения вырастут в разы. Но главные споры развернулись вокруг вопроса, можно ли допустить в крови водителя 0,2 промилле алкоголя или оставить абсолютный ноль, как сейчас. Ведь совсем недавно действовала норма 0,3 промилле, и аварийность в тот период снижалась, а когда ввели 0, опять поползла вверх. В телерадиостудии «КП» об этом спорили депутат Госдумы Адальби Шхагошев и координатор общественного движения «Синие ведерки» Сергей Стоянов.

«Ноль промилле» - промежуточное решение

«КП»: - Адальби, что именно сейчас обсуждают в Госдуме по этому законопроекту?

Шхагошев: - Тема очень горячая, законопроект будет внесен в Госдуму в декабре, и до этого момента наверняка будут идти ожесточенные споры. Единого мнения нет нигде - ни в Думе, ни у экспертов, ни в народе. И у каждой из сторон свои аргументы. Те, кто предлагает оставить в новом законе «0 промилле», говорят о риске непонимания. Ведь если разрешить норму в 0,3 промилле, то кто-то может это воспринять как разрешение пить за рулем. Они решат, что можно выпить бокал вина или бутылку пива и сесть за руль. Лично я после страшной аварии на Минском шоссе, когда погибли дети, на эмоциях тоже готов был однозначно проголосовать за «0 промилле». И сейчас я склоняюсь к этому, несмотря на все погрешности.

Стоянов: - Как только начал обсуждаться этот законопроект, многие наши активисты обзавелись алкотестерами и начали «продуваться» после еды, чтобы экспериментально установить, что дает погрешность. И один из них, пообедав в кафе, выпил триста граммов кваса и выкурил сигарету. Алкотестер показал 0,2 промилле, и такой результат держался 25 минут! То есть если бы он просто вышел из кафе и поехал, то по новому закону в случае встречи с гаишником он лишился бы прав очень надолго на ровном месте. И что, каждый раз после обеда ехать сдавать кровь на анализ?

Оскорбительно говорить, что у нас ущербный менталитет, но это так

Шхагошев: - Если бы не было страшной статистики, то можно было бы говорить что угодно, но это вопрос о спасении человеческих жизней. Всегда есть возможность поехать и сдать кровь на повторный анализ и доказать, что ты трезвый. Да потом еще и предъявить претензии сотрудникам ГИБДД за фальсификацию и моральный ущерб. Да, это большая потеря времени, но статистика гибели на дорогах оправдывает любое потерянное время. Ради того чтобы победить эту проблему, мы все должны быть готовы чем-то жертвовать. При этом я не исключаю, что «0 промилле» - это промежуточное решение.

«КП»: - То есть сейчас оставить «ноль», а через некоторое время снизить планку?

Шхагошев: - А почему нет? Это оскорбительно для страны говорить, что у нас ущербный менталитет и если разрешить хоть какие-то поблажки, то люди будут пить за рулем. Но частично это так и есть, и привычка у наших людей, что можно выпить, поехать и отделаться взяткой, тоже есть. Ну не европейская пока у нас культура вождения! Поэтому, может быть, стоит оставить «ноль» на год, на два, на пять, а потом вернуться к рассмотрению вопроса.

«КП»: - Что же через пять лет будет основанием для изменения требований к водителям?

Шхагошев: - Будем смотреть статистику, оценивать аварийность на дорогах, уровень коррупции. Европа тоже не сразу пришла к сегодняшнему положению. Гражданское общество у нас медленно, но развивается. Я уверен, что это вопрос не десяти, а может, даже и не пяти лет...

Стоянов: - Статистика в этом вопросе - коварная вещь. Когда приняли закон о допустимости 0,3 промилле алкоголя в крови, то количество так называемых пьяных аварий резко пошло вниз, но почему? Потому что просто большое число аварий, в которых у виновников было алкоголя в крови меньше принятой нормы, выпало из этой статистики. А когда вновь ввели «ноль», они резко вернулись в сводки, вот статистика и пошла вверх.

Больше половины садились за руль пьяными

«КП»: - Может быть, столь резкое ужесточение наказания вообще ни к чему?

Стоянов: - Ужесточать наказание за наличие алкоголя в крови за рулем, конечно, нужно. Но при этом оставлять «0 промилле» ни в коем случае нельзя. Если мы посмотрим на те страшные трагедии, которые в последнее время происходили по вине пьяных водителей, у всех этих людей было не 0,2 - 0,3 и даже не 1 промилле, а гораздо больше. То есть все эти люди выпили не бокал пива и не стакан кефира, а что-то существенно крепче! Главная загвоздка в этом законе в том, что при громадных штрафах и мерах наказания под его действие запросто могут попасть невиновные люди. Да, можно поехать сдать кровь и доказать свою невиновность, но сколько это займет времени? Только в Москве подобная процедура занимает 6 - 8 часов. А за ее пределами? А если проверка на трассе, где до ближайшего медпункта сотня километров, да и умеют ли там делать такие анализы? Этот закон дает новый рычаг для вымогательства взяток сотрудниками ГИБДД.

Шхагошев: - Если провести сейчас честный опрос в обществе: «Доводилось ли вам садиться, выпив, за руль?», то какой процент сознавшихся в этом будет?

Стоянов: - Очень большой, наверное, больше половины.

Шхагошев: - И у нас это за правило сейчас! Мы сейчас просто не готовы к тому, чтобы разрешить хоть сколько-нибудь промилле алкоголя в крови.

«КП»: - Этот законопроект всколыхнул общество не только потому, что резко усилятся санкции к действительно пьяным водителям. Но даже и те, кто не пьет, не будут чувствовать себя в безопасности. Речь и о погрешностях измерений, и о случайных эффектах от кефира, кваса или лекарств, и о возможных злоупотреблениях сотрудников ГИБДД. Нужно, чтобы законопослушные граждане не ощущали себя беззащитными.

Шхагошев: - Этот закон особенный, он не обсуждается неделю, он обсуждается несколько месяцев на самых разных площадках. И это много что даст!

Должна быть ответственность ГИБДД за «ложный вызов»

«КП»: - В этом законопроекте, вероятно, должна быть предусмотрена и какая-то ответственность сотрудников ГИБДД за «ложный вызов», чтобы не возникало желания всех подряд строем отправлять на освидетельствование.

Шхагошев: - Обязательно! Я думаю, так и будет, и я верю, что идущая сейчас реформа МВД даст свои плоды, ситуация изменится.

Стоянов: - Как-то раз остановил меня сотрудник ГИБДД и попросил подуть в трубочку. Тогда как раз ввели новые алкотестеры, которые надо было распечатывать, и освидетельствование нужно было проводить в присутствии двух понятых. Я говорю: «Пожалуйста, останавливайте двух понятых, и без проблем дуну». Он уже без интереса на меня смотрит: «Трезвый, что ли? Ну езжай». И подобных случаев масса, но это я занимаюсь автоправом и меня развести на дороге сложно, так ведь к нам постоянно обращаются люди, которых гаишники обманывают.

Шхагошев: - Я это тоже отношу к культуре вождения. Все общество - депутаты, общественные организации, СМИ должны заниматься просвещением водителей. Ну если вводятся такие жесткие правила, при которых тебя могут лишить прав пожизненно или вовсе посадить в тюрьму, то хватит уже - сядь и изучи все, прежде чем сесть за руль.

«КП»: - Страна огромная и разная: в Москве, Питере и еще десяти городах люди еще, может, почитают, а в деревнях как?

Стоянов: - А как быть с больными людьми: астматиками и диабетиками? У них никогда не бывает нуля в крови.

Шхагошев: - Тоже проблема! Не знаю, как быть в этом случае. Может быть, надо возить с собой историю болезни. Много таких нюансов, согласен.

Стоянов: - Очень много! Те, кто болен, кто выпил кефиру, кто употребил валокардин... Закон не может иметь столько дыр!

«КП»: - В каком виде законопроект будет внесен в Госдуму?

Шхагошев: - В первом чтении будет «ноль», а дальше пойдут уже необходимые поправки. Как будут голосовать депутаты, предсказать не возьмусь.

Сколько промилле алкоголя в крови можно разрешить в России? Давайте обсудим!