Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
В мире14 августа 2013 22:00

Почему русские в Монголии превратились в «проклятых оккупантов»

Спецкор «КП» Дарья Асламова побывала в Монголии, где с удивлением узнала: новая местная элита пытается представить спасение своей страны бывшим Советским Союзом от китайской колонизации, эпидемий и безграмотности как «советскую оккупацию» [Часть 2]
Охота с орлами - национальная забава монголов. Но нынешние монгольские власти охотятся все больше за иностранными инвесторами.

Охота с орлами - национальная забава монголов. Но нынешние монгольские власти охотятся все больше за иностранными инвесторами.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Почему русские в Монголии превратились в «проклятых оккупантов» Часть 1

РЕСУРСНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ

Надежда на быстрое обогащение за счет недр и похвалы, которыми западная пресса осыпает Монголию, вызвали у монголов эйфорию и головокружение от мнимых успехов.

- Ресурсный национализм - это глобальный феномен, - с грустью говорит политик от Монгольской народной партии Д. Цоктбаатар. - Вам, русским, он тоже хорошо знаком. И мы этим в данный момент заболели. Людям внушают, что иностранцы - их враги. Что, мол, у нас все есть, но придут хитрые и более развитые иностранцы и все у нас отберут.

- Россия уже выздоравливает от ресурсного национализма, а мы только подошли к нему, - говорит экономист и журналист Д. Жаргалсайхан. - Первым холодным душем оказалось падение цен на уголь. И трудные дни у нас впереди. А ведь была эйфория. Такая бедная страна, а все руководители купили дорогущие машины. Всюду блестят новенькие офисы, а государственный штат непомерно раздут.

- Националистические настроения очень мешают нам трезво оценить ситуацию, - говорит экономист В. Отгонтугс. - Что мы построили за 70 лет болтовни? Строили русские специалисты на советские деньги. Теперь полно политиков, которые кричат: я за народ! Вас, мол, грабят австралийцы, которые разрабатывают месторождение «Оую-Толгой», китайцы или русские. А на самом деле мы сами не в состоянии ничего построить. Нет ни средств, ни специалистов. Зато много спеси.

Фото: Дарья АСЛАМОВА

КАК НАС КИНУЛИ

Отношения России и Монголии возобновились с приходом к власти Путина. Начались государственные визиты, обмены делегациями, улучшились торговые отношения. В 2003 году Россия простила Монголии долг 11,4 миллиарда долларов за счет российских налогоплательщиков, не получив в обмен НИЧЕГО! (По слухам, российский МИД, предполагавший, что в обмен на списание Россия получит доступ к разработке монгольских месторождений, был просто в ярости. Но в Улан-Батор приехал премьер-министр Касьянов, и неожиданно соглашение было подписано.)

Однако предполагались сказочные перспективы. Как ни крути, русские монголам не чужие. Страна самим фактом своего существования обязана СССР, спасшему ее в ХХ веке и от китайцев, и от японцев.

- Сначала наших обещали допустить к разработке месторождений Таван-Толгой и Оую-Толгой, но потом в местной прессе началась кампания, что, мол, русские олигархи подбираются к монгольским ресурсам, и тот же Оую-Толгой ушел западникам - канадцам, англичанам и австралийцам, - говорит российский бизнесмен Д., работающий в Монголии. - Монголы, кстати, теперь и западников пытаются нагреть. Англо-австралийская компания «Рио Тинто» уже вложила в разработку Оую-Толгой почти 7 миллиардов долларов, а теперь парламент хочет лишить ее контрольного пакета. Мол, это стратегическое месторождение. Далее, в 2006-м договорились, что российский «Полиметалл» будет разрабатывать месторождение серебра Асгат на границе с нашей Тывой. Это был обоюдовыгодный проект. Все подписали при послах и президенте Путине в Москве, а парламент перечеркнул весь проект. Мол, 51% должен в любом случае принадлежать Монголии, ну «Полиметалл» и отказался. Это у монголов политика такая: иностранцы должны все сделать, построить, довести до ума и свалить.

Но самая гнусь случилась с железными дорогами. Есть старая советская железная дорога (50% принадлежит России), которая идет от Улан-Удэ и требует срочной модернизации. Там средняя скорость 37 километров в час. И дорогу эту еще нужно довести до Китая. Тогда будет реальный транзитный коридор. Сейчас из Китая до Европы груз морем может идти и три месяца, а так транзит сократится до 23 дней. Сказка! Всем хорошо! Договоренности официально подписали Дмитрий Медведев и монгольский премьер-министр Санжийн Баяр - о том, что Россия является стратегическим партнером Монголии в области модернизации старых железных дорог и строительства новых. И что ты думаешь? Кинули! За нашей спиной тут же начались переговоры с южнокорейцами, и весь проект встал. Местная пресса подняла вой, что русские пытаются захватить железнодорожную отрасль, хотя старая дорога и так нами построена.

Монголия приветствует иностранцев с парадного входа (на фото - почетный караул готовится к встрече зарубежной делегации в аэропорту Улан-Батора), а провожает все чаще с заднего крыльца.

Монголия приветствует иностранцев с парадного входа (на фото - почетный караул готовится к встрече зарубежной делегации в аэропорту Улан-Батора), а провожает все чаще с заднего крыльца.

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

Но мы им тоже можем устроить большую неприятную БЯКУ. И до них это медленно доходит. Если Россия выстроит газо- и нефтепроводы в Китай в обход Монголии, монголам останется только сесть и плакать. Кому будет нужен их уголь, от которого в Китае небо черного цвета? Конечно, китайцы предпочтут экологически чистый и дешевый газ. Монгольская мечта - чтобы через них из России проходили автомобильная и железная модернизированная дороги в Китай, линии электропередачи и стратегические трубопроводы, а они бы ничего не делали и только получали деньги за транзит.

Сказка о новом азиатском тигре в лице Монголии - это миф и блеф. Где этот экономический рывок, скажи мне? У них в изобилии только скот, цена на мясо которого за полгода выросла в три раза, и ресурсы. Всю промышленность им сформировал Советский Союз, остатками которой они питаются до сих пор. Строят здесь в основном китайцы и корейцы (вот у тех экономический рывок налицо). И вообще монголы - сугубо гуманитарный этнос. Очень музыкальны, обожают танцы, сентиментальны (сказываются кочевой образ жизни и привычка к созерцательности, ведь в степи можно бесконечно смотреть на звездное небо). А такая нация, по-моему, в принципе не может быть технократическим тигром. Монголов, в сущности, не коснулись конфуцианские ценности, на которых построен весь азиатский успех, - такие, как порядок, дисциплина, коллективизм, воздержание, превосходство групповых интересов над индивидуальными, мягкий авторитаризм. Они ярко выраженные индивидуалисты и эгоисты. По менталитету Монголия - вторая Украина. Когда им надо, они вспоминают о том, что мы - их друзья. Но если б ты почитала, что пишет о русских местная пресса!

Фото: Дарья АСЛАМОВА

О том, что информационная война против России идет вовсю, я поняла, когда видный политик, депутат хурала (парламента) Н. Батцэрэг заметил мне, что при ужасающе высокой бедности населения Монголии (30% нищенствуют) его «утешает» тот факт, что в Сибири и на Дальнем Востоке, к примеру в моем родном Хабаровске, 50% населения живет за чертой бедности. «Вы шутите? - Я широко раскрыла глаза. - Сибирь считается одним из богатейших регионов, а Хабаровск - самый дорогой из провинциальных городов России». - «Ну вот сколько процентов населения в вашем Хабаровске нищенствует?» - «Вы имеете в виду, живут в лачугах, как в Улан-Баторе, без воды, света, отопления и без работы? Да у нас просто нет таких кварталов! Хотя, безусловно, есть бомжи - спившиеся асоциальные личности. Но вас явно ввели в заблуждение насчет уровня жизни в России».

Дурную шутку с нами сыграл сериал «Бригада», который упоенно смотрели во многих странах мира, в том числе и в Монголии. Саша Белый - любимый герой монголов. Но когда один местный политик простодушно заявил мне, что Монголия ввела визы для России после «Бригады», я не знала - смеяться тут или плакать. «Мы видели по телевизору, какой у вас творится беспредел. Русских страшно пускать в страну», - на полном серьезе твердил политик.

Фото: Дарья АСЛАМОВА

О НЕБЛАГОДАРНОСТИ

- В отношении к России у нас накопился огромный негатив, - говорит националист Очирбат. - Мы зажаты Китаем и Россией с двух сторон и фактически находимся в состоянии холодной войны с русскими. Мы никогда не забудем, что здесь стояли оккупационные войска в лице Забайкальского военного округа.

- Оккупационные войска?! - Я просто задыхаюсь от возмущения. - Да вас бы на свете не было, если б не русские! Кто выбил из Монголии китайцев? Кто сражался на Халхин-Голе? Кто был единственной страной до конца Второй мировой войны, признавшей Монголию как государство? Кто бесплатно обучил и воспитал 60 тысяч ваших студентов? СССР!

- С китайцами мы бы и сами как-нибудь справились, - небрежно бросает Очирбат. - Дали бы нам пять тысяч винтовок, и мы дошли бы до Великой Китайской стены. А японцы... Вы нам просто испортили с ними отношения.

- Испортили отношения?! - Я с трудом обуздываю новый порыв гнева. - Я тебе напомню, как японские империалисты ели в Нанкине печень китайских военнопленных. Неужели ты думаешь, что они побрезговали бы монгольской печенью? Вспомни советских военных, которые сражались рядом с монголами плечом к плечу! Вспомни советских врачей, которые не пожалели своих жизней, чтобы спасти вашу нацию от вымирания! Треть населения болела сифилисом, половина - туберкулезом. У вас даже чума была! Вас, монголов, вытащили с того света! И как же вы за это нас отблагодарили? Оказывается, мы русские оккупанты!

- Да, вы нам помогли. Ну и что?! В политике не бывает понятия «благодарность». В политике: ты - мне, я - тебе. Сейчас мы играем с разными странами. И теперь монголы недолюбливают русских, потому что рост цен на товары все связывают с Россией, с импортом ваших нефтепродуктов.

Фото: Дарья АСЛАМОВА

- Цена на нефтепродукты зависит от мировых цен на нефть, - замечаю я. - Может быть, мы должны вам опять все давать забесплатно? Чтобы вы нам потом плюнули в лицо?

- Мы хотим равенства!

- Вот как! Что-то я не слышала, чтобы Монголия заикалась о равенстве в своих отношениях с Китаем или США! Почему? Потому что вас просто сотрут в порошок! А с Россией вы требуете «равных отношений»!

- У нас сейчас с Россией общие интересы на нуле. Вот если бы Россия построила трубопроводы в Китай через Монголию, отношение к русским у молодого поколения изменилось бы в лучшую сторону, - замечает Очирбат.

- А вы нам что за это? Дырку от бублика? У нас уже есть шантажист в лице Украины.

Позже, когда я рассказала историю о «русских оккупационных

войсках» зампредседателя Великого хурала господину Л. Цогу, он лишь тяжело вздохнул в ответ: «К сожалению, в Монголии нарастает опасная тенденция к переписыванию истории. Идеологию надо брать в свои руки, и молодежь должна воспитываться на исторической правде. Да если б не Россия, мы были бы колонией Китая!

ПРО НАСТОЯЩИХ КОЧЕВНИКОВ

- Главное, молчи и улыбайся, а говорить сначала буду я. Спрошу, как прошла зимовка, потом - спокойны ли волки, не таскают ли овец. Кочевники - очень церемонные люди. Потом тебе предложат монгольский чай, и его надо выпить до конца, хотя для иностранцев это испытание. Сначала варят плиточный грузинский зеленый чай с молоком, который полюбился монголам еще с советских времен, а потом бросают туда куски жира и соль, а могут и остатки вчерашнего мяса, чтобы не пропадало. А вообще угостят чем бог послал.

- А как мы найдем кочевников? - спрашиваю я молодую красавицу Аню Акулову, пресс-атташе российского посольства.

- Очень просто! Как увидим след грузовика в пыли, сворачивающий с шоссе, значит, нам туда, за ним, прямо в степь.

Через несколько минут мы находим едва заметную колею. И вот уже вдали видны три семейные юрты, откуда выбегают ребятишки, а следом выходит степенный хозяин в национальном халате. Аня подставляет неистовому ветру лицо и блаженно вздыхает: «Это худон, монгольское село. Худонские - это настоящие монголы».

В юрте нас усаживают на почетные табуретки, хозяйка ставит на стол кувшин домашней жирной простокваши, режет твердый овечий сыр и свежеиспеченный хлеб. Хозяин достает кисет и вынимает драгоценную старинную табакерку. Почетный гость обязательно должен нюхнуть хозяйского табаку с достоинством и без чиха. А теперь можно поговорить. Про будущие скачки. Про то, как четырехлетний сынишка упал с лошади и сломал руку. Про русских, которых теперь редко увидишь. А помнится, как мать и отец ездили в Москву на курсы повышения квалификации, как старшие братья получали бесплатное образование в Ленинграде и Кургане. Хорошие были времена! Хорошие люди! Особенно советские врачи, работавшие в местных больницах. Именно в худонах 70% кочевников до сих пор считают русских своими лучшими друзьями.

Отсюда, из худонов, при советской власти монголы уезжали в великую страну СССР, чтобы после вернуться на родину образованными. Как и живущий ныне в Улан-Баторе бывший «худонский мальчик», а ныне оперная легенда, ученик великого Лемешева, 87-летний певец господин Хайдав. «Советская власть давала шанс - из войлочной юрты в большую жизнь, - вспоминает господин Хайдав. - Так и я, «худонский мальчик», смог попасть в Москву, в консерваторию. Настоящие монголы боготворят дружбу с Россией. Китайцы нас обкрадывают тысячу лет, а русские спасли монголов и в революцию от китайцев, и в 1939 году от японцев. А кто вам скажет по-другому, тот не монгол, а предатель своей родины. Я помню, как во время Второй мировой войны монголы отдавали последний кусок мяса, даже золотые зубы изо рта вынимали, чтобы послать на свои средства танковую колонну из 53 танков в помощь советским войскам. Помню, как моя мама шила полушубки для ваших сибирских полков. Как люди отдавали фамильные драгоценности, лучших лошадей, валенки, шапки, теплую одежду. Все шло на фронт в помощь русским братьям и сестрам. А сейчас - стыдно слушать, что болтают о России нынешние сволочи! Ведь у нас тогда была такая любовь!»

Господин Хайдав прикрывает глаза и все еще прекрасным голосом с дивными старинными интонациями поет арию Ленского «Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни?».

- Помню, как нас, иностранных студентов, принимал в Кремле Сталин, как мы чокались с ним водкой, - вспоминает господин Хайдав. - И он нам завещал: пронесите стальную русско-монгольскую дружбу во веки веков. «Новым» монгольским политикам хотелось бы, чтобы я умер! Иногда мне прямо в глаза говорят: когда ж ты уже сдохнешь! Я смерти не боюсь, но до последнего часа буду говорить правду: русские - наши спасители.