Новости 24

477

Из-за падения «Протона-М» жители отдаленных районов России остались без цифрового телевидения и интернета

Ракета-носитель не смогла доставить на орбиту мощный спутник связиРакета-носитель не смогла доставить на орбиту мощный спутник связи

Ракета-носитель, которая не смогла вывести на орбиту самый высокотехнологичный российский спутник связи, сгорела в плотных слоях атмосферы

С космодрома Байконур в Казахстане этой ночью стартовала ракета-носитель «Протон-М» с самым мощным и высокотехнологичным на сегодняшний день российским спутником связи «Экспресс-АМ4Р». Она должна была вывести спутник на орбиту, но всё закончилось неудачей. Ракета-носитель сгорела в плотных слоях атмосферы. Лишь малые ее части могли упасть на землю, считают в Роскосмосе.

По словам представителя ведомства, у ракеты-носителя "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" на 545 секунде полета отказал рулевой двигатель третьей ступени. Из-за этого спутник связи "Эспресс-АМ4Р" стоимостью около миллиарда рублей был утерян.

Ох, не вовремя упал «Протон». Совсем не вовремя…

Впрочем, «падение вовремя» по отношению к стартам ракет вообще неприменимо. Каждая авария – потеря результатов труда тысяч человек и сотен миллионов рублей.

Но тут ко всему нашему космическому раздраю, вылившемуся в выяснение отношений с США, кто сейчас на орбите круче, совсем не к месту падает «Протон». Ракета, между прочим, еще десять лет назад считавшаяся самой надежной ракетой тяжелого класса. Но с 2006 года «Протон» уже восемь раз подводил. Справедливости ради, замечу: чаще плохо себя вел разгонный блок – это уже не сама ракета, а дополнение к ней, необходимое, чтобы вывести аппарат в нужную точку или направить по нужной орбите. Но разгонные блоки производит то же предприятие, что и саму ракету – Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева, в просторечии именуемый «центром Хруничева».

Чаще всего в результате аварий «Протона» (сейчас пускают модернизированную версию, поэтому официально ракета именуется «Протон-М») мы теряли навигационные спутники ГЛОНАСС – потеряно шесть штук, и телекоммуникационные аппараты серии «Экспресс» - с учетом аварии 16 мая "в молоко" ушли три устройства. Потери очень серьезные, хотя и восполнимые.

Не вышедший на орбиту «Экспресс-АМ4Р» - один из самых навороченных аппаратов. Его разрабатывали в европейском концерне EADS Astrium. Буква «Р» в его названии означает «резервный». Точно такой же аппарат мы потеряли в 2011 году – тогда как раз виноват был разгонный блок «Бриз-М». Аппарат был очень важен – он должен был обеспечить цифровым телевещанием отдаленные районы России, Дальний Восток и страны СНГ, а еще – дать людям в этих районах надежный, скоростной и дешевый интернет.

Теперь уже точно, что в эти регионы цифровое телевещание и скоростной интернет придут нескоро. Не так давно было решено отказаться от заказа подобных по сути дела стратегических аппаратов за границей и возобновить их разработку дома, в России. Но своей микроэлементной базы для создания таких спутников у нас нет, а все последние «Экспрессы» ОАО «Информационные спутниковые системы им. Академика Решетнева» выпускало в кооперации с западными партнерами. На то, чтобы построить подобный аппарат только собственными силами, потребуются годы и миллионные вложения.

Что же касается «Протона-М» - тут, конечно, причину сбоя будут искать специалисты. Ракета и вправду очень надежная. Сбоев в работе трех ее ступеней давно не случалось. В июле прошлого года подвел, как считает комиссия, «человеческий фактор» - сборщики неправильно установили датчики, и ракета рухнула на тридцатой секунде полета. Каждый раз после аварии «Протона» в «Центре Хруничева» пытаются навести порядок. Там ввели очень серьезную систему контроля качества, по сути дела аналогичную военной приемке, существовавшей в советское время.

Но вот – очередная авария.

России давно пора переходить на новые, более технологичные ракеты-носители. Но ракету «Ангара» в том же «Центре Хруничева» разрабатывают с 1994 года. А первый испытательный пуск должен состояться только этим летом. Вот только технологии, заложенные конструкторами двадцать лет назад, уже устарели.

Очередная авария «Протона» - по сути, сигнал нам всем: «доедать» космический задел, созданный в СССР, уже не получится. Если мы хотим оставаться современной технологической космической державой – нам нужные новые прорывы – и при создании ракет, и при создании кораблей. Все, что нужно для этого, у нас есть. И двигатели, и опыт, и инженеры.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

ХРОНИКА НЕДОЛЕТОВ 5 декабря 2010 года. Падение трех спутников ГЛОНАСС в Тихий океан. В разгонный блок «ДМ-03» залили лишние полторы тонны окислителя. 1 февраля 2011 года. Неудачный запуск военного спутника «Гео-ИК-2». Он вылетел за пределы назначенной орбиты, проболтался в космосе три месяца и сгорел. Причина - проблемы в управлении разгонным блоком «Бриз-КМ». 18 августа 2011 года. Авария с новеньким спутником связи «Экспресс-АМ4». Ракета-носитель «Протон-М» все с тем же разгонным блоком «Бриз-КМ» вывела его на нерасчетную орбиту. 24 августа 2011 года. Авария третьей ступени ракеты «Союз-У». Вместе с ракетой погиб грузовой корабль «Прогресс-М-12-М». 9 ноября 2011 года. Неполадки с космической станцией «Фобос-Грунт», отправленной к Марсу. Техника за 5 миллиардов рублей не смогла выйти на нужную орбиту. Повторить попытку Роскосмос предполагает только в 2022 - 2025 годах. (читайте далее) МЕЖДУ ТЕМ Упавший «Протон-М» был застрахован на 7,8 млрд рублей Накануне ракета-носитель сгорела в плотных слоях атмосферы при запуске Упавшая ракета-носитель "Протон-М", которая не смогла вывести на орбиту самый высокотехнологичный российский спутник связи "Экспресс-АМ4Р", была застрахована в "Ингосстрахе" на сумму в 7,8 миллиарда рублей. (читайте далее)

ХРОНИКА НЕДОЛЕТОВ

5 декабря 2010 года. Падение трех спутников ГЛОНАСС в Тихий океан. В разгонный блок «ДМ-03» залили лишние полторы тонны окислителя.

1 февраля 2011 года. Неудачный запуск военного спутника «Гео-ИК-2». Он вылетел за пределы назначенной орбиты, проболтался в космосе три месяца и сгорел. Причина - проблемы в управлении разгонным блоком «Бриз-КМ».

18 августа 2011 года. Авария с новеньким спутником связи «Экспресс-АМ4». Ракета-носитель «Протон-М» все с тем же разгонным блоком «Бриз-КМ» вывела его на нерасчетную орбиту.

24 августа 2011 года. Авария третьей ступени ракеты «Союз-У». Вместе с ракетой погиб грузовой корабль «Прогресс-М-12-М».

9 ноября 2011 года. Неполадки с космической станцией «Фобос-Грунт», отправленной к Марсу. Техника за 5 миллиардов рублей не смогла выйти на нужную орбиту. Повторить попытку Роскосмос предполагает только в 2022 - 2025 годах. (читайте далее)

МЕЖДУ ТЕМ

Упавший «Протон-М» был застрахован на 7,8 млрд рублей Накануне ракета-носитель сгорела в плотных слоях атмосферы при запуске Упавшая ракета-носитель "Протон-М", которая не смогла вывести на орбиту самый высокотехнологичный российский спутник связи "Экспресс-АМ4Р", была застрахована в "Ингосстрахе" на сумму в 7,8 миллиарда рублей. (читайте далее)

Упавший «Протон-М» был застрахован на 7,8 млрд рублей

Накануне ракета-носитель сгорела в плотных слоях атмосферы при запуске

Поделиться:
Подпишитесь на новости:
477

Читайте также