Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Происшествия: ЧП23 июля 2014 22:00

Расстрел «Боинга» над Украиной готовили заранее?

«Комсомолка» изучила версии крушения лайнера [видео]
Рано или поздно ответ на вопрос, кто все-таки сбил гражданский самолет с 298  пассажирами, будет найден.

Рано или поздно ответ на вопрос, кто все-таки сбил гражданский самолет с 298 пассажирами, будет найден.

Фото: REUTERS

Спустя неделю в трагедии с малайзийским «Боингом» все еще больше вопросов, чем ответов. Если его сбили, кто и почему? С какой стати украинские власти и заокеанские «партнеры» безапелляционно вещают о вине ополченцев и России? Ведь факты свидетельствуют, что губительная ракета была выпущена со стороны киевской армии. Попробуем разобраться во всем по порядку.

Принудительное снижение

Первый вопрос: почему 17 июля «Боинг», следовавший по маршруту Амстердам - Куала-Лумпур, резко и необъяснимо изменил маршрут полета? 14 и 15 июля курс этого рейса лежал вдоль южного берега Азовского моря, прямо по границе с Крымом. Но уже 16 июля маршрут меняется - идет по северному азовскому берегу. А в роковой день лайнер вообще словно вели на убой - траектория отклонилась к северу и шла прямо над боями. Мало того, украинские диспетчеры заставили самолет снизиться на полкилометра - с 10,66 до 10,05 километра. Почему?

Гражданские авиационные эксперты осторожны и не склонны искать злой умысел. Руководитель профсоюза авиадиспетчеров России Сергей Ковалев уверен, что Украина просто пыталась отвести воздушные трассы подальше от ставшего российским Крымского полуострова.

- Из Европы в Юго-Восточную Азию идет очень много рейсов, - говорит Сергей Ковалев. - И кратчайший путь лежит через Крым. Но если самолеты будут идти там, плату за транзит и диспетчерское обслуживание получит Россия. Украина старается этого не допустить, поэтому направляет самолеты над самой зоной боевых действий.

Но разве только это погубило почти 300 ни в чем не повинных людей?

- Вина лежит не только на Украине, - говорит президент российского профсоюза летного состава Мирослав Бойчук. - Изменение полетного плана не может быть без ведома организации под названием Евроконтроль. Она утверждает все заявленные маршруты еще до взлета. Там что, не знали, куда посылали этот рейс? Прекрасно знали.

А как быть с принудительным снижением? Причин для этого маневра не было никаких - такое впечатление, что диспетчеры дали команду просто по чьему-то указанию.

- Контроль воздушного пространства над зоной боевых действий - прерогатива центрального командного пункта украинского генштаба, - говорит военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. - Военные могут давать любые указания диспетчерам по изменению курса и эшелона любого гражданского рейса. Кто отдавал команды гражданским диспетчерам и какие? Почему все материалы объективного контроля, а это прежде всего записи переговоров диспетчеров, были изъяты СБУ? Ведь документы должны сразу лечь на стол комиссии ИКАО (Международная организация гражданской авиации). А теперь неизвестно, что мы получим. В СБУ ведь целый этаж работает над изготовлением технических фальшивок, они легко могут затереть «неудобные» записи переговоров.

С земли или с воздуха

Продемонстрированные журналистами фотографии обломков лайнера, изрешеченные поражающими элементами, - одно из немногих объективных свидетельств.

По словам Игоря Коротченко, нет сомнений, что малайзийский лайнер тоже был сбит. Вопрос лишь в том, как это было сделано.

- Судя по следам, самолет уничтожили ракетой, - говорит Коротченко. - Но откуда она была выпущена? Варианта два: либо из истребителя, либо с наземного зенитного комплекса «Бук». Думаю, что после полного обследования ответить на этот вопрос можно будет однозначно. Характер разрушений в том и другом случае разный. Пущенная с истребителя ракета наводится на тепло двигателя, попадает в него и разрушает. А ракета «Бука» наводится по сигналу радиолокатора. Она взрывается на некотором расстоянии от самолета, прошивая фюзеляж поражающими элементами. В любом случае взрыв на такой высоте привел к мгновенной взрывной декомпрессии. Пассажиры и члены экипажа погибли мгновенно.

Штурмовик в небе

Как заявил на специальной пресс-конференции начальник Главного оперативного управления Генштаба России Андрей Картаполов, предполагаемая точка поражения находится между населенными пунктами Горловка и Торез. Там лайнер оказался в зоне действия сразу двух украинских комплексов «Бук». Во время прохождения «Боинга» в этом районе в воздухе находился самолет-штурмовик нацгвардии.

- В день гибели «Боинга» нами была зафиксирована повышенная активность радиолокаторов украинских зенитно-ракетных комплексов, - сказал Андрей Картаполов. - Кроме того, средства контроля зафиксировали украинский штурмовик Су-25, который набрал ту же высоту, что была у «Боинга», и приблизился к нему на 3 километра.

То есть сбить лайнер могли и с земли, и с воздуха. Или даже двумя способами - для верности. Местные жители, кстати, тоже заметили в районе катастрофы второй самолет.

Лидеры Донецкой народной республики передали «черные ящики» экспертам из Малайзии. Расследование продолжается.

Лидеры Донецкой народной республики передали «черные ящики» экспертам из Малайзии. Расследование продолжается.

Фото: REUTERS

- Сначала я склонялся к версии об ошибке личного состава, - говорит Игорь Коротченко. - Представьте, расчет «Бука» прибыл на новую позицию. Экипажам нужно опробовать боевые режимы на новом месте. Они могли включить комплекс, настроить оборудование… Радар захватил цель, перешел в режим сопровождения, имитируя боевую ситуацию. И тут кто-то в силу халатности или незнания техники нажимает кнопку. Все, никакой самоликвидации ракеты не предусмотрено, цель уничтожается. Сейчас, когда появляется все больше информации о втором самолете, я уже не уверен, что стреляли не с воздуха.

- Если стреляли с самолета, пилот мог нажать кнопку по ошибке?

- Нет, в истребителе для пуска ракеты обходимо произвести целую последовательность действий, - сказал Игорь Коротченко. - Есть версия, что малайзийский самолет приняли за борт российского президента. Я не исключаю, что так и было. Раскраска действительно очень похожа, особенно издали...

Российское Минобороны обнародовало: в минуты гибели «Боинга» над Юго-Восточной Украиной пролетал американский спутник-шпион. Этот космический аппарат как раз предназначен для обнаружения пусков ракет. Довольно странное совпадение.

КСТАТИ

Это точно не отказ оборудования

Версия крушения лайнера из-за неисправности тоже неправдоподобна. Правда, в сетевом сообществе нашлись люди, утверждающие, что видели, как самолет совершил жесткую посадку «на брюхо» с довольно большой горизонтальной скоростью. Эти «свидетели» считают, что у лайнера внезапно отказали двигатели, но пилот предпринял неудачную попытку посадить его. А развалился «Боинг» якобы от удара о землю.

Однако эта версия не выдерживает никакой критики. В широком доступе есть видеозапись крушения, на которой заметно: после взрыва основной части фюзеляжа с неба вертикально летят другие обломки. В случае отказа двигателей пилоты наверняка успели бы передать на землю информацию об этом. Либо активировать кнопку SOS. Падение с такой высоты занимает около 4 минут, времени было достаточно. Однако «Боинг» пропал с радаров в одно мгновение. Такое возможно только в случае внезапного разрушения.

Скорее всего, «свидетели» появились в первые часы после трагедии. Похоже, с их помощью украинские власти готовили почву для признания катастрофы техногенной. Тогда в Киеве не знали, сколько фактов опровергнут эти «показания».

СПРАВКА «КП»

Они никогда не признают вины

Это удивительно, но и США, и Украина уже были замешаны в скандале со сбитым по ошибке самолетом. И та и другая страна до последнего отрицали свою вину. В июле 1988 года ракета, выпущенная с американского крейсера, сбила над Персидским заливом иранский Airbus. Погибли 290 человек, в том числе 66 детей. Пентагон объяснил, что гражданский лайнер был по ошибке идентифицирован как истребитель, а Рональд Рейган назвал произошедшее верными оборонительными действиями американских моряков. Только после поражения в Международном суде США согласились выплатить компенсацию родственникам погибших.

Наверное, именно этот прецедент изучали на Украине. Когда в 2001 году украинская С-200 по ошибке сбила российский лайнер авиакомпании «Сибирь», Киев отказался признать ответственность за эту ошибку. Авиакомпания так и не добилась компенсации убытков. А родственникам погибших согласно межправительственным договоренностям отступные были выплачены без шума и без признания юридической ответственности.

В ТЕМУ

Инсценировку с атакой на самолет хотели применить на Кубе

Обломки лайнера еще не успели остыть, а Киев и его западные друзья уже заговорили о российском следе. Принялись демонстрировать «доказательства», которые сразу оказывались в корзине грубых подделок. То вытащили некий разговор ополченцев, сотканный буквально за час из нескольких кусков. То с гордостью показали видео перемещения комплекса «Бук» якобы в подконтрольном ополченцам Краснодоне. Но на самом деле это украинская установка и движется она по Красноармейску, подконтрольному регулярной армии.

Каждый день приносит новые факты, ставящие официальный Киев во все более проигрышную позицию. Но там как мантру повторяют одни и те же тезисы о виновности России и ополченцев. Почему? Может быть, ответ в том, что произошедшее с «Боингом» не просто трагическая ошибка, а спланированная провокация? Странная смена маршрута, заранее заготовленные фальшивки…

Спецслужбы США, кстати, уже готовили подобные провокации в прошлом. Американский экс-министр обороны Роберт Макнамара в своей книге воспоминаний приводит эпизод 1962 года, когда, готовя вторжение на Кубу, ЦРУ и Пентагон разработали тайную операцию, цель которой - инсценировать атаку кубинского истребителя на американский пассажирский чартер. Правда, людей в чартере не должно было быть. Предполагалось, что самолет будет лететь как беспилотник, в заданный момент передаст в эфир SOS и сообщение о нападении, а потом рухнет в море.

Тогда операция сорвалась из-за начавшегося Карибского кризиса. А сейчас… Может быть, спецслужбы Штатов все же провернули эту аферу, даже пожертвовав пассажирами? Ведь на Донбассе моря нет, на месте падения должны быть чьи-то тела.

В этой связи не такой уж и бредовой кажется конспирологическая версия о том, что разбившийся «Боинг» на самом деле - это тот самый самолет, который исчез в Юго-Восточной Азии в марте этого года. Такое предположение уже собрало немало поклонников в интернете. Кто-то даже верит, что лайнер провалился во «временную дыру» и вынырнул оттуда перед самой гибелью. Но это скорее для фантастов.

А вот то, что «Боинг» никуда не пропадал, что его просто спрятали до «лучших времен», не так уж невероятно. Еще в марте выдвигались предположения, что его укрыли на острове Диего-Гарсиа, американской военной базе в центре Индийского океана. А поиски у берегов Антарктиды развернули тогда лишь для отвода глаз. В марте, накануне референдума о присоединении Крыма к России, конспирологи всерьез рассуждали о том, что лайнер могут использовать для провокации против России. Может, тогда не удалось, и сейчас попытку решили повторить?

Сторонники этой версии выдвигают свои доводы. Они утверждают, что 17 июля прибывшие на место трагедии местные жители заметили: тела погибших выглядели так, будто лежали уже несколько дней. Кроме того, многие трупы, как уверяют авторы версии, были голыми, а остальные были одеты в одинаковую одежду. По телевидению были показаны паспорта некоторых погибших. Блогеры попытались найти этих людей в соцсетях. Нашли. Оказалось, что у троих аккаунты зарегистрированы в один день - 21 апреля прошлого года. И у всех за прошедший год на страничках не появилось ничего, кроме загруженных в день регистрации фотографий. Ни друзей, ни любимых женщин. Да и питания, предназначенного для пассажиров, на борту сбитого лайнера не обнаружено.

Не посадили ли на лайнер мертвецов?

Конечно, правдоподобность этой версии вызывает сомнения. Например, медики уже объяснили: тела выглядели «старыми» из-за причины смерти - декомпрессии. После попадания ракеты самолет разгерметизировался. Азот, который растворен в крови человека, перешел в газообразное состояние. Кровь как бы вскипела. В легких от резкого увеличения объема воздуха произошли разрывы. И синюшный цвет трупов появился именно из-за удушья. Да и родственников погибших ТВ уже показало.

Но надо понимать, что безумные версии рождаются тогда, когда мало информации. Российская сторона уже предоставила свои аргументы. Они звучат убедительно. Теперь очередь - за Украиной.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Те, кто сбил «Боинг», планировали, что он упадет на территории России

Военный обозреватель «КП» Виктор Баранец попросил экспертов прояснить детали, которые могут пролить свет на причины крушения "Боинга-777" над Украиной

Он побеседовал с экс-начальником Главного штаба войск Противовоздушной обороны России генерал-полковником Игорем МАЛЬЦЕВЫМ, полковником в отставке Михаилом ТИМОШЕНКО и полковником в отставке, старшим преподавателем кафедры Тактики и вооружения зенитных ракетных войск Академии воздушно-космической обороны, кандидатом технических наук Михаилом ЗАХАРОВЫМ. (читайте далее)