Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
В мире19 сентября 2014 8:00

Почему жители Европы все чаще требуют независимости

Правящие классы на Западе уже не способны учитывать интересы населения, считает наш колумнист
Итак, референдум о независимости Шотландии состоялся

Итак, референдум о независимости Шотландии состоялся

Фото: REUTERS

Итак, референдум о независимости Шотландии состоялся. По его итогам Шотландия остается в лоне Соединенного Королевства. Окончательные цифры, видимо, будут еще утрясать, но уже сейчас понятно, что они не сильно будут отличаться от итогов последних опросов: приблизительно 46% сторонников независимости, но 54% противников.

В России за этим референдумом следили особо пристально. Неудивительно, ведь это первый случай подобного голосования в самой цитадели западного мира. Того самого мира, который последние годы активно использовал национально-освободительные движения для того, чтобы разделять и властвовать. Само собой, многим хотелось, чтобы на Западе отведали, наконец, своего собственного блюда. Надо сказать, что это почти произошло: перед референдумом английские политики выглядели бледно, в пользу единой Британии вынужден был даже высказаться американский президент. Что особенно комично, учитывая историю создания Соединенных Штатов.

Если говорить рационально, то сторонники единой Британии в Шотландии, разумеется, правы. У нас есть свой собственный горький опыт разделения страны. Мы помним, как на окраинах Советского Союза уговаривали людей голосовать за отделение. Какую республику ни возьми - каждая кормила Москву, каждая должна была стать или второй Францией, или второй Швейцарией. Вместо этого везде после объявления независимости наблюдалось чудовищное падение уровня жизни. Вместо Европы все почему-то съехали ближе к Африке. Наблюдалась и забавная закономерность: чем сильнее новая страна стремилась в Европу, чем больше ее власти говорили о демократии и либеральных ценностях, тем хуже обстояло дело с уровнем жизни, с правами человека и с той же коррупцией. Буквально везде титульный народ, только-только освободившись от "российского гнета", начинал угнетать свои собственные меньшинства, насаждать свои собственные правила огнем и мечом. Даже в тех редких случаях, когда, отделившись от одного большого организма новоявленные государства сразу вливались в другое, как это было с Прибалтикой, ничего особо хорошего это рядовому обывателю не приносило.

Европа сегодня в многом напоминает Советский Союз, что наблюдатели отмечают все чаще и чаще. Именно поэтому в таком количестве регионов заходит речь о независимости. Каталония в Испании, Бавария в Германии, Венеция в Италии - жители этих и других регионов вовсе и не хотят покидать Евросоюз. Они желали бы просто устранить дополнительного посредника между собой и евробюрократией. В терминах СССР - они желали бы из автономий сделаться полноценными республиками. То есть, в их глазах речь идет об изменении скорее административных границ, нежели государственных. Однако же, это не принесет никаких потрясений ровно до тех пор, пока Евросоюз будет существовать в том виде, в каком он существует сейчас. Стоит этому объединению развалиться, как все противоречия вылезут наружу, и малые государства окажутся в таком же сложном положении, в каком оказались бывшие республики Союза.

К несчастью, вряд ли западные политики откажутся от тех методов, к которым они привыкли. Одно дело - собственные граждане. К ним можно прислушиваться, давать им высказываться, не бомбить их за это и не сажать в тюрьмы. К этому пришли после многих кровавых лет. Мы еще помним, что происходило в Северной Ирландии и в стране басков. Но совсем другое дело - экспортные варианты. Крым и Донбасс должны оставаться в лоне единой Украины. Разве Киев после переворота обсуждал эти вопросы? Утверждают, что референдумы в русских регионах проходили под дулами автоматов. Разве Киев допускал возможность проведения голосования без этого? Может быть, автоматы понадобились, чтобы референдумы вообще могли состояться?

Отдельно надо сказать и о самом формате голосования в Шотландии. Вряд ли такой формат, применяй его в России, был бы признан хоть кем-нибудь из международных организаций. Но Запад сам устанавливает правила, по которым играет. Что же - теперь все наглядно убедились, что в Британии есть регион, половина жителей которого, мягко говоря, власть Лондона не признают. Это ошеломительный результат, если учитывать, сколько лет Шотландия входит в Соединенное Королевство. Более того, речь идет об одном из самых состоятельных государств на земле. И все равно 46% не хотят в нем оставаться.

Нил Ирвин пишет в "Нью-Йорк Таймс", что сам референдум в Шотландии свидетельствует о глобальном кризисе элит. О том, что правящие классы на Западе все менее способны обеспечивать баланс интересов населения. Если он прав (а я думаю, что прав), нас ждут веселые времена.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Шотландского джинна обратно уже не загонишь

Если добиться независимости не удастся, половина жителей страны готова организовать новый референдум

Я иду на участок для голосования вместе с хозяевами маленькой эдинбургской гостинички Джимом и Кэт Галлахер. Голосование здесь проходит в церквях, что для нас удивительно, но так сложилось исторически: для общественно значимых дел выбирают общественно значимое место. И пока мы идем, я допытываюсь: (читайте далее)