Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Экономика7 октября 2014 22:00

Эксперты «КП»: Запад ждет сокрушительное поражение в экономической войне с Россией

«Комсомолка» поговорила со специалистами о последствиях американских и европейских санкций против нашей страны
Греческие фермеры выбрасывают помидоры, предназначенные для экспорта в Россию, у здания правительства, в знак протеста против санкций

Греческие фермеры выбрасывают помидоры, предназначенные для экспорта в Россию, у здания правительства, в знак протеста против санкций

Фото: REUTERS

Санкции против России не похожи на те, что США и страны Запада принимали ранее. Поэтому Россию невозможно сравнивать с Ираном, который уже долгие годы живет под экономическими ограничениями. Впрочем, то, что Россия - не Иран, и так понятно, но возникает вопрос: что может противопоставить наша страна хитрости тех, кто против нее козни удумал?

СТРАШНО, АЖ ЖУТЬ

Как говорят западные юристы, которые в эти дни завалены работой, потому что пытаются разобраться в системе антироссийских санкций, - такого еще не было. Не то чтобы санкции против нашей страны были какими-то очень масштабными. Пока не очень. Но важна система. В санкциях прослеживается некий новый подход. Возможно, Россия становится для Запада полигоном, на котором оттачивают новые методы борьбы с неугодными политическими системами. И «полигону», конечно, тоже достанется по полной. Прав министр экономического развития Алексей Улюкаев, санкции - это надолго, и что там будет дальше, знают только архитекторы этого нового экономического миропорядка.

Особенность нынешних гонений - в том, что они многоуровневые. Есть люди и компании, с которыми нельзя иметь никаких отношений. Это чиновники, имеющие отношение к Украине и Крыму, а также компании, которые якобы контролируются лояльными к Кремлю людьми. Другой уровень - фирмы, отрезанные от денег и нефтегазовых технологий. Это, например, «Роснефть» или банк «Россия». Иметь отношения с ними можно, но нельзя давать в долг и предоставлять технологии для добычи углеводородов. Этот уровень называется «секторальным» в отличие от предыдущего, персонального.

В целом система лежит в русле стратегии «умных санкций», которая была разработана против стран, поддерживающих террористов. Начало процесса теряется в недрах спецслужб США, а конец очевиден - неуклюжее вторжение в Ирак, революции в Ливии и Тунисе, беспорядки и смена власти в Египте, наконец, восстание в Сирии и гражданская война там. Значит ли это, что конечная цель любых санкций - это смена режима? Вопрос остается открытым, потому что Россия предстает новым звеном в этой цепи. До России дела приходилось иметь со странами третьего уровня, с которыми США не сотрудничали и так. Россия - государство, плотно интегрированное в мировую экономику, связи между нами и Штатами можно перечислять бесконечно, так что новый виток можно условно назвать «очень умными санкциями».

Впрочем, есть и другое мнение: мы переоцениваем глубину и изобретательность США.

- Пока то, что мы видим в отношении России, мало отличается от того, что было сделано против Ирана, - говорит директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. - Экономика России во многом похожа на экономику Ирана, поэтому пока я вижу стремление направить ситуацию по иранскому пути. Иран добывает углеводороды и их экспортирует, как и Россия, поэтому ударили по сырьевому сектору и по рынку обмена капиталами, что обычно связано с нефтянкой.

НОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

В целом можно согласиться с экспертом, но тем не менее механизм антироссийских секторальных санкций в нынешнем виде против Ирана все-таки не применялся. Цель, вероятно, была та же самая, а исполнение другое. США поймали российские нефтяные компании за больное. Россия в целом исчерпала запасы, которые можно было извлечь легко, и приступила к месторождениям на трудных участках: вечная мерзлота, дальние регионы, шельф. По ряду причин западные компании накопили для таких условий больше опыта, и их технологии оказались бы не лишними. И наши компании теперь отрезаны именно от этого. Ответом России могло бы стать, например, ограничение поставок газа, но это - очень крайний и совсем нежелательный вариант. Понимая, что осторожная Москва на это не пойдет, Запад чувствует себя в некотором роде безнаказанно.

На другом полюсе - ограничение в движении капитала, и тут, конечно, ключевой задумкой остается отключить банки России от системы обмена данными SWIFT. Первая попытка - отключить Россию от систем VISA и MasterCard - провалилась, хотя клиенты ряда банков испытали по весне несколько неприятных дней. Несмотря на нажим политиков, указанные компании Россию не покинули, чтобы не терять прибыли, и даже пошли на некоторое ужесточение условий их работы в стране. Может ли получиться со SWIFT? Сначала разберемся, о чем идет речь.

СИСТЕМА «НИППЕЛЬ»

SWIFT - это нечто вроде электронной почты, с помощью которой банки разговаривают друг с другом. Перед SWIFT была система TELEX. Обе они очень похожи. Тут и там обмен данными строится на посылке кодовых сообщений. Скажем, в SWIFT код М103 означает «однократное зачисление клиентских средств», в TELEX используется другой код. Банк на другом конце мира получает такое сообщение, знает, что его точно послал банк-партнер, а не мошенники, и делает нужную операцию. При этом, естественно, деньги физически через границы не перемещаются, все делается через такие послания.

Некоторые отличия все же есть. TELEX, например, требует генерировать ключ безопасности заново для каждого акта обмена данными, поэтому он более надежен, но медленнее работает. Но главное - если TELEX не принадлежит никому, как не принадлежит никому «интернет вообще», то SWIFT - это бельгийская компания, живущая по законам Бельгии, и серверы для программного обеспечения в Бельгии - тоже.

Поэтому, когда в ЕС заговорили об отключении России от SWIFT, они знали, что делали. Всегда проще надавить на одну компанию, чем бегать по банкам и требовать у каждого прекратить контакты с Россией.

НИКАКИХ ПРОБЛЕМ

Сработает ли эта санкция из серии «очень хитрой силы»? И тут-то нас выручает, что Россия все-таки не Иран. Во-первых, у нас есть собственная система обмена данными внутри страны, ее поддерживает ЦБ, у нас ее не отнять. Во-вторых, не забыта и система TELEX.

- До сих пор соответствующие отделы почти во всех мировых банках называются SWIFT/TELEX, - сказал «КП» руководитель IT-департамента одного из финансовых учреждений страны.

- Некоторые проблемы с TELEX все-таки могут возникнуть при попытках контактировать с западными банками, - говорит финансовый омбудсмен Павел Медведев.

В то же время как-то забылось, что Иран уже был отключен от SWIFT на полтора года. И ничего - это государство не осталось без связи, его выручали знакомые банкиры из третьих стран. Они брали на себя банковские переводы из Ирана и в Иран.

Но Павел Медведев считает, что страхи по поводу отключения от SWIFT преувеличены и Запад на это не пойдет:

- Санкции смягчаются, к тому же этот шаг ударил бы по неограниченному кругу лиц, а Запад пока выбрал тактику точечных мер.

ПОБЕДА БУДЕТ ЗА НАМИ

Ничего нового в санкциях против России нет, схемочки старые, считает глава Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов. Со времен Кубы не изменилось ровным счетом ничего - а ее США мурыжит, напомним, с 1960 года. Но ощущение новизны есть, и Мамонтов объясняет почему:

- Вообще-то раньше конфликт такого уровня сразу вызывал войну. Первая мировая началась по куда менее пустяковому поводу. Но мы видим санкции вместо войны. На самом деле это Третья мировая экономическая война. Запад пытается решить военные задачи с помощью экономики.

В итоге Запад ждет страшное поражение, уверен Мамонтов:

- Россия - это мощная страна, которая привыкла жить в изоляции, и она сможет продержаться с разной степенью успеха бесконечно. А вот Запад выйдет из этого конфликта полностью разгромленным. Я не исключаю, что поражение потерпит вся экономическая и политическая система США и Европы.

Запад пытается в современном мире действовать грубыми методами начала ХХ века - ломом, лишь едва завернутым в бархатную тряпочку санкций.

- Россия впервые, может быть, за сто лет реагирует настолько умно и сдержанно, что у меня нет сомнений, на чьей стороне победа, - заключает Мамонтов.

КСТАТИ

Россия не одинока - за последнее время США применяли санкции к 20 странам! Вот несколько примеров.

Сербия и Черногория - 2001 - 2011 годы.

Беларусь - с 2004 года и по сей день. Некоторые граждане не могут въезжать в США, их счета за рубежом заморожены.

Бирма - с 1997 года.

Кот-д'Ивуар - лично против президента этой страны с 2011 года.

Куба - с 1960 года.

Конго - с 2006 года.

Иран - с 1979 по 2014 год.

Ирак - с 1990 года до свержения Саддама.

Ливан - с 2012 года.

Ливия - с 2011 года до свержения Каддафи.

Йемен - с 2012 года.

Зимбабве - с 2002 года.

МЕЖДУ ТЕМ

Санкции ударили по среднему классу

Влияния продуктовых санкций почувствовали на себе 52% опрошенных в ходе традиционного исследования Sberbank CIB «Потребительский индекс Иванова».

«Ивановы» в этом исследовании - это российский средний класс. Граждане с доходом и образованием выше среднего.

По ощущениям опрошенных, инфляция сейчас составляет не менее 11,5% (читайте далее)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Кто опускает цены на «черное золото»

Последние недели вдруг стало ощутимо дешеветь «черное золото»

И это несмотря на накаленную обстановку в Сирии, Ираке, Гонконге, на Украине. Обычно «горячие точки» ведут к росту цен в мире на энергоносители. Ныне – наоборот.

Неужто Обама решился на то, к чему еще весной его открыто призывал Сорос - тихой сапой обвалить мировые цены на нефть и поставить Россию на колени? Дело-то действительно пахнет керосином. От цены нефти зависит более половины доходов российского бюджета. Мало нам официальных санкций Запада, так еще и по нефтяной трубе бьют янки. На днях наш Центробанк объявил, что готовит шоковый сценарий развития экономики при 60 долларах за баррель! Действительно, шок! (Читайте далее)