Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
В мире18 августа 2015 15:20

Франция: коррозия свободы слова

Многие независимые эксперты в последнее время все чаще с тревогой говорят о неоднозначном процессе в этой европейской стране
Многие независимые эксперты в последнее время все чаще с тревогой говорят о неоднозначном процессе во Франции

Многие независимые эксперты в последнее время все чаще с тревогой говорят о неоднозначном процессе во Франции

Фото: REUTERS

Многие независимые французские эксперты в последнее время все чаще с тревогой говорят о коррозии в стране свободы слова. Нет, мы сейчас не о сатирическом издании «Шарли», в котором свобода слова, как говорила политолог Наталья Нарочницкая, попросту выродилась в свободу оскорблять. Идет давление (от отлучений от эфира до увольнений) на тех, кто отбивается от «генеральной линии» - не так освещает конфликт на Украине, войну в Сирии, внешнюю политику США или проблемы евроинтеграции.

Особенно достается тем, кто пытается рассказать об исламских радикалах, засилье мигрантов и провале политики мультикультурализма. Под уголовку подпадет и гомофобия, которую министр юстиции Кристиан Тобира (родом из Гвианы) намерена приравнять по тяжести к... антисемитизму. Напомним, после принятия во Франции закона о гей-браках Тобира выступила с речью, поблагодарив единомышленников за «прекрасную и благородную реформу» и поругав оппонентов за «квинтэссенцию эгоизма».

Чем дальше, тем больше убеждаешься, что декларируемое уважительное отношение к меньшинствам оборачивается диктатурой этих меньшинств. И чересчур усиленная активность работающих в этой сфере неправительственных организаций показывает, что опасения небеспочвенны. Так, публицист Филипп Тессон, посмевший после январских терактов в Париже заявить о том, что «основная угроза светским устоям общества» исходит от проживающих в его стране мусульман, получил несколько исков от этих НПО.

А история с известным журналистом Эриком Земмуром? После его слов о том, что большинство заключенных в Пятой республике - мусульмане (по статистике - до 75% ), над ним устроили судилище. В травле лично участвовал премьер-министр Мануэль Вальс. Дескать, Земмур осмелился писать о потере Францией национальной идентичности из-за засилья мигрантов. «Он не достоин того, чтобы люди его читали», - припечатал Вальс книгу «Самоубийство по-французски», где критикуется социально-экономическая и миграционная политика французов за последние четыре десятка лет.

К слову, Земмур открыто высказывался в поддержку Москвы , призывая Париж и Берлин образовать с русскими союз. «НАТО изо всех сил старается изобразить Россию врагом Запада и, таким образом, оправдать существование этого военного блока. По счастью, Франция и Германия вовремя заблокировали присоединение Украины к НАТО, и это весьма положительный факт... Нужно сделать шаг к заключению союза с Россией. Это единственный шанс Европы избавиться от статуса протектората США. Такой союз с Россией абсолютно необходим для противостояния исламистам. Повсюду эти экстремисты не просто пытаются уничтожить всякие следы западной и христианской цивилизации, но и принести войну на территорию самой Европы», - пишет Земмур в Le Figaro Magazine. Разумеется, такие мысли тоже мало кому понравились.

Всех журналистов, не сказавших в январе «Я - Шарли», откровенно травят. Писателя Мишеля Уэльбека власти обвинили в нетерпимости из-за романа «Подчинение», в котором президентом Франции в 2022 году становится исламист. Хотя, к примеру, его знаменитый современник Фредерик Бегбедер в интервью российской газете «Культура» коллегу по цеху поддержал: «Мишель, несомненно, наделен даром предвидения, и его можно считать пророком. В одной из своих предыдущих книг он в какой-то мере предвосхитил теракт, совершенный в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Ну, а «Подчинение» - это сатира на современную Францию».

Выходит, и юмора достаточно для сигнала загнобить.

ОФИЦИАЛЬНО

Свобода слова во Франции - ответ газете "Комсомольская правда"

Советник по делам прессы посольства Франции в России Мадлен Куран главному редактору «Комсомольской правды» господину Сунгоркину В. Н.

Москва, 31 августа 2015 года

Господин Главный редактор!

Я ознакомилась со статьей, опубликованной 19 августа в «Комсомольской правде» «Франция: коррозия свободы слова».

Позвольте мне внести правки в существующие неточности:

В статье употребляются размытые формулировки, характеризующие «давление», которое оказывается на французских мыслителей – писателей, журналистов, которые, якобы, высказывают мнение, отличное от некой «генеральной линии», обобщенной в слогане «Я - Шарли». Эта линия, по мнению автора статьи, либо навязывается «властями», либо «деятелями НПО», либо «меньшинствами».

Писатели и журналисты, о которых идет речь в статье, как и другие авторы, высказывающие иную точку зрения на разные темы, конечно, вызвали полемику во французской медиасфере. Это прекрасный пример того, какое оживленное обсуждение может идти в нашем обществе по общественно значимым темам - по вопросу о мигрантах (пример о мигрантах, приведенный в статье) и по вопросам внешней политики (пример из статьи о политике французского правительства в отношении России). Это не означает, что участники споров подвергаются «гноблению».

Независимое правосудие во Франции является гарантом свободы слова, основополагающего принципа Французской Республики, с 1789 года закрепленного в Декларации прав человека и гражданина: « Свободная передача другим мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; посему всякий гражданин может свободно говорить, писать, печатать, под страхом ответственности за злоупотребление этой свободой в случаях, определенных Законом». Любой человек, считающий, что он подвергся оскорблениям или клевете, может отстаивать свои права в независимом и беспристрастном суде. Именно в этом контексте жалоба, поданная на Филиппа Тессона за приведенные в статье высказывания, в конечном счете, была отклонена судом.

Террористический акт 7 января в редакции «Шарли Эбдо», повлекший за собой гибель восьми журналистов, был самой грубой, самой неприемлемой атакой на свободу слова. Именно поэтому французы приняли участие в массовых выступлениях, последовавших за терактом, не только под девизом «Я – Шарли», но и «Я - полицейский, я - еврей, я – Республика!», что подтверждает фотография, иллюстрирующая электронную версию вашей статьи. Президент Республики Франсуа Олланд объяснил смысл этой солидарности нации приверженностью французов свободе слова: «Речь не идет о том, чтобы навязать другим свое мнение, а о том, чтобы уважать чужие мысли, высказывания, слова».

Буду Вам признательна за публикацию полного текста письма, в качестве реализации моего права на ответ.

Оригинал письма в формате jpg