Известный публицист рассуждает о творчестве Нобелевского лауреата Светланы Алексиевич
Фото: РИА Новости
По поводу присуждения Нобелевской премии писательнице Алексиевич хотелось бы сказать следующее.
В истории битцевского маньяка Пичужкина был один замечательный эпизод.
Маньяк Пичужкин познакомился во дворе со скучающим колдырем - и предложил ему выпить. Пойдем, мол, бутылку на халяву поставлю.
Колдырь согласился.
Они пошли пить. Поймав удобный момент, Пичужкин ударил колдыря по голове чем-то тяжелым и сбросил в какой-то люк или коллектор. И, решив, что тот помер, удалился.
Но колдырь не помер.
Придя в себя, он выбрался из этого коллектора, и даже смог дойти до дома, где кто-то вызвал ему скорую, и его забрали в больницу.
В больнице колдырь провел какое-то время, его там подлечили, после чего выписали, и он вернулся во двор - где снова встретил маньяка Пичужкина.
И маньяк Пичужкин снова предложил ему выпить!
Но на этот раз колдырь посмотрел на Пичужкина с некоторым сомнением, словно бы что-то припоминая.
И отказался.
И не пошел.
Это я все к чему?
А это я все к тому, что мы, может быть, и колдыри, и рабы, и совки, и ватники, и угрожаем европейской гуманистической цивилизации, свободной Украине и синеглазой сестре Беларусь, и "в каждом русском сидит Путин" etc. etc.
И лет тридцать назад наш простодушный народ действительно купился и на фильм "Покаяние", и на академика Сахарова, и на "свободу Прибалтике", и на "русские звери саперными лопатками избивали чудесных грузин", и на высокодуховных писателей Кабакова, Алеся Адамовича и Роя Медведева с Юрием Карякиным впридачу, и на "трудную дорогу реформ", чтобы водки хряп - и в коллектор вниз головой.
Но теперь, когда нам по второму кругу пытаются продать великого писателя Алексиевич, великий фильм Левиафан, великого политика Немцова и великую эпоху девяностых годов, - этот номер не пройдет.
Ну никак не получится, извините.
- Пойдем, а? Ну пойдем, че ты ваще?
- Знаешь, не хочется что-то. Не пойду.
И не пойдет.
ЕЩЕ МНЕНИЕ
Нобелевская премия - это «Мисс Вселенная» по уровню пошлости
Эдуард ЛИМОНОВ
Имя Светланы Алексиевич у большинства родившихся в СССР ассоциируется с книгой «У войны не женское лицо» - о подвиге советских женщин в годы Великой Отечественной. За нее в 1986-м молодая писательница из Минска получила престижную премию Ленинского комсомола. Прошло почти 30 лет, Светлане сейчас 67. Ее имя прогремело на весь мир: Алексиевич стала первой за многие годы русскоговорящей обладательницей Нобелевской премии по литературе (подробности)
«Оскар» для документального фильма
Денис КОРСАКОВ
Светлана Алексиевич не является писателем в привычном смысле этого слова. Она не создавала в своих книгах миры, не придумывала персонажей, не наделяла их душой и характером. Всех своих героев она брала «с натуры» - просто умела показать их боль, как никто не мог. Она документалист - и то, что ей дали Нобелевскую премию, все равно что «Оскар» в категории «Лучший фильм года» вручили бы документальной картине. (подробности).
Женское ли лицо у Светланы Алексиевич?
Александр ГРИШИН
Алексиевич принимает лишь ту часть русского мира, которая к нашей России не относится. Как она сказала, что «находится за пределами русского мира», явно имея в виду за пределами страны. Ее русский мир – это не просто Чайковский, Пушкин, Левитан, Толстой и сотни и тысячи составивших славу русской культуры и истории людей. А эти персоны вне связи с нынешней Россией. Нам, живущим в России сейчас, она отказывает в праве на Пушкина и Толстого. На каком основании – сразу, может, и не разберешь. А вот начнешь смотреть, чем дышит человек, так сразу становится понятно. Алексиевич, считающая Советский Союз, в котором она благополучно выучилась и работала в партийной прессе (иной тогда не было), не меньшим злом, чем нацистскую Германию, достаточно давно стала не только антисоветчицей, но и откровенной русофобкой (подробности)