Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Дом. Семья3 ноября 2015 22:00

Пять лучших книг для мозга

Свежие шедевры в жанре нон-фикшен - они же дополнительные уроки по любимым предметам для подростков и взрослых
Свежие шедевры в жанре нон-фикшен.

Свежие шедевры в жанре нон-фикшен.

Фото: Евгения ГУСЕВА

УРОК МАТЕМАТИКИ

Уолтер Айзексон «Инноваторы. Как несколько гениев, хакеров и гиков совершили цифровую революцию»

Издательство Corpus

Уолтер Айзексон - американский автор фундаментальных биографий (его труд о Стиве Джобсе, стал самой продаваемой биографией в истории). О Джобсе идет речь и здесь. Но не только о нем: это книга о том, как в течение почти двух столетий мир с помощью нескольких выдающихся людей двигался к нынешнему своему состоянию, в котором жизнь без компьютера и интернета непредставима. Начинает Айзексон с дочери лорда Байрона Ады Лавлейс, девушки с незаурядными математическими способностями, прозревшей концепцию современного компьютера, и ее друга и наставника, выдающегося изобретателя Чарльза Бэббиджа. И дальше, дальше - через создателя протокомпьютера Алана Тьюринга, через Джобса и его вечного соперника Билла Гейтса к создателям Google Ларри Пейджу и Википедии Джимми Уэйлсу. Подробное и увлекательное чтение.

УРОК ГЕОГРАФИИ

Андрей Шарый «Дунай. Река империй»

Издательства «Колибри», «Азбука-Аттикус»

Это рассказы о людях, которые населяли берега Дуная - от кроманьонцев до нынешних австрийцев, сербов, украинцев и румын, от императора Марка Аврелия до Юрия Франца Кульчицкого, в XVII веке открывшем первую в Европе кофейню и приучившего континент к кофе. Тысяча историй - и про историю вальса «Дунайские волны», и про знаменитый «Восточный экспресс», и про лягушек, коих в дельте Дуная насчитывается ровно три миллиона. Андрей Шарый - журналист и писатель, автор нескольких книг о Югославии - объездил десятки придунайских городов и городков и написал превосходную, очень обаятельную книгу, в которой Дунай - не линия на карте, а почти живое огромное существо, тысячелетиями определявшее судьбы стран и империй.

УРОК БИОЛОГИИ

Владимир Динец «Песни драконов»

Издательство Corpus

Автор - американский зоолог - уехал из России еще в юности, в начале 90-х. И с тех пор изъездил в буквальном смысле всю планету, увидев в живой природе редчайших животных. Сам Динец считает, что это все благодаря тому, что он в отличие от коллег любит бродить по ночам. И действительно, когда он выполнял первую свою серьезную университетскую работу во Флориде, именно ночью ему удалось увидеть поющих и танцующих аллигаторов (а все остальные наблюдали их в основном днем, когда они грязные, апатичные и скучные).

Именно тогда, много лет назад, и зародились «Песни драконов». Флоридой, конечно, дело не ограничилось: изучая аллигаторов и крокодилов, Динец на протяжении нескольких лет объездил десятки стран.

Конечно, эта книга не только про крокодилов (кстати, они согласно автору не столь опасны, как их малюют). Динец здесь (как и в предыдущих своих книгах) выглядит искателем приключений, реальным Индианой Джонсом, который в поисках сокровищ (в данном случае редких животных) способен отобрать кусок мяса у снежного барса, принять вызов на дуэль от офицера боливийской полиции (вариантов оружия два: мачете или «Калашников»), заводить романы с экзотическими красавицами, совершить побег на каяке из китайской тюрьмы. Все это в окружении радужных удавов, розовых дельфинов и алых ибисов.

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

Питер Финн, Петра Куве «Дело Живаго. Кремль, ЦРУ и битва за запрещенную книгу»

Издательство «Центрполиграф»

В прошлом году разразился небольшой историко-литературный скандал: вдруг выяснилось, что ЦРУ действительно способствовало изданию пастернаковского романа «Доктор Живаго» за границей. И более того, всячески его распространяло, считая, что книга поспособствует подрыву коммунистического строя. Многим казалось - все это советская пропаганда в чистом виде; ан нет, журналист Washington Post Питер Финн и исследовательница Петра Куве доказали, что все это было на самом деле; причем рукопись передавалась на Запад почти как в шпионском фильме. Самому Пастернаку это, кроме Нобелевки, конечно, принесло невероятные страдания, которые, скорее всего, сильно приблизили его смерть.

Книга Финна и Куве, воспользовавшихся документами из архивов ЦРУ, спустя год после публикации в оригинале переведена и выпущена на русском. Смущает одно: еще шесть лет назад на том же самом русском языке вышла книга Ивана Толстого «Отмытый роман Пастернака», где говорилось буквально о том же самом. И тоже местами излагалось в джеймс-бондовском стиле (хотя Финн и Куве все ж таки авторы более бойкие, чем наш историк литературы - и стараются превратить историю почти в шпионский триллер).

УРОК ИСТОРИИ

Ян Мортимер «Средневековая Англия. Путеводитель путешественника во времени»

Издательство «ЭКСМО»

Очень легко написанный, красочный путеводитель по Англии XIV века, переполненный подробностями быта людей того времени. Те, кто считает Средневековье романтическим временем (рыцари! прекрасные дамы! роскошные соборы!), не раз поежатся, читая о чудовищной грязи и вони, которые царили даже в крупных городах, о голоде, от которого были вынуждены мучиться крестьяне и горожане, о том, что они порой ели, когда голода не было (иным подлецам-пирожникам ничего не стоило состряпать пирог с мясом дикой свиньи, которая до того неделю разлагалась на улице), об ужасной медицине (доктора ставили диагнозы, руководствуясь исключительно астрологией, цветом мочи пациента и вкусом его крови). Ну а об эпидемиях чумы или о выставленных на виду у всех пиках с гниющими головами преступников (да, как в «Игре престолов», только еще хуже) и говорить нечего. Но Мортимер любит Средневековье и старается находить в нем побольше захватывающего: «Город такой живой, так полон занятных людей, что вскоре вы уже забудете об обезглавленных изменниках. Доберитесь до центра любого большого города, и вас поразит невероятное разнообразие костюмов. На солнце богатые красные, ярко-желтые и глубокие синие цвета видны отлично... Слышны луженые глотки уличных торговцев, расхаживающих по улице с большими тарелками: «Горячие гороховые стручки!», или «Зеленый тростник!», «Горячие овечьи ноги!», или «Говяжьи ребрышки и много пирожков!» Ну и кроме всего прочего - едва ли вы знали, что в Англии XIV - XV веков популярнейшими развлечениями были футбол и теннис. Правда, их все норовили запретить - слишком шумными и травмоопасными тогда были эти игры.

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ

Андрей ЖИТИНКИН, режиссер:

Андрей Житинкин.

Андрей Житинкин.

- Конечно, я читаю Сорокина и Пелевина. Мне кажется, они до сих пор по-настоящему не оценены. В отличие от многих шумных писателей они не на виду, не тусуются, не занимаются общественными вопросами - просто делают как трудоголики свое дело, и делают прекрасно...

Давно хочу поставить спектакль о Распутине, и меня интересует литература о том времени. Всем рекомендую, конечно, Радзинского, его замечательные бестселлеры «Распутин» и «Николай II». Издаются - с прекрасными комментариями - воспоминания Пуришкевича, Юсупова… И есть такая редкая вещь, как записки Матрены Распутиной, его дочери. Это такого рода игра: иногда я верю, что писала она, а иногда думаю, что за нее сочинял очень тонкий, виртуозный мистификатор, вдохновившийся интонацией самого Распутина, текстом тех записок, которые он отправлял императору и императрице…

У меня было много спектаклей по Оскару Уайлду. Сейчас у меня лежат его пьесы «Герцогиня Падуанская», «Женщина, не стоящая внимания», «Святая блудница». В отличие, например, от «Идеального мужа» их никто не знает. И оказывается, что человек с репутацией грешника, возможно, мистифицировал свою жизнь. В этих пьесах он - моралист. Если подумать, то и финал «Портрет Дориана Грея» - моралистический! Цветаева говорила гениально: «Творению предпочитаю творца!» Вот и мне как режиссеру всегда интересен творец.

Сейчас читаю недавнее издание «Идиота» с потрясающими комментариями. Мне интересно: сколько он оставил в Мышкине себя?.. Всем советую перечитать: более интересного детектива я не знаю!