Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество24 февраля 2016 22:00

Секретный доклад Хрущева о культе личности Сталина добыли для ЦРУ израильские шпионы

Ровно 60 лет назад, 25 февраля 1956 года, завершился знаменитый ХХ съезд КПСС
Выступление Хрущева на заседании ХХ съезда КПСС, 1956 год. Фото Василия Егорова (Фотохроника ТАСС)

Выступление Хрущева на заседании ХХ съезда КПСС, 1956 год. Фото Василия Егорова (Фотохроника ТАСС)

В историю он попал благодаря разоблачительному докладу «О культе личности и его последствиях», который Никита Сергеевич зачитал на закрытом заседании в последний день съезда.

В марте слухи об этом дошли до ЦРУ. «Моему королевству тоже нужен экземпляр речи, - заявил всесильный шеф разведывательного ведомства США Аллен Даллес своим людям. – Может ли агентство, наконец, собрать какую-то информацию внутри Полибюро?»

В апреле Даллес получил-таки заветную копию. Но от кого?

Легенды ходят разные. Глава германской разведки генерал Рейнхард Гелен утверждал, что доклад добыли в Москве его сотрудники. По другой версии, секретный текст выкрал супер-агент «Моссада». Установив подлинность хрущевского доклада, шеф “Моссада” Иссер Харель тут же вылетел в Вашингтон. Он запросил у американского коллеги большую цену за документ: официальное соглашение об обмене информацией с ЦРУ. Аллен Даллес согласился без возражений. И с этого дня все агенты ЦРУ на Ближнем Востоке стали работать еще и на “Моссад”.

Однако писатель – историк Леонид Млечин утверждает, что полный текст секретного доклада ушел на Запад через социалистическую Польшу. Главы братских компартий, как известно, получили копии хрущевской речи на съезде. Подруга варшавского журналиста Виктора Граевского работала в аппарате Эдварда Охаба, первого секретаря ЦК Польской объединенной рабочей партии. У нее на столе Граевский увидел доклад. Попросил почитать. Потрясенный, отнес его знакомому дипломату в израильское посольство в Варшаве. Тот работал на службу безопасности «Шин-Бет». Дипломат в погонах снял копию и переслал в Тель-Авив. Премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион распорядился поделиться сенсационным текстом с американцами. Да уж, безалаберно относились поляки к секретам.

Обратимся к документальной книге лауреата Пулитцеровской премии Тима Вейнера «ЦРУ: правдивая история» (вышедшей на русском языке в издательстве «Центрполиграф».)

В апреле 1956 г израильские шпионы передали текст выступления Хрущева Джеймсу Энглтону, руководителю контрразведывательных операций ЦРУ. (Какие конкретно шпионы, автор не уточняет.) Энглтон и стал персональным связным между ЦРУ и Израилем. Этот канал, пишет Вейнер, осуществлял значительную часть разведывательной работы агентства в арабском мире. Но дорогой ценой: американцы все более впадали в зависимость от Израиля в вопросах разъяснения и интерпретации событий на Ближнем Востоке. На многие десятилетия американские представления о событиях в регионе формировались через израильскую «призму». Но это лирическое отступление. Вернемся к докладу.

В мае бывший посол США в СССР, известный антисоветчик Джордж Кеннан признал полученный от израильтян текст подлинным. В ЦРУ разгорелись жаркие дебаты, что делать с документом.

Энглтон и шеф Управления планирования ЦРУ Фрэнк Виснер предлагали сохранить его в секрете от стран свободного мира. И лишь выборочно « сеять» с его помощью противоречия и разногласия среди коммунистических партий планеты. Приправив собственной пропагандой.

Аллен Даллес пригласил к себе аналитика разведки Рея Клайна, пользовавшегося наибольшим доверием шефа. Поинтересовался, надо ли предавать огласке речь Хрущева.

«Ради бога, - попросил тот Даллеса, - давайте расскажем об этом!» Мол, это фантастическое откровение, «раскрытие истинных чувств людей, которые вынуждены были долгие годы гнуть спину на ублюдка Сталина.»

Даллес еще раз пробежал дубликат текста речи. «Его загрубевшие пальцы, пораженные артритом, дрожали, - пишет Тим Вейнер. – Пожилой человек поправил свои тапочки, откинулся в кресле, поднял очки на лоб и проговорил: «Ей-богу, я думаю, что сейчас приму историческое решение!» Он позвонил Виснеру по внутренней связи и уговорил согласиться с необходимостью огласки речи. Мол, выпадает исторический шанс предъявить обвинение всей советской системе.»

Потом Аллен позвонил старшему брату Джону Фостеру Даллесу, Госсекретарю при президенте Эйзенхауэре. Хрущевский текст передали в Госдеп. И через три дня опубликовали в «Нью-Йорк Таймс». 4 июня 1956 г.

И пошла писать губерния! Многие месяцы секретную речь Хрущева передавали по рупору ЦРУ - радио «Свободная Европа». Днем и ночью. На восьми языках. Издавали брошюрами.

«Последствия не заставили себя ждать, - продолжает Тим Вейнер, автор документальной книги о ЦРУ. – Лучшие аналитики ЦРУ за несколько месяцев до этого утверждали, что в 1950-х годах в Восточной Европе едва ли сможет произойти какое-нибудь народное восстание. 28 июня, после того как речь была передана по радио, польские рабочие начали поднимать голову против коммунистических правителей. Они митинговали против сокращения заработной платы и разрушили маяки, глушившие передачи радио «Свободная Европа». Но ЦРУ ничего не могло предпринять, чтобы как-то помочь им. Советский фельдмаршал двинул на восставших войска, а офицеры советской разведслужбы руководили действиями польской тайной полиции. Которая убила пятьдесят три поляка, а сотни бросила за решетку.»

В тех событиях в Познани участвовал студент Кароль Модзелевский, один из будущих создателей, идеологов польской «Солидарности», придумавший это название. Он вспоминал: «Секретный доклад» Хрущева шокировал всех. Та копия, что я купил на рынке, а она была недешевой, была пронумерована цифрой больше, чем 20 000. Доклад стал открытым секретом. Конечно, это прибавило рабочим уверенности.»

Восстание рабочих в Познани летом 56-го быстро подавили. Но волнения в Польше продолжались. Пришлось Хрущеву лично прилетать в Варшаву. Эдвард Охаб, из аппарата которого вроде бы и утек на Запад секретный доклад Никиты Сергеевича, потерял пост первого секретаря ЦК ПОРП. А осенью началась «Венгерская контрреволюция».

Старания ЦРУ по пропаганде «секретного доклада» Никиты Сергеевича не прошли даром.

13 ноября 1956 года зампредседателя КГБ генерал Петр Ивашутин доложил в ЦК:

«Действующая в ФРГ антисоветская эмигрантская организация, так называемый “Союз борьбы за освобождение народов России”, издала и распространяет среди перемещенных советских граждан брошюру под названием “Речь Хрущева на закрытом заседании ХХ съезда КПСС”. Брошюра представляет собой перевод с английского на русский язык документа, опубликованного Госдепартаментом США. При сличении доклада товарища Хрущева Н.С. с этой брошюрой установлено, что тексты их тождественны».

А вот какие воспоминания Хрущева приводит писатель Леонид Млечин: «Официально мы существование доклада не подтверждали. Помню, как меня спросили тогда журналисты, что, мол, вы можете сказать по этому поводу? Я ответил им, что такого документа не знаю и пусть на этот вопрос отвечает разведка Соединенных Штатов, господин Ален Даллес».

Н-да!

Полностью известный уже всему миру «секретный антисталинский доклад» Н.С.Хрущева в Советском Союзе опубликовали лишь в 1989 году. В журнале «Известия ЦК КПСС».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

60 лет назад на съезде КПСС развенчали культ личности Сталина: благо это для страны или нет?

Историк Ярослав Листов и журналист Александр Минкин спорят об этом в эфире программы «Радиорубка» на Радио «Комсомольская правда»

«В зале стояла тишина, не было ни скрипа кресел, ни кашля, ни шепота. Никто не смотрел друг на друга. То ли от неожиданности случившегося, то ли от смятения и страха. Шок был невероятно глубоким». (подробности)