Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Происшествия20 марта 2016 10:31

Семь загадочных моментов авиакатастрофы под Ростовом

«Комсомолка» разобрала с экспертами странные детали вокруг трагедии [видео]
Сотрудники МЧС на месте катастрофы лайнера.

Сотрудники МЧС на месте катастрофы лайнера.

Фото: REUTERS

Читатели сайта kp.ru активно обсуждают обстоятельства падения «Боинга-737» под Ростовом. Странностей хватает. Особенно если посмотреть момент падения самолета, снятый одной из камер со здания в нескольких сотнях метров от взлетно-посадочной полосы. Читатели спорят буквально до хрипоты. Мы собрали наиболее обсуждаемые вопросы и разобрали их с помощью экспертов по авиации.

1. Что горит на падающем самолете?

На том самом ночном видео лайнер падает на землю, как большое яркое пятно. Некоторые считают, что в момент приземления «Боинг» горел.

- Это не огонь, это свет посадочных фар, - уверен специалист по безопасности полетов Александр Романов, бывший командир воздушного судна. – В этот момент была небольшая дымка, визуально она усиливает свет. На крыльях есть рулежные фары, они включаются на высоте в 3000 метров для отпугивания птиц. Когда борт выходит на глиссаду (траекторию посадки, - Ред.), он включает посадочные фары. Но, кстати, во время осадков включать их не рекомендуется. Создается «экран», который может ослепить пилотов.

Обломки Боинга на взлетно-посадочной полосе аэропорта в Ростове-на-Дону.

Обломки Боинга на взлетно-посадочной полосе аэропорта в Ростове-на-Дону.

Фото: REUTERS

2. Почему на видео не колышутся от ветра деревья?

В ночь катастрофы — и это факт - был сильнейший ветер. Некоторые версии падения «Боинга» напрямую связывают с погодными условиями. Однако на видео, где падает самолет, даже не колышутся деревья.

- Во-первых, никто официально не подтвердил, что это видео падения под Ростовом, - говорит исполнительный директор Обществе независимых расследователей авиационных происшествий Валерий Постников. – Хотя, надо признать, очень похоже, что оно подлинное. В любом случае, порывы ветра на разных высотах серьезно отличаются. Плюс – деревья, судя по всему, могут быть закрыты от ветра зданиями. Плюс на них нет листвы, нет такой парусности, как летом. Они голые. Одним словом, лично меня этот вопрос не смущает.

3. Почему при таких сложных метеоусловиях не закрыли аэропорт?

- Из-за непосредственно погоды аэропорт могут закрыть только в одном случае – если прямо над ним бушует гроза, - говорит Романов. – Либо по техническим причинам: если появились неисправности в оборудовании или не готова полоса, скажем, обледенела и не успевают расчищать. Возможности разных типов самолетов и экипажей существенно отличаются. Кому-то хватает ресурса и опыта посадить борт в сложных условиях, кому-то – нет. В любом случае, окончательное решение, садиться или нет, принимает только командир воздушного судна.

Работа психолога МЧС с родственниками жертв трагедии в аэропорту Ростова-на-Дону.

Работа психолога МЧС с родственниками жертв трагедии в аэропорту Ростова-на-Дону.

Фото: REUTERS

4. Почему самолет падал под острым углом?

Именно такая информация со ссылкой на различные источники появилась сразу после трагедии.

- Пока не расшифровали черные ящики, все наши версии - условны. Я могу предположить, что командир экипажа выскочил из облачности и вдруг понял, что находится гораздо выше глиссады, - рассуждает Валерий Постников. - Отдал штурвал от себя - то есть, стал снижаться под бОльшим углом. А что было дальше - непонятно.

А вот у Александра Романова информация о 60 градусах — этот угол чаще всего встречается в обсуждениях - вызывает вопросы.

- Кто замерял этот угол? Если это слова очевидца, нужно понимать, что все зависит от места, откуда он это наблюдал и траектории падения. Согласитесь, если стоять параллельно взлетно-посадочной полосе и смотреть, как самолет взлетает или садится, вам будет казаться, что он делает это строго под углом в 90 градусов. Тем более ночью.

В результате крушения лайнера погибли все 62 человека, находившихся на борту.

В результате крушения лайнера погибли все 62 человека, находившихся на борту.

Фото: REUTERS

Тем не менее, мне кажется, что эта катастрофа похожа на ту, что произошла с таким же «Боингом-737» в Казани (самолет разбился при заходе на посадку в ноябре 2013 года, погибли 50 человек, - Ред.). Официально в трагедии виноват командир экипажа, который переучивался в пилоты из штурмана. Якобы, во время посадки отключился автопилот, а пилоты этого не заметили. Но это невозможно. Автопилот сам по себе не может отключиться, и при его отключении в кабине начинают мигать лампочки с предупреждением, этого нельзя не заметить. Я считаю, что при заходе на второй круг пилот взял штурвал на себя, набирая высоту, а автоматика переключилась на пикирование. В какой-то момент самолету просто не хватило скорости. Произошел резкий клевок вниз, самолет устремился к земле. (Согласно выводам МАК, «Боинг-737» падал под углом в 75 градусов, - Ред.). Есть основания полагать, что на самом деле причиной ЧП была техническая неисправность. Не исключено, что нечто подобное случилось из под Ростовом.

5. Что за вспышка на самолете была перед падением?

Об этом тоже говорят очевидцы. Мол, возможно, в него угодила молния.

- У современных самолетов очень серьезные молниезащитные системы, - говорит Постников.

- Когда включают посадочные фары (см. вопрос 1, - Ред.), это тоже можно принять за вспышку, - озвучил свою версию Александр Романов.

6. Могли ли пилотов оштрафовать за уход на запасной аэродром?

Одна из популярных версий случившегося – что многие авиакомпании, особенно локуостеры инструктируют пилотов летать как можно экономней. А уход на запасной аэродром грозил бы FlyDubai непредвиденными расходами – пассажиров нужно было бы размещать в гостиницах, кормить, в Краснодаре заплатить дополнительный сбор, заправляться по ценам, гораздо выше, чем в ОАЭ. Это десятки тысяч долларов.

- Я думаю, такие штрафы полностью исключены, - считает эксперт Романов. – Официально такое совершенно точно никто не пропишет. Да и устно такое не могу себе представить, потому что работал за границей. Более того, если пилот вместо ухода на второй круг или на запасной аэродром, посадит борт при совершенно непосадочных условиях, ему грозит серьезное разбирательство.

Сотрудники FlyDubai, с которыми мы связывались, также опровергают эту информацию.

"Черный ящик" разбившегося Боинга получил серьезные повреждения. Фото: МАК

"Черный ящик" разбившегося Боинга получил серьезные повреждения. Фото: МАК

7. Опасно ли, когда самолет недозагружен?

«Боинг-737» вмещает 120-170 пассажиров. В салоне разбившегося самолета было всего 55 человек. А что, если все эти люди в большинстве своем могли рассесться в полупустом лайнере по своему усмотрению и сели, скажем, в-основном в передней части? А может, судачат в интернете, полупустым самолетом сложней управлять?

- На самом деле – легче, - говорит Александр Романов. – Плюс в полете немного меньше расходуется топлива. Но по большому счету эти 55 человек не могли сыграть никакой роли. Есть балластные топливные баки. Да и экипаж имеет четкое представление о правильной центровке судна. Бортпроводники не могли бы позволить людям рассесться настолько хаотично

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Появилась расшифровка переговоров «Боинга» с ростовскими диспетчерами перед катастрофой

Судя по спокойному тону участников, никто не предполагал, что может случиться трагедия

В сети появилась стенограмма радиообмена пилотов Боинга 737-800 с диспетчерской вышкой перед уходом на второй круг. Ее перевело и опубликовало Международное консультативно-аналитическое агентство "Безопасность полетов". Подлинность не доказана, но и не опровергнута. Мы сравнили запись с уже опубликованными в Интернете кусками переговоров и склонны считать, что она реальна. (подробности)

Экипаж и пассажиры Boeing 737. Вспомним всех поименно

Фоторепортаж с места авиакатастрофы в Ростове-на-Дону

Соболезнуем родным и близким погибших.

В ТЕМУ

Самые сложные аэропорты России

Ростовская воздушная гавань в этот рейтинг не входит

После катастрофы Боинга-737-800 авиакомпании Fly Dubai в аэропорту Ростова-на-Дону 19 марта, многие стали утверждать, что ростовский гражданский аэродром является едва ли не самым сложным в России. В частности, многие упоминают «кривизну» полосы, которая доставляет летчикам хлопот. (подробности)

МЕЖДУ ТЕМ

Очевидцы крушения «Боинга» в Ростове-на-Дону: Вспышка в полнеба была, потом еще одна. Страшный грохот и из аэровокзала в ужасе выбегали люди!

Прилегающие обочины дорог, ведущих непосредственно к аэровокзалу Ростова-на-Дону традиционно «оккупированы» таксистами – и частниками-бомбилами, и так называемыми реестровыми. Именно они и стали очевидцами трагедии в ростовском аэропорту (подробности)

ПАМЯТЬ

Оборвавшиеся судьбы: главврача облбольницы ждали в понедельник на работе, а молодая невеста мечтала о ребенке

В субботу, 19 марта, в Ростове-на-Дону случилась страшная катастрофа: при попытке посадки разбися самолет, летевший из Дубаи. Не выжил никто - ни пассажиры, ни члены экипажа. "Комсомольская правда" выражает соболезнования родным и близким погибших. Вспомним всех поименно... (подробности)

ВЕРСИИ

Боинг в Ростове врезался в землю из-за «сдвига ветра»

Игорь Шевцов, бортинженер, инструктор, летчик первого класса высказал свою версию катастрофы в Ростове-на Дону (подробности)

Почему самолет падал почти вертикально? Эксперты обсуждают видео последних секунд жизни рейса №981

Вскоре после сообщения об авиакатастрофе в Ростове-на-Дону появилось видео крушения. Камера зафиксировала, как лайнер в темноте почти вертикально падает на землю и сразу же загорается (подробности)

Эксперт: Командир пытался увести борт в последний момент - такая линия поведения присуща иностранным пилотам

О версиях авиакатастрофы «Комсомолке» рассказал эксперт по безопасности полетов Александр Романов, сам в прошлом командир воздушного судна, несколько лет работавший в зарубежных компаниях в том числе на «Боингах» различных модификаций (подробности)

Эксперт: Пилоты могли ждать улучшения погоды и опомнились, только когда баки опустели

Одна из версий – у пилотов лоукостера FlyDubai может быть лимит по расходу топлива. Якобы именно поэтому борт при плохих метеоусловиях не ушел на запасной аэродром, а настойчиво пытался несколько раз сесть именно в Ростове. Прокомментировать это предположение мы попросили Валерия Постникова, исполнительного директора Общества независимых расследований авиационных происшествий(подробности)