Фото: кадр из фильма
За исключением Джима Джармуша (о его фильме "Патерсон" читайте в предыдущей колонке) и Бруно Дюмона, все классики от Альмодовара (о его "Хульете" читайте там же) до братьев Дарденнов сработали ниже своих возможностей. Мы привыкли судить об оных по их шедеврам 20-летней давности, которые остались далеко в прошлом, о реальных же возможностях этих авторов можно судить по последним их произведениям, не оставляющим особых надежд на будущее.
Фильм Дарденнов, самоуверенно названный "Незнакомка", битых два часа разбирается с моральной проблемой, вставшей перед положительным молодым врачом Дженни, в неурочный час не впустившей в поликлинику чернокожую проститутку, после чего её тут же убили.
Впервые в финале фильма Дарденнов в каннском зале раздался свист.
Два часа героиня пытается узнать имя незнакомки, а заодно и разгадать тайну её бессмысленной смерти (развязка окажется неубедительной и столь же бессмысленной). Раскрытый врачом широкого профиля виновник погибели решит повеситься прямо при ней, чем добавит пародийности всему предприятию. Впервые в финале фильма Дарденнов в каннском зале раздался свист.
В отличие от Дарденнов, автор таких человеконенавистнических фильмов, как «Человечность» и «Фландрия» Дюмон продемонстрировал способность к развитию, сменил жанр с серьезного на «легкомысленный», но при этом умудрился нисколько не измениться. «Тихая заводь» - комедия, но общий для всех лент Дюмона тон остался в неприкосновенности.
«Тихая заводь» - комедия, но общий для всех лент Дюмона тон остался в неприкосновенности.
Непонятно, кого автор ненавидит больше - приехавших на суровый приморский пленэр вырожденцев-аристократов (их утомительно-гротесково изображают Жюльет Бинош, Валерия Бруни-Тедески и Фабрис Лукини) или обслуживающих их плебеев, промышляющих не только сбором мидий, но и каннибализмом. Череду исчезновений расследует парочка самых тупых в мире полицейских, один из которых, раздувшись, превращается в воздушный шар.
Самым большим разочарованием Каннов-2016 (в этой номинации серьезная конкуренция - от Оливье Ассаяса и Джеффа Николса до Альмодовара и, кажется, впервые в жизни освистанных Дарденнов) следует признать претенциозную вампуку "Это всего лишь конец света" (Juste la fin du monde) канадского экс-вундеркинда Ксавье Долана.
Самым большим разочарованием Каннов-2016 следует признать претенциозную вампуку "Это всего лишь конец света"
Всего лишь после прелестной канадской "Мамочки" и неглавного каннского приза неокрепший режиссер "поймал звездочку" и остался во Франции, где ему дали возможность работы с заслуженными артистами ФР (от Гаспара Уллиеля до Марион Котийяр и Венсана Касселя), с которыми он совершенно не совладал - в отличие от превосходных, никому не известных канадских теток. Всего лишь придумал снимать на крупных планах бездарные театральные моно- и диалоги из ужасной французской пьесы, разнообразя все это флэшбэками под близкую сердцу дискотечную трэш-попсу. Всего лишь полнейшее отсутствие самоиронии, вместо рассказа о том, что знает и понимает - смехотворные хмурые размышлизмы о Жизни и Смерти (главный герой, молодой писатель, возвращается домой после 12-летнего отсутствия, чтобы возвестить семье о скорой и неминуемой смерти). Всего лишь полнейший провал.
Каннский фестиваль не только возносит. Иногда он может и убить. Как например, в прошлом году убил фильм Гаса Ван Сента «Море деревьев», про который больше никто не слышал. В данном случае данному конкретному режиссеру это точно пошло бы на пользу.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Пушинка и топор
Лучшим фильмом программы предсказуемо стал "Патерсон" Джима Джармуша - медитация на тему прорастания поэзии из тривиальнейших проявлений жизни. Как Чарльз Буковский служил на почте, так поэт по фамилии Патерсон служит водителем автобуса в провинциальном городке Патерсон, штат Нью-Джерси (в картине, где все двоится, не удивительно, что водителя играет актёр по имени Адам Драйвер). (подробности)