Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Звезды28 июня 2016 22:00

Стивен Спилберг: В детстве я играл на балалайке!

Знаменитый режиссер дал интервью кинообозревателю «КП» Стасу Тыркину[видео]
Последние 25 лет Спилберг женат на актрисе Кейт Кейпшоу.

Последние 25 лет Спилберг женат на актрисе Кейт Кейпшоу.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Поводом для встречи стал выход в российский прокат нового фильма мэтра - «Большой и добрый великан».

Низенький великан

- Ваш фильм - детская сказка о великанах. А что чувствуете вы сами, когда великаном называют вас?

- Ну, я очень низенький великан. Сам себе великаном отнюдь не кажусь и могу только улыбнуться, если кто-то отнесется ко мне таким образом. Я семеню по земле мелкими шажками, не скачу семимильными, грохоча на всю округу. Ведь так? (Спилберг обращается к 9-летней девочке Руби Барнхилл, сыгравшей в его фильме главную роль, и она это радостно подтверждает. - Авт.). Но знаете, что хорошего, когда тебя называют гигантом? В ту секунду, когда я возвращаюсь домой, в мою реальную жизнь с реальной семьей, я мгновенно перестаю им быть - я здесь только для того, чтобы угождать своим родным. И все сразу становится на свои места. Если бы я чувствовал себя титаном, то не смог бы смотреть в глаза тем, кто работает вместе со мной. А единственный способ сотрудничества - это быть с людьми на одном уровне глаз.

- Какой свой фильм вы считаете самым недооцененным?

- Думаю, фильм «Мюнхен». Его как-то даже не особо считают моим фильмом. (Герои картины - агенты израильской спецслужбы Мосcад - готовят операцию по уничтожению организаторов теракта во время Мюнхенской Олимпиады 1972 года. - Авт.) Много тех, кому понравился этот фильм, много тех, кому не понравился - по политическим мотивам. Но «Мюнхен» - картина, которой я очень горжусь, и мне жаль, что она не получила такого признания, как другие мои работы, потерявшись в спорах о ее политическом месседже. Обе спорившие стороны с такой яростью обсуждали лежавшую в основе фильма историческую проблематику, что полностью забыли о нем самом.

Забыть о спецэффектах

- Вы регулярно снимаете картины, посвященные реальным историческим событиям и историческим деятелям. Таким был и «Шпионский мост». То, что сейчас вы сняли сказку, - знак усталости от исторического жанра?

- Нет! Новая картина для меня - это отдых, перемена обстановки. А следующий фильм опять будет историческим, он называется «Похищение Эдгардо Мортары» (действие происходит в Италии в 1858 году. - Авт.). Для меня всегда было прекрасной мечтой снять кино о мечтах. О дружбе. О приятии различий между людьми и радости открытия этих различий - без них невозможен был бы этот мир! Девочка Софи и Большой и добрый великан - два совершенно противоположных человеческих существа, но в процессе знакомства они узнают, что соединяет их много большее, чем разъединяет.

- Трудно избежать сравнений между «Инопланетянином» и «Большим и добрым великаном». Они оба о дружбе существ из параллельных вселенных.

- Я не вижу сходства между этими фильмами, кроме того, что сценарии к обеим картинам написала Мелисса Матисон. Я снимал и другие фильмы о дружбе людей разных идеологий, людей, в фигуральном и прямом смысле прилетевших с разных планет. Это моя постоянная тема. Мне не кажется, что «Большой и добрый великан» в чем-то наследует «Инопланетянину». Действие «Инопланетянина» происходит в совершенно реальном, знакомом нам мире. «Большой и добрый великан» разворачивается в мире фэнтези, мы должны были его полностью строить. Этот фильм - сказка, тогда как «Инопланетянин» ей не является. По крайней мере для меня. Это скорее научная фантастика.

- Я имел в виду известные слова Антониони, который сказал об «Инопланетянине», что «это очень старомодный фильм - это культура чувств XIX века». То же самое можно сказать и про новый ваш фильм - от него веет Диккенсом, хотя сделан он в сверхнавороченных трехмерных технологиях.

- Технологии - просто орудие. Они нужны, чтобы девочка и великан могли существовать в одном пространстве. Мы используем их для создания образной системы и надеюсь, что в какой-то момент зрители забудут обо всех технологиях, что отношения девочки и великана будут такими реальными, что публика и не вспомнит обо всех этих спецэффектах. В этом и состояла моя главная цель.

Русский в прошлой жизни

- В ваших картинах часто возникают русские персонажи. В «Индиане Джонсе и Королевстве хрустального черепа» Кейт Бланшетт играет женщину по имени Ирина Спалко. В «Шпионском мосту» Марк Райленс играет советского шпиона Рудольфа Абеля. Вы явно питаете интерес к русской истории и культуре.

- В этом нет ничего удивительного, поскольку в прошлой жизни я вообще был русским. И моя прабабушка, и мой прадедушка родом с Украины. Мои дедушка и бабушка всю жизнь говорили на русском и идиш. Поэтому я вырос, говоря на трех языках - русском, английском и идиш.

- Что-нибудь по-русски еще помните?

- Нет, уже ничего, но в детстве немного знал. Сейчас я знаю идиш лучше, чем русский. Помню, как приходил на кухню слушать, как мои бабушки ругались по-русски на тему правильного приготовления какой-то еды. Тогда в моей жизни было много русской комедии! Мой дедушка играл на мандолине и балалайке. Я тоже наяривал в детстве, но сейчас, конечно, уже разучился. Все это было очень важной частью моего культурного наследия. И я горжусь им. И иногда привношу его в свои фильмы.

- Вы редко работаете с одними и теми же актерами, но сделали исключение для Марка Райленса, который получил «Оскар» за «Шпионский мост» и сыграл у вас сейчас великана.

- Я люблю его и как актера, и как человека. На двух этих фильмах мы с Марком не остановимся. В ближайшее время мы сделаем с ним еще два - исторический фильм «Похищение Эдгардо Мортары» и научно-фантастический «Первому игроку приготовиться». Просто он один из моих самых любимых актеров. Он и Дэниел Дэй-Луис, сыгравший у меня Линкольна. Я считаю, что они находятся на самом верху, рядом с ними мало кого можно поставить. Я столькому научился у Марка!

- А чему вы научились у вашей 9-летней актрисы Руби?

- Я научился у нее тому, как расслабляться после тяжелой работы. Эта девочка знает, как после того, как я произнесу «Снято!», снова становиться самой собой. Она прекрасно проводит время, играя на съемочной площадке, играя с другими актерами или со своей кошкой, или со своей сестрой. Руби живет своей жизнью, а когда наступает время работы, приходит очень подготовленной и делает все спокойно и быстро. Я научился у нее всему этому.

Режиссер считает, что маленькая девочка Софи (Руби Барнхилл) - один из самых сильных женских образов, которые он создавал в кино.

Режиссер считает, что маленькая девочка Софи (Руби Барнхилл) - один из самых сильных женских образов, которые он создавал в кино.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

СПРАВКА «КП»

Стивен СПИЛБЕРГ родился 18 декабря 1946 года в Цинциннати, штат Огайо. В 11 лет снял свой первый любительский фильм. Работал на ТВ, в том числе на телесериале «Коломбо», пока в 1971 году не снял первый прославивший его фильм - триллер «Дуэль». Спустя 4 года выступил автором мегахита «Челюсти», ставшего прообразом современного коммерческого блокбастера. С тех пор регулярно выпускал фильмы, вошедшие в историю кино и ставшие кассовыми феноменами - не только в качестве режиссера, но и в качестве продюсера. Удостоился «Оскаров» за военные драмы «Список Шиндлера» и «Спасти рядового Райана». Был женат на актрисе Эми Ирвинг (у них совместный ребенок), последние 25 лет - на актрисе Кейт Кейпшоу, с которой воспитал шестерых детей - как родных, так и усыновленных.

Один из богатейших людей Голливуда, Спилберг заработал 250 миллионов долларов на картине «Парк Юрского периода» и отказался от гонорара за «Список Шиндлера».

5 лучших фильмов Спилберга:

«Челюсти»

«Инопланетянин»

«Искатели потерянного ковчега»

«Парк Юрского периода»

«Список Шиндлера»