Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
В мире22 июля 2016 18:19

Пять лет со дня атаки в Осло: На террор Брейвика норвежцы «ответили любовью»

5 лет назад, 22 июля 2011 года, правый радикал Андерс Беринг Брейвик сотряс тихую Норвегию двойным терактом: взорвал автомобиль в центре Осло, а через полтора часа устроил массовый расстрел в молодёжном лагере на острове Утёйа
Судья считал, что тюрьма вряд ли исправит Брейвика

Судья считал, что тюрьма вряд ли исправит Брейвика

Фото: REUTERS

Жертвами кровавой расправы стали 77 убитых и 319 раненых. Сам преступник получил максимальный срок наказания по местным законам — 21 год тюрьмы. Что происходило в королевстве в первые дни после трагедии и как она повлияла на скандинавское общество — «Комсомолке» рассказал очевидец событий, историк, исполняющий обязанности ректора Государственного академического университета гуманитарных наук Денис Фомин-Нилов.

— В июле 2011-го я находился в Осло — писал научную работу о деятельности Норвежской рабочей партии (НРП), которая с небольшими перерывами находится у власти, выигрывая почти все выборы начиная с 1933 года. То есть пресловутая «норвежская модель», которая привела страну к процветанию, — заслуга именно НРП: без этого факта невозможно понять логику, из которой исходил Брейвик. Ведь его основная атака была направлена именно на Норвежскую рабочую партию: взрыв в Осло прогремел рядом с её штаб-квартирой, а на острове Утёйа располагался летний лагерь её активистов.

Официальная идеология НРП — социал-демократия (партийцев так и называют - «соцдемы»). Правившая на тот момент партия последовательно продвигала интернационализм, либерализм, толерантность. При ней с 70-х годов начался приезд в Норвегию неевропейских и нехристианских мигрантов, особенно усилившийся в последние годы. «Соцдемы» очень давно провели закон, согласно которому любой человек мог семь лет проработать в королевстве — и получить гражданство. Неудивительно, что НРП во многом опирается именно на таких «новых норвежцев», которые после натурализации активно за неё голосуют. Социал-демократы гордятся тем, что первые выходцы из Пакистана и Индии стали депутатами Стортинга (парламента) именно от НРП… Кстати, на той же Утёйе чуть ли не половина молодёжи и были детьми тех же мигрантов; известна история о двух чеченских юношах — участниках слёта, которые сообразили, что делать, и спасли нескольких детей.

Так вот, Брейвик считал подобную политику неправильной. Причём идеологически он был не одинок. Многие коренные жители недоумевают: как так, наши деды и отцы в 50-70-е годы на своём горбу строили «норвежский социализм», а тут какие-то пришлые непонятно за что получают огромные пособия… Так что кровавая акция Брейвика, к сожалению, была закономерной.

Интересна реакция местных СМИ в первые часы после взрыва в Осло (когда о бойне на Утёйе ещё не было известно). Вначале предположили «исламский след», нашли какого-то мигранта, который пару месяцев назад был депортирован и пригрозил жестоко отомстить королевству. Потом разобрались, что к чему, и поняли, что имеют дело с принципиально новым типом террора. Главой страны в тот момент был лидер НРП — Йенс Столтенберг. И как же он отреагировал? Может быть, подобно Эрдогану после недавней попытки военного переворота в Турции, предложил ввести смертную казнь и начал массовые репрессии?

Ничуть не бывало. Столтенберг провозглашает лозунг, который в вольном переводе с норвежского звучит так: «Если один человек показал столько ненависти, представьте, как много любви можем дать мы все». Сперва деяние Брейвика изобразили как сумасшествие, долго проверяли его психику, признали было ненормальным, и только вторая экспертиза в апреле 2012 года объявила его вменяемым. В итоге радикалу дали высшую меру — 21 год тюремного заключения в трёхкомнатных апартаментах и возможностью получать высшее образование через интернет.

После теракта общество объявило о консолидации вокруг либеральных ценностей, 40 тысяч человек собрались в Осло и спели гимн с говорящим названием «Дети радуги». Весь город утопал в цветах. И я понял, в какой момент современность переходит в историю. Первые дни после теракта, Брейвик и всё, что с ним связано, освещались на первых полосах СМИ, а потом они ушли куда-то на задний план. И по странному совпадению это произошло тогда же, когда завяли принесённые на место трагедии цветы.

А что касается пацифиста Столтенберга, то сейчас он — генсек НАТО, и, по такой же логике, должен выступать за роспуск этой организации и мир между народами. Но происходит ровно противоположное, хотя терроризм в Европе сегодня куда реальнее мифической «русской угрозы».