Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Наука26 апреля 2017 18:45

Пропавший в Индийском океане «Боинг» научил предсказывать цунами и изменения климата

Какие открытия сделали ученые во время самой масштабной поисковой операции в истории авиации [инфографика]
Из-за трагедии с малайзийским «Боингом» огромный участок Индийского океана размером с Великобританию был изучен учеными вдоль и поперек. Фото: wikipedia.org

Из-за трагедии с малайзийским «Боингом» огромный участок Индийского океана размером с Великобританию был изучен учеными вдоль и поперек. Фото: wikipedia.org

С момента таинственного исчезновения в Индийском океане рейса МН 370 Malaysia Airlines, на борту которого находилось 239 человек, прошло три года. Для обнаружения пропавшего без вести лайнера была организована самая крупномасштабная и дорогостоящая поисковая операция всех времен и народов. Малайзия, Китай и Австралия за эти годы потратили на нее около 160 миллионов долларов, но корпус лайнера так и не был найден. Самую загадочную головоломку в истории авиации пока так и не смогли разрешить. Однако ученые считают, что труд не был напрасен. В ходе поисков удалось добыть уникальную научную информацию, которая, возможно, спасет десятки тысяч жизней. Хотя бы потому что новое знание о геологии дна Индийского океана поможет лучше предсказывать катастрофические цунами...

О МАРСЕ И ВЕНЕРЕ МЫ ЗНАЕМ БОЛЬШЕ, ЧЕМ О ДНЕ ОКЕАНА

Волею случая местом, где согласно расчетам, надо искать пропавший «Боинг» оказался самый глухой уголок планеты.

- Это не укладывается в голове, но мы гораздо больше знаем о том, что происходит на поверхности Венеры и Марса, нежели о том, что творится на дне нашего Мирового океана, - утверждает австралийский геофизик Ким Пикар, один из соавторов исследования «Геологические открытия, сделанные в ходе поиска рейса МН 370 Malaysia Airlines», которое было опубликовано в научном журнале Eath &Space Science News. - Для сравнения скажу, что мы имеем топографические карты ближайших к нам планет с разрешением, где 1 пиксель равен 100 метрам. Самые заброшенные участки земной суши картографированы с разрешением в 50 метров. А карты 90 процентов территории океанского дна дают пространственное разрешение около 5 километров на пиксель. А поскольку океан занимает 71% площади Земли, то напрашивается вывод: большая часть нашей планеты это белое пятно.

Но из-за трагедии с малайзийским «Боингом» огромный участок Индийского океана размером с Великобританию был изучен учеными вдоль и поперек. Рельеф дна теперь известен океанологам с точностью до одного метра.

220 ВУЛКАНОВ...

По данным Дэна О'Мэлли, представителя австралийского Бюро безопасности на транспорте, в ходе поисков морские геологи обнаружили около 220 подводных вулканов. Высота некоторых из них составляла 1500 метров, а диаметр доходил до 15 километров! Для сравнения диаметр кальдеры знаменитого Йеллстоунского супервулкана составляет примерно 55 км в диаметре.

Благодаря этим находкам ученые получили представление о том, какие тектонические и вулканические процессы происходят в этом беспокойном с геологической точки зрения регионе. Напомним, что не так давно - в 2004 году - землетрясение, эпицентр которого располагался неподалеку от Суматры, породил в Индийском океане катастрофическое цунами, его жертвами стали 235 тысяч человек! Данные о рельефе океанского дна, полученные в ходе поисков борта МН 370, показывают, как литосферные плиты наползают друг на друга, накапливая страшную энергию, которая освобождаясь, порождает землетрясения и цунами.

При этом ученые убедились, что в поисковой зоне продолжается высокая вулканическая активность. В районе одного из подводных грязевых вулканов океанологи потеряли глубоководный сонар. Вулкан превосходил по размерам Вейзувий (высота последнего 1281 метр), однако не смотря на это его вершина находилась на 2 километра ниже, чем уровень океана.

- Научная информация, которую мы получили «благодаря» трагедии «Боинга» Malaysia Airlines, поможет не только предсказывать приближение цунами, - считает геофизик Уолтер Смит из Национальное управление океанических и атмосферных исследований США. - Кроме того, мы стали лучше разбираться в океанских течениях и можем прогнозировать изменения климата.

...И ЗАТОНУВШИЕ КОРАБЛИ

Зная рельеф дна, делать глобальные прогнозы климата можно, например, по кораллам. У них, как и у деревьев, есть годовые кольца, по ним можно прочитать всю историю организма и узнать, что в это время происходило на планете. Хорошо известно недавнее исследование канадских геохимиков, которые изучая 200-летние кораллы в Южно-Китайском море, обнаружили четкую взаимосвязь между военными действиями и уровнем ртути в скелетах этих беспозвоночных. Ртуть, содержащаяся во взрывчатых веществах, точно датировала все крупные конфликты в регионе: Первую опиумную войну (1839−1842), Вторую опиумную войну (1856−1860) и Вторую мировую... Кораллы, поднятые с глубины 6000 и более метров смогут рассказать о том, как менялась погода на протяжении тысячелетий. Зная цикличность, нетрудно просчитать, что будет с климатом в ближайшие 100 лет.

Впрочем, в ходе поисковых операций обнаружилась не только пища для научных статей. Были сделаны и драматические находки. Зона поисков совпала с «ревущими сороковыми» - это пространство океана, между 40-й и 50-й широтой, где дуют сильные устойчивые ветра. Здесь пролегал маршрут парусных клиперов, которые использовали мощь ветра, чтобы значительно сократить время на пересечение океана. Но, экономя время, моряки рисковали попасть в жестокий шторм. За несколько веков в этих местах утонули сотни судов. Большинство деревянных кораблей уже никогда не найти, но два погибших судна все же обнаружили в ходе поисков рейса МН 370. Одно из них - небольшая шхуна - относится к XIX веку. А другим оказался грузовой пароход начала ХХ века, длиной 85 метров. Он покоится на глубине более 4000 метров и выглядит почти неповрежденным.

Место последнего пристанища моряков этих злополучных кораблей было неизвестно более 100 лет. Ученые считают, что загадка исчезновения малазийского «Боинга» все же будет решена гораздо быстрее.

Крушение «Боинга» в Индийском океане.

Крушение «Боинга» в Индийском океане.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

ВОПРОС - РЕБРОМ?

Что нашли за 3 года поисков?

За это время было обнаружено около 20 обломков, которые эксперты признали частями малайзийского «Боинга»

Эти находки дают основание утверждать, что лайнер все-таки разбился, а не приземлился на каком-то таинственном аэродроме (такие версии в изобилии гуляли в СМИ по горячим следам). Но нашли эти обломки не в ходе поисковых работ: просто морские течения спустя много месяцев выбросили детали лайнера на острова и побережье Восточной Африки. Части конструкций были найдены на пляжах Мадагаскара, Мозамбика. Танзании, Маврикия, ЮАР и острова Реюньон, принадлежащего Франции. Эксперты изучавшие самую крупную деталь - обломок крыла (флаперон), установили, что в момент крушения закрылки не были выпущены, а значит лайнером, скорее всего, никто не управлял. Кроме того, специалисты не обнаружили на поверхности следов горения, следовательно версия о пожаре на борту тоже исключается. Сопоставив места, где были найдены обломки, с картой морских течений, и запустив в океан точную копию флаперона (его передвижения отслеживали с помощью спутникового маяка) океанологи пришли к выводу, что поисковая операция велась не в том месте. Лайнер, вероятно, упал севернее и надо прочесывать новую зону поиска площадью 25 тысяч квадратных километров (на сегодня обследована территория в 279 тысяч кв. км). Вот и вся информация, которую удалось узнать о судьбе рейса МН 370.