2018-04-02T12:28:13+03:00

«Эта веселая планета»: песни Аллы Пугачевой забраковал Тухманов

Поделиться:
Комментарии: comments1
Изменить размер текста:

Слыхали, к нам инопланетяне летят?

Их приземление в фильме «Эта веселая планета» наверняка покажут в новогодние праздники телеканалы. Тем более есть повод - ровно 30 лет назад, 31 декабря 1973 года, Центральное телевидение представило на суд празднующих зрителей премьеру этого новогоднего «телеблюда» (первая серия началась в 21 час 31 декабря, а вторая транслировалась уже первого января 1974 года). Сами понимаете, фильм-шутка «с бородой», но в Новый год и хочется доброго ретро. Извольте: «Эта веселая планета» в нашей традиционной рубрике «Фотопробы».

А помогает нам архив «Мосфильма», предоставивший фотопробы актеров, которые пробовались на роли.

На роль инопланетянки Зет (единственной дамы в «инопланетном трио», попавшем на планету Земля под Новый год) искали актрис «с огоньком».

По словам режиссера Юрия Цветкова, Зет в исполнении очаровательной Ирины Мирошниченко получалась холодной, не комедийной. «Думаю, это было моей ошибкой пригласить на пробы Мирошниченко. Когда увидел ее в образе, понял, что она глубоко драматическая актриса, шуточную роль ей не сыграть, не впишется в заданные рамки», - признался Юрий Николаевич.

Ольга Яковлева тоже показалась совсем не смешной. Забраковали пробу и Эльзы Леждей. Были шансы попасть в картину у Клары Лучко. «Я помню, что мне очень хотелось сыграть эту необычную, забавную роль, - рассказала нам Лучко. - Когда меня одели в скафандр, глянула на себя в зеркало и сама себе понравилась. Весело, удивительно. Насколько помню, мне даже рублей 20 заплатили за эту пробу. Но потом больше никто так и не позвонил, оказалось, что Катя Васильева снимается».

«Как только Васильева пришла на пробы, с порога, с лету что-то показала, как-то пошутила, всех рассмешила, да с таким задором, что мы все просто в нее влюбились, - рассказал «КП» сценарист картины Дмитрий Иванов. - Внешне Катя не такая красотка, как Мирошниченко, Яковлева, к тому же только родила и была не в форме, но взяла своей эксцентричностью, темпераментом. До того, как она ударилась в религию, была очень остроумной, разбитной, а по фильму такой человек и требовался. В фильме она и сплясала, и подурачилась».

«Мы поняли, что без Кати не обойдемся, она очень комедийная, острохарактерная актриса, - говорит режиссер Цветков. - Но ее сыну едва исполнилось полтора месяца! Мы пошли на жертвы, решив подстраиваться под ее график кормления: во время съемок стояла машина дежурная, и наша «инопланетянка» моталась с «Мосфильма» покормить ребенка - и тут же назад, на съемки».

Мартинсон в образе гостя с другой планеты Икса не прошел по возрасту и показался слишком мрачным.

«Мартинсон был какой-то вялый, видимо, без энтузиазма пробовался, не произвел впечатления, - говорит Цветков. - Спартак Мишулин нам нравился, но у него был плотный график работы, а мы подстраиваться под него не могли. Утвердили на роль свободного Сергачева. Он прекрасно справился с режиссерской задачей».

Игрек - Вицин, Куравлев?

На роль третьего «инопланетянина» Игрека пробовали Георгия Вицина (по рекомендации актерского отдела «Мосфильма»), но Вицин был слишком узнаваем по знаменитой троице Гайдая, и на роль утвердили Леонида Куравлева, который согласился играть с условием: «Петь в фильме буду сам!» На том и порешили. Для Куравлева «Эта веселая планета» стала этаким развлечением, которое он и сегодня вспоминает с довольной улыбкой. На съемки он приходил раньше всех, чтобы загримироваться и «обрасти» - ему делали накладку из волос. Увы, актер рано полысел, еще в институте. «Леня до определенной поры стеснялся, потом, с возрастом, когда стал народным, перестал по этому поводу комплексовать», - сказал нам сценарист Дмитрий Иванов.

Во время съемок Леонид Вячеславович любил пошутить. В соседнем павильоне снималась «Калина красная» Шукшина. «И вот в перерыве «Этой веселой планеты» Леня забежал на съемки «к соседям». Шукшин, отыграв часть своей роли, отошел к камере посмотреть, как идет съемка, - рассказывает режиссер Цветков. - Куравлев в это время в своем дурацком «скафандре» с бренчащими на голове причиндалами садится на место Шукшина и произносит в кадре его речь слово в слово. Шукшин смотрит в камеру и настолько весь в себе, что ничего не видит, а киногруппа давится от смеха. Потом Шукшин сам шагает в кадр и уж тут нос к носу сталкивается с «инопланетянином»! Сначала хотел разозлиться, но все же рассмеялся и объявил перерыв, сказав, что совсем заработался»...

Пал Палыч - Моргунов, Высоковский, Вокач?

Массовиком-затейником Пал Палычем, который по сценарию всю карнавальную шумиху затевает, могли быть и Евгений Моргунов, и Зиновий Высоковский.

«Мне приятно, что моя проба сохранилась и обо мне помнят создатели картины, но я, видимо, не рассчитывал, что буду играть; и роль показалась несерьезной», - заметил Зиновий Моисеевич.

«Высоковский попытался на съемочной площадке воспроизвести то, что уже делал на эстраде, и получился такой «эстрадный дубликат», чего мы совсем не хотели», - вспоминает режиссер Цветков.

Пал Палычем в фильме стал Вокач с его специфической внешностью - почти лысый, но с редкими кудряшками, которые для роли покрасили в пшеничный цвет и сделали красноватые «перышки».

Прохор - Носик, Чернов, Крамаров?

- Прохором хотел стать Чернов, но его проба получилась средненькой; Валера Носик играл более психологично, он драматический артист, искал зерна, корни роли. А Савка Крамаров на пробах просто дурачился от души, этим и зацепил, - говорит Дмитрий Иванов. - Он одним своим дурным глазом, поворотом головы всех «убивал». Не случайно Леня Куравлев говорил: «Нельзя сниматься с собаками и с Крамаровым. Они все равно переиграют»... Мы понимали, что взять Крамарова в фильм - это верный успех».

По сценарию Савелий должен был «изобретать» вечный двигатель - крутить прицепленный на груди механизм с автомобильным цилиндром, поршнем, коленчатым валом. Он удивился: «А зачем такие сложности, кто это поймет? Давайте приделаем обыкновенное велосипедное колесо». Так и сделали. Крамаров в фильме крутит колесо и поет: «А жизнь меня по всей земле мотает» (эта песня «Вечное движение» потом стала знаменитой в исполнении Льва Лещенко). Правда, на самом деле в фильме вместо Крамарова, у которого не было слуха, песню исполнил в спешном порядке сам сценарист Дмитрий Иванов. «Это я привел на съемки композитора Адика Тухманова, - рассказал он нам. - Тогда он и «Белый танец» написал, и «Летку-енку», которая потом стала хитом. Куравлев и Сергачев несколько куплетов спели сами. Особенно поющему Куравлеву это очень нравилось. Но однажды на озвучивание они не смогли приехать, и мне пришлось по одной строчке пропеть и за него, и за Сергачева. А за Катю Васильеву должна была петь Алла Пугачева, она записывалась в студии. Песни в ее исполнении планировали включить в фильм, но Тухманов забраковал Пугачеву; в фильм поставили фонограмму одной латвийской певицы».

Катя Васильева ходила по нужде с помощницами

Из-за нищенской сметы съемки картины проходили абы как - в каких-то коридорах, на складе «Мосфильма» (отдельного павильона киногруппе не выделили). Начальную сцену, когда в лес прилетают «инопланетяне», сняли на задворках «Мосфильма», где был бурелом, занесенный снегом, он и стал «лесом»... Скафандры актерам сделали самыми примитивными: сшили из какой-то серебряной тряпки за рубль, сделали стеклянные колпаки вместо шлемов.

«Комбинезоны пошили так, что сходить в туалет без чьей-либо помощи «инопланетянин» просто не мог. Молния сзади во всю спину, в одиночку ее не расстегнуть, - смеется режиссер Цветков. - Куравлев и Сергачев ходили в туалет вдвоем. А Катя Васильева без напарницы, поэтому ей приходилось обращаться за помощью к помрежу или ассистенткам. Она кричала на весь павильон: «Маша, Лена, пошли со мной, кто может». И все знали, куда Кате понадобилось... Но удивительно другое. Несмотря на то, что картина была быстро и задешево сделана (где-то за полтора месяца все отсняли), она получилась веселой, праздничной. Я веду статистику - в новогоднем эфире она появлялась сорок раз!»

На самом деле после отъезда Крамарова за границу «Эту веселую планету» пытались «поприжать», но все же телеканалы старались втиснуть этот фильм в новогоднее «телеменю».

Истории на съемках

Крупный скандал на съемках учинила балерина Семеняка. У нее пропала пудреница, она едва не сорвала съемки, устроила дикую истерику. Все бросились на поиски. Пудреницу нашли, балерину успокоили. Как пошутил человек из киногруппы, тот скандал на фоне недавней истории с Волочковой теперь кажется сущим пустяком.

Музыкантов группы «Песняры» поставили у входных дверей в зал, где происходило карнавальное действие, и по сценарию поручили им встречать поклонами гостей в маскарадных костюмах. Дали команду: «Мотор!» Музыканты стоят, кланяются участникам карнавала. Все идет как по маслу. Но тут, как вспоминал басист Леонид Тышко, в дверях появился... милиционер, музыканты решили не останавливать процесс съемки, а разобраться с непрошеным гостем самостоятельно - с поклонами вытолкали его в коридор.

Наконец всю эту «фоновую» возню заметил режиссер и остановил съемку. Оказалось, милиционер - актер массовки. Зал буквально полег от хохота. Но этот веселый эпизод в картину не вошел. Сцену пересняли.

Крачковскую в фильме режиссер нарядил в обтягивающее платье на два размера меньше, чем ей нужно. Формы, и без того выдающиеся, получились супер, но актриса испытывала невероятные муки, будто того гляди лопнет!

Гонорары актерам(в советских, естественно, рублях):

Куравлев - 2250 руб. (ставка - 25 руб.).Сергачев - 1276 руб. (ставка - 50 руб. за съемочный день).Васильева - 1089 руб. (ставка - 25 руб.).Крамаров - 870 руб. (ставка - 40 руб.).Вокач - 869 руб. (ставка - 25 руб.).Барабанова - 435 руб. (ставка -13,50 руб.).Крачковская - 421 руб. (ставка - 16,50 руб.).Сметная стоимость фильма - 233 810 рублей.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также