Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+17°
Boom metrics
Политика27 апреля 2004 16:13

Кто есть кто в кремлевском штабе?

Семь наивных вопросов о президенте и его администрации

1. А может, Зураб Константинович погорячился?

Речь - о новом «скульптурном подвиге» Зураба Церетели, который изваял российского президента («ВВП стал памятником», «КП», 21.04.2004 г.). Нам и самим такой «творческий ход» показался довольно странным. Но мы все же решили рассказать читателям о новой работе скульптора.

А вот как прокомментировал этот факт «источник» в Кремле: «Мы не ожидали от столь известного и успешного деятеля искусств подобных проявлений. Кому, как не ему, известно, что президент Путин крайне негативно к этим вещам относится. И мы уверены, что нигде, кроме как во дворе собственного дома скульптора, это произведение выставлено не будет. Зурабу Церетели, который активно борется за соблюдение своих авторских прав, должно быть известно, что, согласно статье 138 Гражданского кодекса РФ, «использование средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, могут осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя».

Из чего следует: Путин свою скульптуру Церетели не заказывал. Стоило ли трудиться?

2. Почему чиновникам так резко подняли зарплату?

Эти вопросы резонно возникли у читателей после прочтения нашего комментария «Путин повысил зарплаты правительству в 10 раз» («КП», 17.04.2004 г.).

Как пояснили в Кремле, на самом деле денежное содержание чиновников в среднем увеличивается в 2 - 2,5 раза. И еще пообещали, что это не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета - «источники финансирования будут изысканы за счет сокращения численности госслужащих в результате реорганизации, фонд же зарплаты остается неизменным».

Оказывается, президент Путин, выпустив указ о повышении зарплаты чиновникам, в том числе и кремлевским, принял только политическое решение, а выполнять эту задачу поручено управлению кадров и правовому управлению. По кремлевским прогнозам, администрация президента будет сокращена на целую четверть!

Ну, коль так, то это меняет дело. Но повышение должно быть в меру - «столоначальникам» нельзя отрываться от всего остального народа.

3. Кто имеет первоочередной доступ к хозяину Кремля? Кому он больше всего доверяет?

По логике, если президент Путин назначил Дмитрия Медведева главой своей администрации, а Михаила Фрадкова - премьер-министром, то он и доверяет им в большей степени, чем кому-либо.

Выходит, Медведев в Кремле - самый главный, разумеется, после президента. Он имеет к Путину абсолютный доступ - в любое время и вне очереди. Медведев как первый замглавы администрации составлял рабочий график президента и следил за его выполнением. Эта прерогатива осталась за ним и сейчас.

Как сообщил нам пресс-секретарь Президента России Алексей Громов, именно от Медведева исходило предложение назначить Владислава Суркова и Игоря Сечина замами руководителя администрации - помощниками президента. Как мне представляется, не каждый на его месте рискнул бы повысить двух таких маститых «царедворцев». Это характеризует Медведева как сильного администратора.

А кто в администрации распоряжается финансами и кадрами? Прежде обе эти весьма важные функции находились у первого зама главы. Теперь они «разнесены»: Сурков заведует деньгами, а Сечин - кадрами.

4. Почему из администрации не уволился ни один пониженный чиновник?

Действительно, всех замов главы администрации, кроме Суркова и Сечина, «понизили» до помощников президента.

Вообще-то статус помощников мало чем отличается от их прежнего статуса - «заместителя руководителя администрации». Можно даже сказать, что они стали еще влиятельнее. Посмотрите хотя бы по зарплатам: после президента идет премьер-министр, чуть меньше у руководителя администрации президента, на чем, как нам стало известно, настоял сам Дмитрий Медведев. В то же время по посылу шефа кремлевской администрации Сечин и Сурков имеют зарплату, равную зарплате единственного вице-премьера правительства, а вот помощники президента - чуть выше, чем министры.

Словом, со «статусностью» в Кремле все нормально, и на костюмы с галстуками хватит. Так что вроде никто не ропщет...

«Если бы даже всех замов перевели в помощники, все равно бы никто не ушел, - поделился на днях один из кремлевских чиновников. - И это несмотря на сетования некоторых, что работа в Кремле «достала». Во-первых, сделано до фига - бросать жалко. Во-вторых, чего-то еще хочется сделать полезное. А потом многие ведь буквально горят на работе, и о «запасных аэродромах» им думать некогда. Да и с Путиным на самом деле работать интересно».

5. Чем советники отличаются от помощников?

Помощники президента (их 9, включая пресс-секретаря и руководителя протокола, но по новой структуре будет 10 - пока не назначен помощник - начальник Контрольного управления) отвечают за определенные направления в обеспечении деятельности главы государства. Например, Сергей Приходько курирует международную политику. А чтобы кураторство было успешным, у каждого из помощников есть управление, укомплектованное опытными сотрудниками.

Советники президента (их 9, но может быть и больше) - независимые поставщики информации для президента по определенной тематике. Например, Асламбек Аслаханов готовит аналитические материалы и рекомендации по проблемам Северо-Кавказского региона. Широкий круг полномочий у Михаила Лесина.

6. Зачем президент повысил свою помощницу?

А этот вопрос - реакция на мою заметку «Самые преданные секретари - в Кремле и «Белом доме» («КП», 16.04.2004 г.), где говорится о том, что Марина Ентальцева, которая была помощником Путина во время его работы в питерской мэрии, возглавила недавно протокольно-организационное управление администрации.

Вот что заметил на этот счет Алексей Громов:

- Если Марина Ентальцева когда-то была помощником, то что же, ей на роду написано всегда им и оставаться? Что же касается нынешнего назначения Марины... Перед этим она четыре года отработала замначальника управления протокола, готовила очень сложные мероприятия и поездки, проявила себя с блестящей стороны. Опытна, спокойна, в то же время абсолютно бескомпромиссна, когда это надо. В коллективе, которым руководит Ентальцева, сложились очень неплохие отношения. Назначение Марины Ентальцевой, на мой взгляд, это хорошее решение, которое было внесено ее непосредственным начальником - шефом протокола президента Игорем Щеголевым.

7. Какая реформа ждет силовые структуры? Будет ли корректироваться структура правительства?

На эти вопросы на днях, во время пребывания в Липецке, ответил сам Владимир Путин:

- Никаких революционных изменений в силовых структурах не будет. Мы просто все приведем в соответствие с тем смыслом, который положен в основу преобразований в гражданской сфере... Чтобы ликвидировать параллельность в работе, излишние звенья... Коррективы структуры правительства возможны. Первоначальный указ был базовым, и после того, как мы посмотрели, как он работает, стало ясно, что чего-то упустили, что-то нуждается в совершенствовании. Такие предложения готовятся и, думаю, в ближайшее время, может быть, сразу вместе с окончательным решением вопроса о преобразованиях в силовых ведомствах, они будут приняты.

И ЕЩЕ ВОПРОС...

Отличает ли журналист «КП» холодильник от стиральной машины?

С таким подковыристым вопросом ко мне обратились несколько читателей, в т. ч. и Иван Семенович Смирнов из Москвы. Поводом стали два моих материала, опубликованных на одной газетной странице («Берлускони обмахнул Путина», «Они собирали стиральные машины и целовали девушек», «КП», 22.04.2004 г.). В одном репортаже говорится, что глава правительства Италии и Президент России открыли в Липецке завод по производству холодильников, во втором утверждается: по выпуску стиральных машин. Так что же они открыли?

Каюсь: в первый материал вкралась ошибка - видимо, сказалась спешка при передаче репортажа срочно в номер. Хотя... Поносились бы вы круглосуточно за Путиным, высунув язык, могли бы и не так ошибиться.