Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество5 октября 2004 8:57

Учитель физкультуры бесланской школы №1 Алик Цаголов: Мы заставляли себя не бояться...

Сегодня мир будет праздновать Международный день учителя. Накануне своего профессионального праздника один из заложников Беслана побывал в редакции «Комсомолки»
Преподаватель сделал все для спасения детей и женщин.

Преподаватель сделал все для спасения детей и женщин.

Невысокого роста, крепкий на вид, седые волосы, осетинский акцент едва уловимый. Если не знать про Алика Цаголова ничего, трудно представить себе: учитель бесланской школы - один из спасшихся, к счастью, жертв страшнейшего теракта. Ну разве что голос иногда дрогнет или на глаза вдруг навернутся слезы.

- Каждый из преподавателей вел себя героически. В той ситуации это означало одно - не терять своего достоинства. Люди разные там сидели, и вели они себя по-разному. Паникеров хватало. Но учителей среди них не было. Родители отвечают только за своих детей, а мы - за всех. Ведь на третий день атмосфера была настолько накалена... Даже если бы не раздались те два взрыва, все разрешилось бы именно на третий день. Преподаватели вставали и как могли призывали людей к спокойствию.

- Вам разрешали вставать?

- Даже требовали, - играет желваками Алик Дотаевич. - Просто поднимали учителей: «Если не успокоите, будем стрелять прямо в толпу! Нам все равно, в кого попадем».

- Они стреляли по людям прямо в зале?

- Один из родителей, Руслан Бетрозов, пытался морально воздействовать на террористов. Там же были его двое детей. Руслана боевики застрелили первым, на глазах у всех.

- Сколько было мужчин-преподавателей?

- Трое. Учитель труда Александр Михайлов, учитель физкультуры Иван Каниди и я. Выжить удалось только мне...

Страшно, но взгляды детей были устремлены на нас с надеждой. Мы обязаны были изображать спокойствие и передавать его ребятам.

А иной раз и дети нам помогали. Например, пятиклассница Алина Плиева. Когда их водили в классы, где для справления нужд полы проломали (а не для того, чтобы оружие достать, как сейчас некоторые газеты пишут), она умудрилась сорвать листья цветков, стоявших на подоконнике. Вернулась и мне протягивает: «Александр Дотаевич, у вас губы потрескались, пожуйте, полегчает, это целебные листья»... Алина тоже числится пропавшей.

- Куда она могла пропасть?

- Я думаю, что большинство пропавших без вести - это неопознанные. Хотя есть же люди, которые своих детей сажали в машины, отъезжающие в больницы, а теперь не могут их найти. У нас сейчас, кажется, пятерых учителей не могут найти. Одна из них - Злата Азиева (вчера стало известно, что ее опознали среди погибших - Авт.), преподаватель математики - тоже очень активно работала с детьми. Они ее хорошо слушались. Даже террористы иной раз поддавались на ее уговоры. Еще сейчас много нехорошего пишут про нашего директора Лидию Цалиеву. Вот она-то как раз вела себя очень героически, не боялась вступать в споры с боевиками, постоянно пыталась выпросить хоть малейшие послабления для детишек. И никого для ремонта она не нанимала. Весь ремонт делался руками нашего завхоза и учителя по труду. И практически за свой счет.

- Вы помните, как начался штурм?

- Конечно, с двух взрывов в зале. После второго я ненадолго потерял сознание, очнулся - кругом трупы. И непрекращающаяся трескотня автоматов. Я оставшимся в живых закричал, чтобы никто не вставал и никуда не бежал. Так мы пролежали минут 40. Вдруг из коридора кто-то крикнул: «Ползите сюда!» Я думал, это спецназ, оказалось - боевик. Но он отвлекся, и я повел за собой человек 30 на второй этаж. Там, в актовом зале, мы спрятались за сцену. Тихо сидеть не смогли, нас обнаружили и привели в столовую.

...Вдруг ко мне подсел тот самый единственный задержанный террорист, - сжимает кулаки Алик Дотаевич. - Нервный какой-то, испуганный. Уже в спортивном костюм и без оружия. Он все причитал: «Я никого не убивал, вы сможете потом доказать, что я без оружия был?» Я говорю: откуда я знаю, стрелял ты или не стрелял. А он все щебечет: «Вы скажите, что, когда меня увидели, я был без оружия, вот в данный момент». Вдруг за окном мы услышали чью-то речь, но в перестрелке не было слышно чья. Я этому боевику и приказываю: мол, выгляни в окно, послушай, на каком языке говорят. Он заохал: «Меня убьют, меня убьют...» Я сразу отрезал: «Ты свою смерть давно заработал». В общем, он выглянул и сказал, что говорят на русском без акцента. Снова приказываю ему: первым полезешь! Он опять в истерику: «Меня свои пристрелят, я никого не убивал». В общем, вытолкали его, так он со своими причитаниями на наших из окна и упал. Тут в столовую между нами и боевиками запрыгнул спецназовец. Прикрыв собой, заорал: «Выскакивайте». Пока он отстреливался, я за его спиной выкидывал в окно детей и женщин, а потом вылез и сам.

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

Учителей наградят посмертно

Как сообщила вчера министр образования Северной Осетии Алина Левитская, все 18 погибших во время захвата бесланской школы преподавателей будут представлены к государственным наградам. Кроме того, награжден будет работник котельной Иван Карпов, успевший 1 сентября спрятать в котельной нескольких детей. Он был расстрелян террористами.