Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+20°
Boom metrics
Экономика4 июля 2005 15:25

Вернутся ли в Россию беглые капиталы?

Правительство готово легализовать деньги из оффшоров

Об амнистии капиталов политики и экономисты толкуют уже лет восемь. Черту под бесконечными спорами подвел президент. В апреле в своем ежегодном послании Федеральному собранию Владимир Путин заявил: «Необходимо разрешить гражданам задекларировать в упрощенном порядке капиталы, накопленные ими в предыдущие годы... Эти деньги должны работать на нашу экономику, а не болтаться в оффшорных зонах».

Слова «амнистия» из уст ВВП не прозвучало. Но он назвал два важных условия: уплатить 13% отступных - подоходный налог - и внести деньги на счет в российском банке. А на прошлой неделе министр финансов Алексей Кудрин отрапортовал, что механизм легализации капиталов готов и скоро предложения Минфина рассмотрит правительство.

«КП» тем временем решила спросить экспертов: много ли денег вернется в Россию?

Пролить свет - сколько российского добра припрятано по парижам, кипрам и ниццам - может помочь платежный баланс Банка России.

- Опираясь на эти данные, Минфин в 1996 году и оценил отток капиталов из России, - поясняет Михаил ДЕЛЯГИН, руководитель Института проблем глобализации, - около 250 миллиардов долларов. А с 1996 года по нынешний день вывезено еще миллиардов 200. Но это по всем каналам, включая инвестиции и выплату долга.

Если же учитывать только нелегальный оборот, сумма окажется меньше.

- Думаю, речь может идти о 150 миллиардах долларов, - говорит главный экономист инвестиционной компании «Тройка Диалог» Евгений ГАВРИЛЕНКОВ.

Другие эксперты в оценках еще скромнее - $100 миллиардов. Но даже если брать по минимуму, России эти деньги ох бы как пригодились! Ведь власть предлагает бизнесменам не просто вернуть капиталы в Россию, а, легализовав их, вложить в дело. Вот вам и рост инвестиций, и удвоение ВВП.

Ушло 150, вернется 15

Но в то, что в Россию вернется все до копеечки, никто из экспертов не верит. Вероятнее, что будет легализовано $5 - 15 млрд. Ведь деньги, выведенные из России за границу, не лежат мертвым грузом: они вложены в акции, в производство, в недвижимость. «А виллу в Ницце на дачу в Мытищах никто не обменяет», - объяснял в одном из интервью «КП» бывший министр финансов Александр Лившиц.

- Дело не только в этом, - считает Евгений Гавриленков. - Такие мероприятия дают отдачу, когда в обществе есть настрой на изменение к лучшему.

- В России, после наезда на «ЮКОС», после того как действия налоговиков в отношении других компаний сам Путин называет налоговым террором, нужно сделать огромные шаги навстречу бизнесу, чтобы он снова поверил власти, - соглашается Михаил Делягин. - Несколько лет назад амнистию капиталов встретили бы с воплями восторга, а сейчас она не вызовет ничего, кроме усмешек.

Капиталы возвращаются в Россию и без всякой амнистии. Эксперты утверждают, что часть иностранных инвестиций в нашу экономику - это деньги, когда-то вывезенные из России. Легализовать их есть масса способов. Самый популярный - взяться консультировать какую-нибудь заграничную компанию и получить за это миллион-другой. По утверждению Генпрокуратуры, этой дырой в законе пользовался Ходорковский. Он 2 года в качестве частного предпринимателя «консультировал» оффшорные фирмы на острове Джерси, получив за это 153 млн. рублей. А платил лишь... 2000 рублей в год за патент. Правда, сейчас эту дыру в законе залатали. Но нашлась другая: частные предприниматели теперь платят единый налог на вмененный доход - 6% от выручки. Все ж не 13...

Это не амнистия

Очень много споров и о том, можно ли называть амнистией акт, который готовит государство. По примеру Владимира Путина чиновники из Минфина слова «амнистия» старательно избегают.

- Это правильно, ведь для любого бизнесмена амнистия означала бы признание в ранее совершенном преступлении, - считает Евгений Гавриленков, - а повторное нарушение закона должно караться более строго.

А Михаил Делягин уверен, что тень на бизнесмена ляжет в любом случае, как бы мероприятие ни называлось: хоть амнистия, хоть легализация. И приводит еще один аргумент «против».

- Государство не умеет хранить тайны, - говорит Делягин. - Базу данных налоговой инспекции можно купить на любом рынке. У меня есть четверо знакомых, они достаточно богатые люди, но прописаны в обычных московских квартирах. Когда утечка информации из налоговой произошла впервые, у всех четверых попытались взломать двери в этих квартирах.

В общем, ринутся ли вывезенные и припрятанные под матрасами капиталы в российскую экономику - большой вопрос. Но в пользе принятия такого закона эксперты не сомневаются.

- Он бы мог стать сигналом для бизнеса, - считает Евгений Гавриленков, - о том, что к прошлому больше не возвращаемся.

ПОДРОБНО

Что предлагает Минфин:

предоставить гражданам возможность легализовать капиталы, полученные до 1 января 2005 года и скрытые от уплаты налогов; кампания должна продлиться полгода - с 1 января по 1 июня 2006 года; за это время граждане, как российские, так и иностранные, ведущие свой бизнес в России, должны внести деньги, которые они хотят легализовать, на счет в российском банке; деньги можно принести наличкой, перевести из заграничного или другого российского банка. Сумма не ограничивается; после гражданин подает налоговую декларацию и уплачивает 13-процентный подоходный налог.

Чиновники Минфина подчеркивают, что легализованные деньги и их хозяева должны проверяться на возможную причастность к финансированию терроризма. Амнистия коснется только тех, кто утаивал свои доходы от налогообложения - гражданину не придется платить пени и штрафы. А если, помимо налогового законодательства, гражданин нарушал другие законы, то наказания не избежать.