Когда несколько лет назад легендарную скульптуру «Рабочий и колхозница» с помпой разбирали, чтобы отреставрировать обветшавшую со сталинских времен конструкцию, столичные власти обещали: на прежнее место бравая пара вернется к концу 2005 года (это обещание до сих пор еще висит на официальном сайте столичного правительства http://www.mosinfo.ru/).
Год идет к закату, мы пошли искать символ советской эпохи. Нашли: 40 металлических обломков - руки, ноги, головы, на которые расчленили рабочего и колхозницу, - валяются в ангаре Центрального НИИ строительных конструкций на Рязанском проспекте.
Какое там триумфальное возвращение символа Москвы к ВВЦ! Нет даже проекта, по которому должны вестись работы.
Проекта нет, но есть уже скандал: несколько фирм, занятых реставрацией, собираются судиться с генподрядчиком, то есть с фирмой, которая отвечает за восстановление памятника, - НПО «Биор».
Причина чисто наша, фирменная: никто из фирм, которые так или иначе причастны к работам... не получил выделенных денег.
А выделили аж 35 миллионов рублей.
- С нами НПО «Биор» заключило подряд на демонтаж, - рассказал «КП» руководитель ООО «Стальмонтаж» Александр Выговский, - но до сих пор не расплатилось. Они нам должны около семи миллионов рублей.
- Мы потели, создавая трехмерную модель, чтобы потом статую по нашим меркам можно было обратно собрать, - говорит руководитель ООО «Юстас» Владимир Вайнберг. - И нам «Биор» задолжал полтора миллиона!
Всего, по грубым подсчетам, «реаниматорам» скульптуры задолжали 14 миллионов рублей. Полмиллиона баксов!
«Биор» клялся и божился, что нет денег.
- Чепуха, - удивился наш источник в Москомнаследии, - 32 миллиона рублей были выделены еще в 2002 году, а еще три - в 2004-м. В префектуре СВАО есть еще 150 миллионов на восстановление «Рабочего и колхозницы», но их «Биор» не получит, пока не объяснит, где затерялись деньги...
В самом «Биоре» получения денег и не отрицают:
- Да, мы получили 35 миллионов рублей на реконструкцию, - сказал нам спокойно один из директоров «Биора» Геннадий Филимонов. - Но мы столкнулись с огромным масштабом работ: каркас фигур прогнил (60 тонн черного металла), а 8 тонн нержавейки потеряли с ним прочное крепление.
Нам увлеченно рассказывали еще много технических подробностей и пеняли на Москомнаследие, которое не разрешает без экспертиз заменять прогнившие элементы скульптуры на новые. А экспертиза - это еще деньги. Но тогда мы спросили, кажется, даже слишком наивно: «А точно-то на что потрачены деньги?» - директор как-то посуровел и отрезал:
- Пишите письменный запрос.
Да мы-то напишем.
Но дальше еще смешнее.
Пока мы разбирались с деньгами, выяснилось, что до сих пор неизвестно, куда вообще возвращать «Великий символ Москвы»!
Пока «запчасти» статуй пылятся в цехах, за пятачок у ВВЦ, где остался постамент, идет целая война.
То здесь планировали построить очередную высотку-павильон и на него водрузить и рабочего, и его подругу. Но спохватились: вид на ВВЦ испортит. То монорельс проложили, и теперь не ясно, как вписывать статую в пейзаж. А еще здесь есть гараж, автостоянка и черт знает что.
Свято место быстро обрастает.
Так куда ставить-то?
- Это - к главному архитектору столицы Кузьмину, - сказал нам скульптор Вадим Церковников, которому и пришла идея разобрать и отреставрировать монумент. - Он должен сказать: скульптура должна стоять там-то и там-то. Проекта никакого все равно нет.
- Да мы бы все давно сделали, - продолжает Церковников, - но нам никто расценки на такие виды работ не обозначил. Ну не знаем мы, как все это оценивать! Все потому, что аналогов таким работам нет. Выходит, мы сами работали бесплатно.
- И как спасать «Рабочего и колхозницу»?
- Не знаю. Должен кто-то принять политическое решение.
- То есть если все-таки концы «растаявших» денег найдут...
- ...деньги есть, со всеми расплатимся. Когда будет готов проект реставрации и установки монумента, тогда работа займет года полтора, а уж водрузить обновленную скульптуру можно за ночь.
ТТХ «Рабочего и колхозницы»
От ноги до серпа - 24 метра.Общий вес - 80 тонн.Наружная часть нержавеющей оболочки - 892 квадратных метра. Размеры:Голова рабочего: высота - 3 метра, длина - 2,5 метра, ширина - 2,1 метра.Голова колхозницы: 2,7 х 3,5 х 2,2 м.Самая массивная часть (шарф с кистью женской руки): 10 х 5,5 м.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Скульптура «Рабочий и колхозница» - один из символов нашего государства. В 1937 году памятник, разобрав на 80 частей, переправили из Москвы аж в Париж на Всемирную выставку достижений.
Там скульптуру водрузили в павильоне СССР, как раз напротив немецкого павильона с гитлеровским орлом на макушке.
Из Парижа «мужика с молотом и его подругу с серпом» вернули расчлененными на 44 части. В Москве скульптуру за восемь месяцев (январь - август 1939 года) собрали у Северного входа во Всероссийский выставочный комплекс. Она стала не просто гордостью страны, но даже символом студии «Мосфильм».
Однако наступил XXI век. «Рабочего и колхозницу» признали опасными памятником: мол, в любой момент скульптура может упасть ниц. Шедевр демонтировали в октябре 2003 года, разобрав сперва на 17 частей, потом - на сорок.
Александр БОЙКО
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Наша любимая болезнь - склероз
Лучше всего на свете мы умеем именно забывать. И то, что нынче мы готовы легко выкинуть из памяти главный советский символ ХХ века, - вовсе не признак того, что мы избавились от коммунистического груза и построили-таки «новую Россию».
Совсем недавно с помпой и под фанфары был перезахоронен прах генерала Деникина. То и дело произносились речи про наше беспамятство и необходимость вспомнить все хорошее, что было до 1917 года. Ладно, договорились. Вспомнили. Новый праздник в календаре завели, довспоминавшись аж до Минина с Пожарским. И... притворились, будто забыли другой отрезок истории, советский.
Ну давайте сделаем вид, что не было «Рабочего с колхозницей», невиданной прежде 24-метровой статуи из экспериментального материала. Не было гениального скульптора Веры Мухиной. Будто бы Москва всегда жила под сенью церетелевского Петра, в огнях казиношных зазывалок...
...Между прочим, на «Рабочего и колхозницу» однажды накатали донос. Директор завода, где шла работа над монументом, углядел черты Троцкого и в лице рабочего, и даже в складках юбки колхозницы. Ночью в цех специально приехал Сталин, но Троцкого не опознал. Пару выпустили в Париж, потрясать достижениями советского строя.
Мир впечатлился. Нам досталась золотая медаль Гран-при. А теперь... Будет полнейшим свинством выбросить это золото на помойку истории.
Валентина ЛЬВОВА
ВОПРОС ДНЯ
А что бы вы поставили на место «Рабочего и колхозницы»?
Зураб ЦЕРЕТЕЛИ, скульптор:
- То же самое - рабочего и колхозницу.
Георгий ГРЕЧКО, летчик-космонавт:
- Банкира с высоко поднятой банковской книжкой и вора, который залез к нему в карман.
Вячеслав КЛЫКОВ, автор памятника маршалу Жукову на Манежной площади:
- Памятник князю Святославу, который разгромил хазарский каганат.
Владимир ПЛАТОНОВ, председатель Мосгордумы:
- А кому мешают рабочий и колхозница? Пусть стоят. Сейчас памятник на реставрации, потом его вернут на прежнее место. Это наша история. И не надо вместо него ничего ставить.
Владимир ВИНОКУР, юморист:
- Памятник Филиппу Киркорову!
Михаил ДЕЛЯГИН, директор Института проблем глобализации:
- Чекиста на представительском «Мерседесе» с мигалкой.
Дмитрий НАЗАРОВ, телеведущий, актер МХТ имени Чехова:
- Эпоха наша безгеройная, людей и образов, достойных быть увековеченными, сегодня, увы, нет.
Валерий БУРКОВ, Герой Советского Союза, лидер движения «Герои Отечества»:
- Памятник Гражданину России - в честь всех россиян, которые жили и будут жить на нашей земле. К которому простые люди приходили бы со светлыми мыслями о своей стране.
Виктор ИЛЮХИН, депутат Госдумы:
- Памятник бандитам, как они с ножами и пистолетами кроят Россию. А также погрязшего в коррупции чиновника.
Стас ПЬЕХА, певец:
- Я бы увековечил образы нефтяника и певицы с большим бюстом. Сейчас эти люди для многих - образец успеха.
Виктор БАТОНОГОВ, Калининград, читатель сайта WWW.KP.RU:
- Я создал бы скульптурную композицию: Абрамович в окружении чукчей и Ходорковский за швейной машинкой.