АВТОМОБИЛИ4 февраля 2006 1:00

Как сделать «Ниву» тише?

После доработки бюджетный российский внедорожник стал тише

Платить ли за проходимость комфортом?

Для езды по бездорожью, путешествий в труднодоступные места, поездок на охоту и рыбалку россиянин со средним достатком выбирает «Ниву».

И не было бы ей конкурентов, если бы на трассе она не оглушала своим воем. Да и ресурс у «Нивы» от постоянной тряски ничтожный - 90 тыс. км. Вибрации двигателя, механизмов раздатки, коробки передач и карданных валов, сливаясь в единой частоте, медленно, но верно ломают себя и здоровье водителя. Длительная поездка отдает нытьем в пояснице. Однажды вибрация в моей машине стала настолько ощутимой, что открутила болты под моим сиденьем! Такова ее конструкция.

В поисках тишины

Теперь я уже твердо решил отрегулировать раздатку - самый шумный узел - авось станет тише. На что знакомый автослесарь покачал головой.

- Хватит на пару тысяч, - объяснил он, - а потом разобьет коробку. Что ж вы хотите от морально устаревшей конструкции?

Так и случилось. Коробку передач пришлось выкинуть на 15 000 километрах пробега. Еще одну - на 60 000. А сколько было сменено карданных валов, подшипников и разбитых крестовин? Если учесть, что цена новой коробки с установкой - 12 000 рублей, а новый кардан - 3000, потратил я немало. И вот когда моя «ласточка» пробежала 80 000 км, я нашел мастера Владимира Еременко, который пообещал, что шум и вибрации в салоне моей «Нивы» уберет за 20 000 рублей. По его словам, переделка на прохождение техосмотра никак не влияет - модернизируется только трансмиссия, а не тормозная и рулевая системы. И я решился!

Кулибины

В мастерской меня встретили бывший сотрудник автомобильного института конструктор и автор разработки Александр Миронов и мастер Владимир Еременко. Мне предстояло отделить от кузова на единый подрамник раздатку и заднюю опору коробки передач. На полную модернизацию у специалиста Фуада Гасанова ушло два дня. Работа непростая. Прежде чем установить комплект, нужно почти полностью раздеть трансмиссию «Нивы» и добавить еще самодельных деталей, да так, чтобы они вписались в конструкцию. Он разобрал передний мост, снял карданные валы, раздатку и коробку. Передний мост претерпел серьезные изменения.

Например, передний редуктор был полностью отделен от двигателя. Его мастера прикрутили к передней балке на своих сайлент-блоках. Между двигателем и редуктором образовался зазор в четыре сантиметра. Это значит, что и агрегаты больше не будут соприкасаться. Прежние крепления раздатки и коробки больше не понадобились, их замазали антикором. Раздатка и коробка были прикручены на подрамник, который привинтили к средним лонжеронам. Непосредственно к самому днищу кузова силовые агрегаты крепиться больше не будут. А значит, и пол в салоне защищен от ржавчины.

Испытания

Первое ощущение - необычайно легкий старт, ровное переключение скоростей и мягкость при преодолении неровностей дороги.

Перестали вибрировать кресло и дрожать зеркало бокового обзора. А главное, наверняка увеличится ресурс всех агрегатов трансмиссии. Нет вибраций, а значит, и причин большинства поломок. Неужели конструкторам АвтоВАЗа не пришло это простое решение в голову раньше, на стадии разработки этой необходимой, но шумной модели?

Полные результаты сравнительных испытаний - в дневнике автора.

ЗВОНОК НА ЗАВОД

Мы позвонили на АвтоВАЗ и попросили прокомментировать произошедшие с «Нивой» превращения. Представители автозавода ответили, что, пока они не имеют подробной документации проведенных работ (чертежей, фотографий и подробного описания), делать выводы о пользе или опасности «модернизации» для автомобиля не могут. Заключение конструкторов АвтоВАЗа «Комсомолка» опубликует после того, как в Тольятти подробно ознакомятся с масштабами переделки.