Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+17°
Boom metrics
Звезды10 августа 2006 22:00

Как Маугли стал Казахом

Наши на фестивале в Локарно
В центре - главный герой казахского блокбастера Мансур (мексиканский актер Куно Беккер).

В центре - главный герой казахского блокбастера Мансур (мексиканский актер Куно Беккер).

«Кочевник» * *

Режиссеры - Сергей Бодров, Талгат Теменов, Иван Пассер

В ролях: Куно Беккер, Джей Эрнандес, Джейсон Скотт Ли, Марк Дакаскос

Перед началом картины титр возвещает о том, что ее вдохновителем был сам первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Налицо стремление заявить о своей национальной идентичности и обозначить на карте современного культурного мира государство, которое на Западе по старинке считают довеском к Российской империи. Между тем у казахов своя история, традиция и герои. Например, главное действующее лицо киноэпопеи, Мансур, ведет родословную от самого Чингисхана, что является для «новых казахов» предметом национальной гордости. Само собой, они имеют на это полное право. Любопытный парадокс, однако, кроется в том, что заявить миру о своей самобытности они решили на кондовом языке голливудских штампов.

Зарубежным зрителям (а картину купил для проката сам Харви Вайнштейн, продюсер всех лент Тарантино), надо полагать, решительно по барабану то обстоятельство, что былинных казахов в «Кочевнике» изображают слегка подкрашенные морилкой китайцы и мексиканцы. «Кочевник» - вообще фильм не для тех, кто может отличить представителей этих непохожих друг на друга наций. На продажу имеются также: кони, стрелы, степь, тюбетейки, меховые шапки и невыщипанные брови гордой казахской красавицы. Плюс любопытный дикарский ритуал разрывания на части привязанного к лошадям гонца-миротворца. В общем, полная юрта экзотики. Чтобы не затруднять зрителя, не слишком подкованного в истории Туркестана, все необходимые ему сведения излагает за кадром «кочевник» Ораз. Играет его более других похожий на всамделишного казаха актер Джейсон Скотт Ли гавайско-китайского происхождения, сыгравший некогда Маугли в «Книге джунглей». Этот статный богатырь, разумеющий язык лошадей, призван сделать из маленького сына казахского султана могучего и л егендарного батыра Мансура, которому впоследствии и суждено выполнить историческую миссию - сплотить раздираемые в междоусобицах казахские племена в единую нацию, способную противостоять набегам зловредных джунгаров. Их главного воина по имени Шарыш изображает другой сын гавайского народа, актер Марк Дакаскос («Братство волка») - бритый наголо, в нахлобученном на голову шлеме с рогами, он и вправду являет собой устрашающее зрелище. Маленький казахский мальчик Мансур вырастет в сексапильного мексиканца Куно Беккера, и на него положит глаз плоскогрудая, с толстой косой девушка Гаухар. А в нее, в свою очередь, влюбится названый брат Мансура, Ергали...

Первый казахский киноэпос с бюджетом (по неофициальным сведениям) в 40 миллионов долларов создавали для всего мира и всем миром - кинематографическим. Сценарий написал азербайджанец Рустам Ибрагимбеков («Урга», «Утомленные солнцем»). Одним из продюсеров стал знаменитый чех Милош Форман, режиссером - его соотечественник Иван Пассер, которого сменил потом другой наемный «варяг», Сергей Бодров. Заказчики хотели соорудить товар экспортного уровня и цели своей достигли. Мировая премьера картины только что не без успеха прошла в рамках внеконкурсной программы фестиваля в Локарно. Несколько тысяч зрителей под открытым звездным небом на переоборудованной в огромный кинозал Пьяцца Гранде внимали казахской речи и сосредоточенно разбирались в нюансах давней казахской истории. А ночевала ли она в этом двухчасовом профессионально, по голливудским лекалам сработанном рекламном ролике - какая разница?

КСТАТИ

Сколько стоит Сергей Бодров?

Съемки «Кочевника» проходили негладко, со скандалами. О том, каким образом в качестве одного из режиссеров фильма появился Сергей Бодров, рассказал в Локарно чех Иван Пассер, начинавший работу над этим проектом:

- Стать режиссером «Кочевника» мне предложил Рустам Ибрагимбеков. Съемки начались в сентябре 2004 года, мы сняли половину картины, как вдруг температура упала на 20 градусов и повалил снег. Мы решили возобновить съемки весной. Когда я вернулся, мне сообщили, что на окончание работы над фильмом осталось всего 3 миллиона долларов. Я сказал, что с таким бюджетом закончить картину будет невозможно. Продюсеры ответили, что наймут дешевую русскую киногруппу, пригласили на проект русских, а режиссерские бразды правления препоручили Сергею Бодрову. Я рад, что они выбрали именно его, потому что Бодров - хороший режиссер, и фильм в результате вышел неплохим.

Сам же Сергей Бодров, снимающий сейчас свою собственную среднеазиатскую эпопею - на сей раз о юности Чингисхана, - фестиваль бойкотировал.

Фильм «Кочевник» выйдет в российский прокат 7 сентября.

Кумир Симоновой - Ленин

«Многоточие» * * * *

Режиссер - Андрей Эшпай

В ролях: Евгения Симонова, Сергей Дрейден, Евгений Цыганов, Чулпан Хаматова

В этом году за престижного «Золотого леопарда» в основном конкурсе фестиваля в Локарно борется картина «Многоточие» Андрея Эшпая. В отличие от других отечественных картин, востребованных на западных фестивалях, «Многоточие» вовсе не выставляет печальную нашу родину в виде бескрайнего «дома дураков», населенного сплошь дикарями и имбецилами. Напротив, персонажи этой великолепно разыгранной мелодрамы ничем не отличаются от нормальных европейцев, хоть и живут в России в сложную эпоху хрущевской оттепели. Известный широкой публике по сериалу «Дети Арбата» режиссер Эшпай подарил своей жене, актрисе Евгении Симоновой, поистине королевскую роль хрупкой женщины со стальным характером и тщательно скрываемым душевным надломом.

Героиня Симоновой - знаменитая скульпторша, ваяющая огромные статуи Ленина. У нее вроде бы есть все - любящий и всепонимающий муж (изумительная роль Сергея Дрейдена) и молодой натурщик-воздыхатель (Евгений Цыганов). Нет только счастья, возможность которого забрезжила с неожиданным появлением старой любви - вернувшегося из лагерей мужчины всей ее жизни.

Местами очень тихая и нежная, местами неожиданно громогласная картина Эшпая своей избыточностью заставляет вспомнить шедевры Феллини. Недаром одним из рабочих вариантов названия было «Интервью» (так назывался один из фильмов маэстро). Интервью берет в финале у скульпторши гэдээровская журналистка (ее сыграла живущая в Германии Чулпан Хаматова). «Почему для вас, как для советского художника, так важен образ Ленина?» - спрашивает она и искренне не в силах понять, отчего удачливая скульпторша принимается плакать. А затем неожиданно начинает реветь сама.

Фильм выйдет в российский прокат осенью.

ОЦЕНКА «КП»

***** - гениально! **** - здорово *** - недурно ** - плохо * - ужас!