Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Общество7 ноября 2006 22:00

Милиционер Вячеслав ЖУРАВЛЕВ из Нижневартовска: Я не убивал Политковскую!

Генпрокуратура искала исполнителей и заказчиков журналистки в Сибири

Через две недели после убийства журналистки специальная следственная бригада Генпрокуратуры срочно выехала в Нижневартовск и занялась серьезной проверкой милиционеров, служивших в Чечне в 2001 году. На допросы вызывались также их родственницы. Стало понятно, что ищут исполнителей заказного убийства (по видеозаписям уличных камер следователи установили, что за Политковской охотились двое мужчин и одна молодая женщина).

Почему в Нижневартовск? Дело в том, что покойная журналистка опубликовала целый цикл материалов о «похождениях» нижневартовских милиционеров в Чечне. После ее выступлений (в том числе и на суде) старший лейтенант Лапин получил 11 лет колонии строгого режима. Двое его начальников до сих пор находятся в международном розыске. Наш спецкор выехал на место проверок и прошел по следам прокурорской спецбригады.

Чеченский след

Что же произошло в 2001 году?

1 января огневая группа сводного отряда милиции (СОМ) из Ханты-Мансийского автономного округа выехала патрулировать улицы Грозного. Вдруг от группы прохожих отделился молодой чеченец и бросился бежать в развалины. Его быстро догнали, сбили с ног, заломили руки. При обыске у Зелимхана Мурдалова - так звали чеченца - оперативники нашли пакет с марихуаной. Чеченца доставили в Октябрьский РОВД Грозного, где его принял под роспись оперативный дежурный старший лейтенант Сергей Лапин.

Дежурный проводил Мурдалова к другому дежурному - следователю Вячеславу Журавлеву. Тот провел допрос, на котором чеченец сообщил, что наркотик ему подкинули при задержании. Потом Лапин проводил Мурдалова в изолятор временного содержания (ИВС).

По записям дежурного Октябрьского РОВД, спускаясь по ступенькам в наручниках, задержанный поскользнулся и слетел кубарем вниз.

А утром 2 января задержанного Мурдалова выпустили из ИВС под подписку о невыезде. Дело в том, что дядя задержанного служил зампрокурора Чечни. Видимо, это и сыграло свою роль. Выпускал Мурдалова уже другой оперативный дежурный, о чем есть роспись в журнале.

Запись-то есть, но Зелимхан Мурдалов до дома так и не добрался. Исчез!

Что удалось выяснить Анне Политковской и что она использовала для своих разоблачительных публикаций? Чеченца били не только в момент задержания. С допросов в ИВС его буквально принесли на руках, изо рта у него текла пена. Все это Политковская узнала от сокамерников Мурдалова. Именно эти показания учла чеченская прокуратура и 2 января 2001 года завела уголовное дело по факту похищения и убийства гражданина Мурдалова. Статьи Анны Политковской не могли быть поводом для возбуждения уголовного дела. Ее первые публикации о зверствах нижневартовских милиционеров относятся к февралю.

«Ханты»

Сводные отряды милиции состоят из командированных в Чечню на 3 месяца милиционеров из разных регионов России. Чтобы понять их работу, достаточно посмотреть серии «Убойной силы», где питерских ментов отправляют помогать восстанавливать конституционный порядок в Чечне. Судя по публикациям Политковской, СОМ из ХМАО все называли «Хантами», и мирное чеченское население боялось этого слова пуще всего. Именно когда «Ханты» заступили на дежурство в Грозном в Октябрьский РОВД, что возле площади Минутка, там стали пропадать мирные люди. А на следующий день после отъезда «Хантов» на родину, пишет Политковская, здание сровняли с землей, чтобы навеки закопать в землю свидетельства зверств «Хантов» в подземной тюрьме.

Еще деталька: 24-летний старший лейтенант Лапин для устрашения вообще выбрил на затылке свой оперативный радиопозывной - «Кадет».

Чеченские следователи первым делом приехали в Нижневартовск как раз к Кадету. Допросили в качестве свидетеля и попытались встретиться с начальством Кадета по СОМу подполковником Валерием Мининым и его заместителем майором Александром Прилепиным. Но их не оказалось в городе. Искали также и дежурного следователя Октябрьского РОВД Грозного Вячеслава Журавлева. Но и он был в очередном отпуске.

Отец Кадета

Вадим Лапин, полковник в отставке, ветеран МВД, уважаемый в Нижневартовске человек, сразу предложил сыну:

- Может, поменяешь, сынок, фамилию? Уедешь в другой город?

- Ни за что, папа! - отвечал Кадет. - Я получил лейтенантские погоны для того, чтобы прославить нашу фамилию и продолжить династию, а не для того, чтобы жить в бегах и бояться каждого милицейского свистка!

Об этом разговоре мне рассказал сам Вадим Павлович Лапин. Он состоялся незадолго до отбытия сына на очередное заседание суда в Грозный. И Кадета Сережу взяли под стражу прямо в зале Октябрьского райсуда города Грозного.

- В Чеченском РУБОПе моего Сережу били по почкам пластиковой бутылкой с водой и прижигали сигаретой гениталии! - рассказывает Вадим Павлович. - Все это записано в материалах судебно-медицинской экспертизы!

Вадим Павлович, используя все свои связи, добился перевода сына спецэтапом в СИЗО под Краснодаром. Когда Кадета выводили из общей камеры, чеченские арестанты кричали вслед:

- Первое перо - твое! Ты приговорен, Кадет!

Сергей Лапин попросил, чтобы его судили присяжные - это право любого гражданина. Но ему ответили, что Чечня - единственный субъект Российской Федерации, где нет суда присяжных. А судить его будет коллегия из трех судей-чеченцев, специально созданная под его дело.

Сергею дали 11 лет колонии строгого режима. Хотя главное доказательство - труп Мурдалова - так и не было найдено. Начальники Лапина по Чечне Минин и Прилепин, как только Сережу арестовали, развелись с женами, уволились из органов и сгинули из Нижневартовска в неизвестном направлении. Чеченская прокуратура объявила их в международный розыск. И обо всем этом писала Политковская. И не только писала, но и выступала в суде на стороне обвинения.

Мотивы

Вернемся в 2006-й. Спецгруппа Генпрокуратуры выезжает в Нижневартовск. Скорее всего, они отрабатывают версию: могли ли тамошние милиционеры отомстить Политковской за то, что одного из них отправили за решетку на целых 11 лет, да по такой статье, которая не подпадает ни под одну амнистию, а двое других, бросив прошлую жизнь вместе с женами, льготами и северными надбавками (включая милицейскую пенсию), ударились в бега?

Да, могли.

У осужденного Лапина есть 20-летняя сестра. Не она ли следила за Политковской в последние минуты ее жизни? Поставить точки над «i» должны были московские следователи. И я срочно вылетел в Нижневартовск, чтобы попытаться встретиться со следователями Генпрокуратуры и все-таки попробовать ответить на вопрос: какую роль могли играть местные милиционеры в деле Политковской?

Заговор молчания

Нижневартовск принял меня неласково. И дело тут не в погоде - хмурой и суровой. Все ответственные лица, под начальством которых служили фигуранты чеченского дела, беседовать отказывались. За полгода до приезда бригады Генпрокуратуры почти все руководство УВД резко сменилось. И говорить о неизвестных им лично офицерах начальство не собиралось, тем более что подозрительные офицеры давно уволились из органов и даже в адресных книгах города не значились.

- Ну хоть что-нибудь расскажите мне о Лапине, Журавлеве, Минине и Прилепине! - уговаривал девушку из милицейской пресс-службы. Та только улыбалась и разводила руками:

- Я здесь служу недавно, всего пять лет, никого из названных не знаю! А Минин, так тот вообще не из нашего города!

И тогда я пошел по адресам, которые интересовали следователей из Москвы.

Нижневартовск - маленький город, поэтому всего за три дня я сумел, несмотря на гробовое молчание официальных лиц, проследить весь путь следственной спецбригады и вместе с ней выйти на основных «заказчиков» и «исполнителей» Политковской.

Прилепина, одного из тех милиционеров, которые проходили по делу Кадета и ударились в бега, искал не только я. Им интересовались и чеченские следователи, и спецгруппа из Генпрокуратуры. Но Александр Прилепин исчез из поля зрения нижневартовской милиции еще в мае 2005-го. Начальник штаба Нажневартовского ОВД так мне и сказал: Прилепин в списках не значится.

Старший уполномоченный оперативно-сыскного отдела по противодействию незаконному обороту наркотиков УВД Нижневартовска Игорь Степанов, который любезно согласился встретиться с журналистом, служил с Прилепиным целых три года. Я не скрывал от него, что хочу найти одного из предполагаемых «киллеров» Политковской:

- Ну хоть фотография Прилепина у вас осталась? Один из подозреваемых в убийстве журналистки - высокий, с военной выправкой молодой человек. Сравним?

- Какие фотографии? Человек в розыске и, между прочим, очень порядочный человек. Неужели вы думаете, что кто-нибудь сдаст вам его? - возмутился Игорь Степанов. - Считаю, что Прилепин ни в чем не виноват, и то, что он в бегах, вина несправедливого чеченского суда. Кстати, Прилепин до самого ареста Лапина не скрывался от правосудия!

- А может, он сейчас скрывается в Нижневартовске?

- Да какая вам разница, где он скрывается! Его уже и так ищет Генпрокуратура. Опрашивает родственников. Но все это бесполезно. Если вам интересно, то Александр Прилепин среднего роста, сутулый, худощавый. Никак не подходит под фоторобот одного из преступников.

С разыскиваемым Мининым та же история. Ни один милицейский начальник так и не смог мне ответить точно, где же служил подполковник Минин. С большим трудом выяснил: Минин был призван в Чечню из поселка Октябрьский - это за триста километров от Нижневартовска. Искать его там бесполезно: уволенный за выслугой лет на пенсию, он выписался и выехал в неизвестном направлении. Предварительно расставшись с супругой через загс. Бывшая жена также выехала черт знает куда!

Кстати, Минин тоже не отличается великим ростом и могучим телосложением. Так, середнячок-толстячок. Следовательно, и он не подходит под фоторобот убийцы. Так кто же убивал Политковскую?

Несмотря на информацию некоторых СМИ, в Нижневартовск приехала не «почти вся группа расследования убийства Политковской», а всего два человека.

Один, судя по описаниям свидетелей, по национальности казах с «корочкой» службы безопасности МВД. Второй - весьма молодой следователь с «квадратной» фигурой и очень цепким взглядом.

Мальчишка с автоматом

Московские следователи произвели в Нижневартовске переполох. Во-первых, они потребовали для пристального изучения списки всех убывших из города вартовчан за август - сентябрь - октябрь. А заодно и прибывших в город. На самолете и поезде. Автомобильное движение Генпрокуратуру не заинтересовало. Хотя многие жители этого славного города используют личный автотранспорт в междугородном сообщении.

Один из допрашиваемых бригадой - Вадим Лапин, отец осужденного Сергея Лапина - регулярно ездит к своему сыну на зону в Нижний Тагил именно на автомобиле. А если подозреваемый оставил машину на Урале и вылетел в Москву на самолете, выстрелил и быстренько вернулся? Следователи Генпрокуратуры вызвали на допрос Вадима Лапина. А заодно его дочь - 20-летнюю Ольгу.

- Интересовались, не выезжал ли я в Москву, а равно мои родственники, - рассказывает Вадим Павлович. - Я им честно сказал, что не ездил, а моя дочь вообще в столице никогда не бывала. Это легко проверить. Но они на этом не успокоились. Пошли в танцевальный коллектив, где моя Ольга занимается. Спрашивали, была ли она на репетиции 7 октября (день гибели Политковской. - Авт.). Это была суббота. Оля, как всегда, пришла на танцы.

Вадим Лапин показал мне фотоальбом сына. Вот он получает погоны перед строем, вот он в Чечне: над нарами висят чьи-то кальсоны и портят снимок.

- Мальчишка с автоматом Калашникова, - говорит старший Лапин, глядя на фото. - Мог ли такой украсть человека и убить его?

Главный подозреваемый

О майоре Вячеславе Журавлеве Политковская с сожалением писала, что ему удалось избежать правосудия. Если верить фотороботу и съемкам уличных камер возле дома Политковской, майор был похож на одного из подозреваемых. Бригада Генпрокуратуры Журавлева допрашивала одним из первых. Я тоже задал ему несколько вопросов:

- Что вы делали 7 октября этого года?

- Дежурил. Меня уже спрашивали следователи. Они сказали, что нижневартовская версия убийства Политковской - самая главная. Что тут сказать? Не убивал! Дело в том, что я уже год как не выезжал из Нижневартовска. И этому есть многочисленные свидетельства, в том числе и документальные.

- Что вы думаете о деле Лапина, ведь вас тоже чеченская прокуратура постоянно вызывает на допросы?

- Я как квалифицированный юрист понимаю, что дело шито белыми нитками.

- Вы упоминаетесь в статьях Политковской как избежавший наказания. А что будете делать, если и за вами придет чеченский УБОП?

- Мне периодически звонят из Чечни, хотя я не понимаю, кто мог им дать мой сотовый номер. Убедительно приглашают приехать в Чечню, чтобы дать показания против моих сослуживцев. Клятвенно обещают меня не трогать. После случая с Лапиным я на эту удочку не клюю. Я уже развелся с женой. Меня здесь ничего не держит. Честно говорю вам: если меня мои начальники сдадут - ударюсь в бега. До сих пор помню слова подполковника Минина: «Если они так с Серегой, то что будет с нами?»

Итог моего расследования: старший Лапин вместе со своей дочерью в день убийства находились в Нижневартовске (документально подтверждено показаниями руководителя хореографического коллектива и соседей). Два других фигуранта, Минин и Прилепин, хотя и в бегах, но просто не походят по описаниям на убийц.

Вячеслав Журавлев, единственный, подходящий под фоторобот убийцы, обладает алиби.

Кстати, следователи Генпрокуратуры уехали из Нижневартовска не в Москву, а в Нижний Тагил. Там на особой «ментовской зоне» сидит Кадет - Сергей Лапин. Его они тоже допрашивали. Но заключенный Лапин сослался на 51-ю статью Конституции, которая позволяет гражданину не давать показания против себя...

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Выяснено происхождение пистолета Макарова, из которого была убита журналистка. Пистолет принадлежал представителю одной этнической преступной группировки, и из него уже был убит человек во время передела собственности в середине 90-х. Киллер действовал крайне непрофессионально: стреляя в Политковскую с расстояния в 1,5 метра, умудрился промахнуться один раз.