Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Звезды15 ноября 2006 22:00

«Тихий дон» - за и против

Сегодня Первый канал заканчивает показ художественного фильма «Тихий Дон» маститого советского режиссера Сергея Бондарчука. Широко разрекламированный и долгожданный, он не снискал у зрителя безоговорочной победы. Свои оценки фильму дают родные автора романа Михаила Шолохова и актеры.
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Анна ВЕЛИГЖАНИНА

Сегодня Первый канал заканчивает показ художественного фильма «Тихий Дон» маститого советского режиссера Сергея Бондарчука. Широко разрекламированный и долгожданный, он не снискал у зрителя безоговорочной победы.

Свои оценки фильму дают родные автора романа Михаила Шолохова и актеры.

Внучка Шолохова Нина Александровна: «Писатель сам благословил Бондарчука на этот фильм»

- Мне больше нравится фильм Герасимова - изумительно созданные образы, замечательные актерские работы. Дед участвовал в создании этого произведения, давал ему оценку, помогал в отборе актеров. Точно знаю, он выступил за то, чтобы Аксинью играла Элина Авраамовна Быстрицкая. Аксинья в новой версии мало похожа на казачку. Играет хорошо, но не берет за душу. Быстрицкая более созвучна моему представлению об этой героине. Но я бы не стала сравнивать ни одну из экранизаций «Тихого Дона» - был разный уровень кино, разные технические возможности.

Батальные сцены у Бондарчука убедительны. Но личные взаимоотношения героев - нет. Хотя и Бондарчук много вложил в эту работу. Полагаю, ему не нравились те условия, которые ему навязали. Но в 91-м году у нас это снять было невозможно - нет денег на кино. И, наверное, Бондарчук боялся не успеть.

Потому Сергей Федорович искал спонсора. Им оказался итальянец. То, что главных героев должны играть иностранные актеры, насторожило всех и детей Шолохова. Но они дали согласие на то, чтобы Бондарчук снимал. Дедушке очень нравились фильмы Бондарчука по его произведениям - «Судьба человека», «Они сражались за Родину». Они общались, по духу были близки. Дедушка хотел, чтобы Бондарчук делал экранизацию «Тихого Дона». Другое дело, никто не мог предположить, в какой ситуации все это будет сделано...

Владимир Новиков (роль атамана): «Русский мат перевести не смогли»

- От фильма я в восторге! Конечно, это совсем другой «Тихий Дон». У Герасимова в центре - любовь Гришки и Аксиньи, так что можно было назвать ленту «Любовь на Дону». Шолохову не понравился тот фильм - получился сокращенный вариант романа.

А нынешний - это именно трагедия «Тихого Дона», как и писал Шолохов. Сергей Федорович по-своему сделал свое дело. Мне все нравится, и озвучание прекрасное - весь русский текст уложили в губы. Снимали кропотливо, с репетициями.

- А как итальянцы переносили русскую зиму? Может быть, водочкой грелись...

- (Смеется.) Нет! И наши не употребляли во время съемок. Чтобы при Бондарчуке греться водочкой! Мы уважали мастера. Итальянцы если замерзали, прятались в отапливаемые персональные вагончики, автобусы. Питались от всех отдельно. Еду привозили из-за границы целыми рефрижераторами, в том числе и воду.

Сергей Федорович тогда болел (что-то с желудком было), и Ирина Константиновна специально ему диетическое готовила.

- Герасимов требовал точного сходства актеров с персонажами во всем, включая мозолистые руки, а Бондарчук как просил готовиться к роли?

- У нас, русских актеров, руки и так рабочие, не аристократические. Вот иностранцам сложновато приходилось. У них руки были ухоженные, но агенты бы им не позволили тяжелую работу выполнять...

Руперт, конечно, не рубака, природу тяжело переделать. Не отправишь ведь его на бойню, чтобы он там быков забивал для отработки удара?! Но он старательно, как мог, вживался в роль. Купил шинель, фуражку, наденет и ходит в ней, хорохорится. И на лошадях в удовольствие скакал.

Над этими «жмуриками» - мы так называли между собой иностранцев - мы похохатывали. Потешно было со стороны наблюдать, как они образ ищут. Внимания больше к внешним атрибутам.

- А у вас возникали сложности на съемках?

- В основном с английским текстом. В одной моей сцене я должен пустить матерком. Эти слова переводили все переводчики, но так и не смогли. И тогда Сергей Федорович сказал: говори по-английски основной текст, а это выражение - по-русски. А вокруг стоят станичники. И когда я как рявкну, а репродукторы еще и усилили, так на всю степь и разнеслось! Станичники услышали и от хохота попадали! А после подошли и попросили Бондарчука, дескать, пусть повторит, чтобы смачно так прозвучал родной язык над степью.

Актриса Людмила Хитяева (Дарья в «Тихом Доне» Герасимова): «Гомосексуалист не сыграет Гришку Мелихова!»

- Конечно, я смотрю этот фильм и понимаю: наш Григорий в фильме Герасимова был настоящий мужик, наша Аксинья - красавица женщина. А Дарьи - моя роль - в новом фильме я вообще не вижу. Куда она потерялась? Про исполнителя Григория Эверетта я давным-давно знала, что он «голубой». И в фильме даже поцелуй с Аксиньей у него холодный. Нет всепоглощающей любви, страсти. Бондарчук сделал картину не о казачестве, а о чем-то другом, с другой культурой, интонацией.

У Бондарчука прекрасная дочка, но в роли Натальи Алена Бондарчук мне показалась необаятельной, без женского очарования.

- Слышала, что вы не умели плавать, но для съемок в «Тихом Доне» научились.

- Да. Герасимов всегда искал абсолютную правду, что его отличает от других. Для меня Герасимов - бог режиссуры. Я горжусь этой картиной.

Борис Щербаков (Степан в «Тихом Доне» Бондарчука): «Работа с итальянцами подкосила Бондарчука»

- Я рад, что фильм наконец-то вышел. Представляете, режиссера уже несколько лет нет на этой земле, а у него премьера!

На роль Степана Сергей Федорович меня утвердил сразу. До этого я пробовался у него в фильм «Степь». Очевидно, он меня запомнил..

- С иностранцами было интересно играть?

- Интересно было работать с Сергеем Федоровичем. Всего у меня было около десяти съемочных дней. Платили итальянцы на порядок выше, чем российские киностудии. Но я злился на итальянских продюсеров за их неуважительное отношение к режиссеру.

Из-за перебоев с финансированием съемки сворачивались раньше, и Сергей Федорович спросил: «Что у тебя еще осталось?» Я отвечаю: «Одна сцена запланирована на завтра». Он говорит: «Давай снимем сегодня». Я не успел английский текст зазубрить, в школе-то учил французский.

Бондарчука итальянцы настолько достали придирками, что он сказал: «Черт с ними, давай чеши по-русски! Пусть сами озвучивают, как хотят». И в конце фильма я говорю на русском языке.

Сергей Федорович очень был недоволен работой с ними. Они же не понимают в кино ни хрена! Эта картина его сильно подкосила. Уверен, не будь такой нервотрепки, Бондарчук бы прожил еще. Они его довели!

О съемке постельной сцены

В «Тихом Доне» «страстные поцелуи» Быстрицкой и Глебова снимали так: сначала он ее поворачивал к камере спиной. Потом - она его, а поцелуй, который не был виден зрителю, представлял собой лишь прикосновение губами.

Во время так называемой постельной сцены под одеялом Быстрицкая лежала в одежде да еще попросила, чтобы между ней и партнером проложили одеяло вскатку - актриса не хотела оказаться так близко с мужчиной.

В новом фильме актеры нагие, показана грудь Аксиньи.

Рассказывают, снимали пикантные кадры при минимальном количестве народа на площадке. На обнажении настоял продюсер.

Элина Быстрицкая: «Я до сих пор не понимаю, как снимаются актрисы в чересчур откровенных сценах. Для меня это было бы невозможно. Убеждена, что в драматургию действительно художественного фильма не должны вплетаться цинизм и пошлость».

Дельфин Форест, исполнительница Аксиньи в новом фильме: «Я не боялась откровенных сцен, в этом моя работа. Мне было комфортно и нравилось работать с мужчинами-актерами».

О ГОНОРАРАХ

Гонорары актеров «Тихого Дона» Герасимова и Бондарчука сильно разнились. На первой картине (1957 год) платили по 50 рублей за съемочный день, в месяц набегало по 500 рублей - большие деньги (инженер в то время получал 140 рублей). Зато в картине Бондарчука (съемки шли в 1991 году), как рассказал нам актер Владимир Новиков, наши артисты получали 500 долларов за съемочный день, а иностранцы - от 10 тысяч баксов. Размеры гонораров хранились в строжайшей тайне. Проблемы начались, когда банк прекратил финансирование проекта. Встал вопрос о прекращении съемок. Но русские актеры сказали Бондарчуку, что готовы бесплатно сниматься. И целый месяц играли без гонораров. Иностранцы возмущались, отказывались работать за спасибо. И только из уважения к режиссеру закончили съемки.

Как Быстрицкая стала Аксиньей

Автобиографическую книгу Быстрицкой выпустило издательство «ВАГРИУС», с разрешения издательства мы приводим отрывки, где актриса рассказала о съемках в главной картине своей жизни.

* * *

«...На втором семестре первого курса театрального института обязательным было исполнение отрывков из литературных произведений. Я выбрала сцену встречи Григория и Аксиньи в подсолнухах. И стала читать. Педагог сделал неопределенный жест и произнес:

- Це не ваше дило... Ото Луизу Шиллера грайте...

...Обида от этой пренебрежительной реплики осталась на долгие годы. Я была убеждена, что он не прав.

Узнав о том, что С. А. Герасимов будет снимать «Тихий Дон», я очень боялась опоздать. Я готова была бросить Париж (Быстрицкая была в составе советской делегации во Франции, и там Алла Ларионова ей сообщила о съемках. - Прим. ред.), чтобы успеть в Москву... Я помчалась в гостиницу «Украина» - там он жил.

Герасимов сказал:

- Ну вот вам книжечка, прочитайте отрывок.

Он протянул мне первый том «Тихого Дона», я глянула... и обмерла - это была сцена в подсолнухах. Прямо какая-то мистика! У меня язык не повернулся ее читать, меня сковали воспоминания о том, как я провалилась с этой сценой в институте.

- Сергей Аполлинариевич, - взмолилась, - я только что из Парижа, боюсь, французские впечатления не дадут мне возможности достоверно воспроизвести эту сцену. Мне надо перечитать книгу...

Герасимову, очевидно, понравилось мое серьезное отношение, и через две недели я получила приглашение на пробы».

* * *

«Герасимов на самой первой встрече сказал нам:

- Вам придется стать другими людьми. Мужчин-актеров предупредил, чтобы «подготовили» свои руки - они должны стать похожими на руки людей, работающих на земле. Такой же совет дал и актрисам. Кто-то с сомнением произнес:

- Но мы же не в земле копаемся, как тут быть?

Герасимов ответил: «Стирайте побольше, чистите посуду, скоблите полы, наведите порядок дома. У себя все сделаете - соседям помогите...

...Через несколько дней с хутора Диченского приехал самодеятельный казачий хор пенсионеров... Надо мной шефствовала одна женщина, очень крупная, плечистая, с добрыми глазами. Я вслушивалась в интонации ее речи, смотрела, как она ходит... Оказалось, к примеру, целое искусство носить воду ведрами... Меня этому учила баба Уля:

- А ты неси бедрами... Бедрами, бедрами неси...

Я никак не могла вначале понять, как это ведра с водой можно нести бедрами, если они на коромысле. А баба Уля давала мне «режиссерские» указания:

- Ты понимаешь, эту воду надо не просто таскать, а чтобы Гришке пондравилось...

Кадры из фильма, в которых я на коромысле несу два ведра воды, обошли всю мировую прессу.

...В те годы я была тоненькой, гибкой девушкой... Но Аксинья была совершенно иной: сильная, зрелая женщина... Женщины терпят мучения, пытаясь похудеть. А для меня сверхзадачей стало набрать вес, но так, чтобы не испортить фигуру. И я стала в безмерном количестве поглощать сметану, мед, орехи... Через короткое время я «добавила» пятнадцать килограммов...»