На «Фабрике» Даша узнала секрет современного исполнения: петь можно негромко, но душевно.
Первый канал провел необычный эксперимент: пригласил журналистов разных изданий прямо в святилище «Фабрики». Именно здесь из несмышленых «полуфабрикатов» на глазах всего народа будут ковать настоящих поп-идолов. Кроме прежних «фабричных» дисциплин в учебную программу включены: «Джазовая импровизация» (профессор Бутман), «Режиссура» (профессор Митта), «Советская песня» (профессор Кобзон), «Человеческий фактор» (профессор Курпатов), «Декламация» (профессор Золотухин) и многие другие необычные для шоу-бизнеса науки.
Первый урок: измерение таланта
Почувствовать себя немножко «фабрикантами» нас позвали прямо в «звездный дом». Здесь молодым дарованиям оборудовали необычную квартирку. Просторную, но без окон. То есть окна есть, но на улицу через них не выглянешь. Впрочем, о тайнах «звездного дома» - в следующей серии. А пока расскажу, как преподаватели «Фабрики» пытались наскоро слепить из меня звезду.
Для начала психотерапевт Андрей КУРПАТОВ измерил наш талант с помощью «проективного теста» - он сразу выделит малейший косяк в личности. Курпатов раздал всем по две одинаковые бумажки. На бумажках - по тридцать пар антонимов: «медлительный - быстрый», «яркий - тусклый», «большой - маленький» и так далее. Первую бумажку надо озаглавить: «Мое «я». И найти себе определение. «Медлительная» я или «быстрая»? «Нравственная» или «аморальная»? Вот кто его знает... Ответы я ставила наобум, оценив себя «нравственной», «легкой» и «медлительной». Проблема возникла, когда пришлось выбирать между «большой - маленькой». Мой рост - 163 см. По статистике, это средний рост российской женщины. Но мне все время говорят, что я маленькая. Что ж, не люблю переть против коллектива... На второй бумажке мы должны оценить наш талант. Мой «талант» я определяю как «быстрый», «аморальный» и «тяжелый». В общем, все наоборот. Это не к добру. Когда доктор подсчитал свои научные очки, оказалось, что свой «талант» я оценила на три тысячи выше, чем «я». А это значит, у меня низкая самооценка. Если «талант» набрал меньше очков - отсутствует мотивация к его развитию. А вот у того, кто оценивает талант и «я» примерно одинаково, все в шоколаде. Подглядев бумажки соседей, я увидела, что у кого-то разрыв в пять тысяч, у кого-то - в десять. Какие результаты показали «фабриканты», от нас скрыли. Но я поняла, что не безнадежна...
Второй урок - танцы
Сначала хореограф Сергей МАНДРИК сказал вступительное слово. Оказывается, попадаются иногда отличные певцы, которым танцевать что-то мешает... Руками не так машут, головой не туда трясут, ногами взбрыкивают... В этом случае их учат так ходить по сцене, что зрителю это будет казаться лебединым брачным танцем. Потом Сергей предложил:
- Желающие попробовать себя на танцполе, встаньте в шахматном порядке. И мы с минимального начнем!
Минимальное оказалось топтание. Шаг в сторону, шаг вперед. Это легко, никто не сбился. Потом задачу усложнили: шаг в сторону с вывертом ноги. Тут некоторые уже стали путаться. Ну то есть я крутанулась куда-то не туда, и наш шахматный порядок сбился. Тогда Сергей перешел на дрыганье плечами. И только я обольстительно задрыгалась, как мы уже перешли на парную художественную ходьбу. Причем, выйдя вперед, надо было показать какую-нибудь фигуру. С моим коллегой я решила составить «Рабочего и колхозницу». Но он отчего-то забоялся прижаться ко мне. И наши разрозненные тела нелепо забарахтались в воздухе. Отрабатывать прижимание к партнерам мы почему-то не стали...
Главное - не голос, а чувство ритма!
Третий урок - пение. Педагог Владимир КОРОБКО произнес пламенную речь в защиту современного стиля:
- Грустно, когда человек владеет классическим вокалом, а на эстраде выступать не может. Просто по-другому устроена гортань. Как трубачи в Большом театре и джазовые... Нам не нужен звук, нам нужны детали.
Честно говоря, послушав некоторых из «фабрикантов», я бы не сказала, что им не нужен звук. Иногда какой-нибудь приятный звук от них услышать бы хотелось... Впрочем, педагогам виднее. Дальше Коробко раскрыл тайну современного пения:
- Главное - чувствовать ритм. Если этого чувства нет, занятия бесперспективны. Даже если есть голос... Если кому-то интересно, он может спеть.
Я выхожу вперед... А капелла: музыки-то нету. Правда, насчет а капелла я монстр. Пою по ночам в клозете. То романсы, то джаз. Эллу Фицджеральд и все такое. Мои вокальные ресурсы слегка уступают Эллиным, потому за пределы нашего панельного дома моя слава не выходит. Зато дома слава гремит! Всеми швабрами по трубам. И вдруг - надо же! - звездный час. «Элла Фицджеральд. Птичья колыбельная!» - объявила я и свирепо рванула мобильник с шеи, будто он мешает моей могучей и правильной гортани.
Чем я хуже Билана
- С чего я начинал? - сообщил Владимир после моего пения. - С ритмики. У вас нет пульсации, движения. Второе: обратите внимание на манеру. На какие-то акценты, на окрас. Попытайтесь показать, как вы относитесь к тексту.
Тут я, как назло, почувствовала, что не в голосе. То есть дома на толчке у меня - и манера что надо. И интонации. А тут все смотрят... И фигня выходит.
После второго пения Владимир ободрил меня:
- Вы очень смелая девушка и журналистка. Ну что... Рассказчик в песне появился. Но теперь попытайтесь сделать музыку в себе... Лажать (в смысле петь мимо нот. - Прим. ред.) можно! Лучше лажать, чем петь безлично.
- Ох, это я совсем не смогу! У меня слух стопроцентный!
После третьего раза Владимир восклицает:
- А знаете, теперь лучше!
- Зато тихо.
- Тихо - не всегда плохо. Сара Коннор поет иногда субтонистым звуком, но очень женственно, обаятельно, вкрадчиво. Это и ваш конек.
Выходит, соседи-то у меня музыкально продвинутые. Они ведь тоже все время мне говорят: «Тише, тише!»
А как учатся «фабриканты»?
Владимир Коробко рассказал, что проблемы «фабрикантов» похожи на мои. Маргарите, например, нужно слегка изменить звучание. Коробко научил ее, как сделать пение более простым и открытым, не форсируя голос.
Учитель танцев Сергей Мандрик сообщил, что его подопечные необычайно способные плясуны. Всеволод танцует в группе балета «Тодес», Сергей занимался бальными танцами, Корнелия безумно пластична: когда она танцует верхний брейк, все балдеют и завидуют. Наталье и Юле легко даются движения из-за занятий спортом. Не любят ходить в танцкласс только Дакота и Аня. У Ани плохо получается, а Дакота считает, что ей незачем танцевать - она ведь поет в стиле панк.
Душевные проблемы будущих звезд
В беседе с корреспондентом «КП» доктор Курпатов признался, что с психологической точки зрения главная проблема «фабрикантов» - повышенный трудоголизм. Юные таланты слишком зациклены на работе. Это не очень хорошо. А какие проблемы признают главными сами «фабриканты»? На последнем занятии доктор задал вопрос, какие еще проблемы ребята хотели бы обсудить на его уроке. Высказались все. И вот что обнаружилось: Диму беспокоит, как избавиться от стресса перед выступлением. Дакота тяжело переживает разлуку с близкими. Ане трудно справиться с потоком информации, который на нее обрушился. Всех беспокоят взаимоотношения в новом коллективе. «Как разговаривать с девочками?» - спрашивает Наташа. Егора интересует, как себя вести, если у него завяжется с кем-то роман. Видать, уже приглядел себе кого-то. Большинство «фабрикантов» волнует и такой вопрос: «Как не комплексовать в туалете? Кругом же камеры!»