Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Звезды24 октября 2007 22:00

Ток-шоу - это война

Наталья НИКОНОВА, руководитель студии спецпроектов Первого канала, рассказала о тайнах популярных ток-шоу

Если кто-то думает, что скорость речи Андрея Малахова как-то сопоставима с энергией гидроэлектростанции, он никогда не встречался с Натальей Никоновой. Наталья - телеакадемик, руководитель студии спецпроектов Первого канала и создатель фактически всех нашумевших и продолжающих шуметь ток-шоу - «Пусть говорят», «Лолита. Без комплексов», «Малахов +», «Доктор Курпатов», «Судите сами», «Закрытый показ», «Доброй ночи»... Казалось бы, обладатель всех этих титулов должен передвигаться вразвалочку и скупо ронять фразы о вечном. Я этого и ждал. Но Наташа оказалась человеком с совершенно запредельной энергией.

- Понимаете, - призналась она, - в детстве я думала, что буду либо физиком-ядерщиком, либо журналистом. В итоге получилась термоядерная журналистика...

Суровые законы

- Самое главное в ток-шоу - это...

- Это все. Все, что я буду говорить, - самое главное. Так что не удивляйтесь. Ток-шоу - это обмен энергиями. Самый простой способ высечения энергии - организация конфликта. Это основа жанра.

- То есть ваша работа - разжигать войны?

- Конфликт может иметь разную природу. В политическом ток-шоу все просто. Есть полюс один, есть другой, есть спорный вопрос, и обязательно высечется искра. А как этого добиться, скажем, в программе о здоровом образе жизни? Я имею в виду программу «Малахов +». Самый очевидный путь - врачебный консилиум в студии. Так лечить или не так. Но это разговор о специалистах и для специалистов. Он зрителю совершенно неинтересен. Зато есть люди, которые приходят в программу с проблемами или с победами. И это уже драматургия.

- Где конфликт в программе Андрея Малахова, даже спрашивать бессмысленно. Вы эту агрессию инициировали?

- Это не агрессия. Это градус энергии. Люди смотрят ток-шоу не для того, чтобы получить информацию. Мы продавцы эмоций. Вопрос только, какую эмоцию ты продаешь, каким способом ты этого добиваешься. Мы начинали с бурного выяснения отношений, а потом поняли, что существует более разнообразная эмоциональная палитра. Что в студии тишина может быть звенящей и слушать ее будут с большим вниманием, чем крик. Когда зрители, к примеру, понимают, что от ответа на вопрос зависит жизнь или смерть.

- Ток-шоу - это хорошо отработанная технология?

- Технология - основа. Ток-шоу нельзя вынашивать год - ежедневный эфир диктует свои законы. Студия спецпроектов - это фабрика, где каждый знает свою задачу. И все равно любая программа - военная операция. Телебизнес так устроен - работа здесь всегда больше, чем просто работа. То, что на телевидении складывается легко, обречено на провал.

- Что важнее: ведущий или формат?

- Например, Лолита сама - формат. Самое интересное - ее способ мышления и взаимодействие с людьми. Мы только доставляем материал, а дальше вступает в бой всеобщая подружка, которая дает затюканным женщинам надежду на то, что можно прожить жизнь смелее, ярче, без комплексов. Что можно сойти с проторенной дороги.

Как найти героя?

- Всегда удивлялся, как человека можно уговорить прийти со своими бедами, да еще такими, на передачу...

- Есть такая профессия - телевизионный редактор. Редакторами сначала рождаются, а потом становятся. Для того чтобы человек со своей проблемой или болью приехал в студию, ты должен вступить по телефону в энергетический контакт с ним и просто приволочь его в студию. Это не насилие. Если человеку это не нужно, никакая сила не заставит его прийти. Каждый раз это поиск тонкой психологической мотивации, почему и для чего человеку нужно поучаствовать в программе.

- Но мотивация бывает разная...

- Да. Некоторым людям мы организуем юридическую помощь, депутатскую защиту, медицинские консультации. Это одна категория наших героев. Другая категория - это люди, которым просто нужна коллективная психотерапия или просто сочувствие. Иногда наши герои нуждаются в совете, в решении проблемы всем миром. И они стремятся к Лолите, к Геннадию Петровичу Малахову, или к Андрею Малахову. Кто куда. К людям, которым доверяют.

- А часто бывает, что герои врут, чтобы попасть «в телевизор»?

- Отсечь психически больного - тоже задача редактора. Услышать фальшь, если она есть - тоже дело редактора. Чтобы шоу сложилось, надо найти и понять истинную болевую точку конфликта. Правило продюсера: если историю нельзя рассказать в нескольких предложениях, то это не история. Надо определить главный излом, который сейчас человека мучает. Бывают случаи, когда нас обманывают. Мы тоже ошибаемся. Была совершенно фантастическая история, когда нас просто обманули мама с дочкой, которым очень хотелось пообщаться с Лолитой. Мы им простили. Они такие ее фанаты. У них действительно была в прошлом история, когда мама запрещала дочке встречаться с поклонником. Все трое пришли к Лолите. А он вдруг оказался бывшим героем «Пусть говорят»... И выяснили, что женщины просто попросили его сыграть роль поклонника. В «Пусть говорят» он был со своей реальной историей. Но сложились так звезды, что случайно к нему обратились с просьбой. А он уже как человек опытный согласился. Если бы обнаружилось, что подставу организовали редакторы, они были бы немедленно уволены. А так - получили тяжелый урок.

- Отсюда и разговоры о «подставах»?

- Отсюда тоже. Часто говорят, что одни и те же люди блуждают по экрану. Да, блуждают. Есть люди, которых приглашают как героев, потом им становится интересно, и они сидят в залах, как зрители. Они подружились с редакторами, они сидят в массовке. Порой кажется, что кругом одни и те же лица. Но ТВ - это такой человеческий муравейник! И потом, жизнь так прихотлива и затейлива, что действительно одному человеку есть и что Лолите рассказать, и что Геннадию Петровичу Малахову.

- Вы говорите про «нерв», про напряжение. При этом запустили такую благостную передачу, как «Модный приговор».

- Это позитивная программа! Тут никого не оскорбляют. В ней умудряются людей переодевать и объяснять им их ошибки, никого не унижая. Задача казалась невыполнимой, но благодаря уникальным ведущим мы справились!

- По мне так с обидами и легкими оскорблениями было бы веселее...

- Но это же самый простой путь. По-моему, неприемлемый. Нам не нужны рейтинги любой ценой. На негативе очень легко делать цифры. Вы попробуйте на позитиве! «Модный приговор» справляется. И в первую очередь благодаря Зайцеву. В присутствии этого человека любая женщина ощущает себя богиней.

- В других шоу много обиженных гостей?

- Чем программа конфликтнее, чем жарче спор, тем больше бывает, наверное, недовольных. Иногда гости выходят - ух, как жарко поспорили, здорово, молодцы. А бывает расстраиваются - что-то важное не успел сказать. Не бывает так, чтобы после ток-шоу все были довольны. Но и от человека зависит: для чего он пришел? Пропиариться или услышать правду о себе. У Лолиты был случай. В студии были муж и жена. Жена жаловалась на то, что муж не разрешает ей рожать. Ей 22 с небольшим, а в семье мужа все рожают после 27. Ну такая у них традиция. Не хочет он ребенка, и все! Хоть ты плачь. И она ему прямо в студии сказала о своей беременности. Она реально боялась признаться! Знала, что он скажет - делай аборт. Благодаря Лоле они обнялись и закончили все полюбовно!

История от Натальи НИКОНОВОЙ № 1

У нас была история, когда было непонятно, кто убил младенца: то ли молодая мама, то ли соседки, которые за ним присматривали. И над этими соседками уже висело обвинение. Но в конце программы соседка спросила маму: «А вы знаете, где похоронен ваш ребенок?» Гробовая тишина. И ответ «нет», который был равносилен признанию в убийстве. Стало понятно, что маму просто не интересует ни живой ребенок, ни мертвый. После программы обвинение с девушек сняли...

История от Натальи НИКОНОВОЙ № 2

Однажды на заре психолог Князькин накинулся на Кашпировского! Сильно так по лицу ударил. Но и Кашпировский не растерялся. Как-то очень красиво упал, очень эффектно! Было ощущение, что он это сделал специально, чтобы потом подать в суд на нас и на этого Князькина. Конечно, драка в прямом эфире - это вовсе не самоцель и не вершина драматургии. Хотя, безусловно, рейтинг. А рейтинг на негативе - это уже устаревающий тренд. Я в это верю.

История от Натальи НИКОНОВОЙ № 3

Огромную аудиторию собрал однажды выпуск программы «Пусть говорят» с историей о том, как в одночасье опустел поселковый детдом.

На время ремонта местные жители разобрали детей по домам. Да так и оставили их у себя, когда ремонт был закончен. Можете себе представить, сколько эмоций и сколько счастья было в нашей студии, когда эти семьи вместе с приемными детьми рассказывали о своей новой жизни.

Рейтинг на негативе - это уже устаревающий тренд. Куда приятнее, когда народ ценит именно такие истории.

История от Натальи НИКОНОВОЙ № 4

Недавно мы снимали передачу про свадебные традиции. Вроде бы что-то немудрящее. Да и сюжетик прост. Гости - свекровь и ее новоявленная невестка. Невеста на свадьбу нарядилась в черное платье и черную вуаль. А свекровь это восприняла просто как глупый кураж новой родственницы, которая никого не уважает. Пощечина всем родственникам новой семьи. Свекровь, естественно, не пришла на эту свадьбу, а пришла на передачу сказать: «Ты нас не уважаешь». Лолита докопалась до сути, которую участники истории сами не осознавали. У невесты в черном, оказывается, недавно умер отец, заболела мать от горя. И девушке невыносимо было думать, что на свадьбу не смогут прийти ее родители. Это был ее траур по ее собственным родителям... Но она этого даже сама не понимала, никто из близких не понимал. В итоге обе женщины рыдали вместе...