Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+18°
Boom metrics
Звезды17 февраля 2008 22:00

Вонг КАРВАЙ: «Русские девушки легко разбивают сердце»

Перед премьерой своей новой романтической драмы «Мои черничные ночи» режиссер дал эксклюзивное интервью
Эпизод поцелуя Норы Джонс с Джудом Ло Карвай снимал несколько дней.

Эпизод поцелуя Норы Джонс с Джудом Ло Карвай снимал несколько дней.

Перед премьерой своей новой романтической драмы «Мои черничные ночи» знаменитый режиссер дал эксклюзивное интервью кинообозревателю «КП»

Как известно, Вонг Карвай никогда не снимает темных очков. Все потому, что он самый изысканный и загадочный режиссер мирового кино. Я, однако, подобрался к нему настолько близко, что рассмотрел не только его глаза, но и зубы. Надо сказать, они ничем не отличаются от глаз и зубов других китайцев. Зато фирменный карваевский стиль действительно уникален. В своей первой картине, снятой в США, он не изменил ни своей неоновой визуальной палитре, ни теме томительного предчувствия любви. Это прекрасное чувство изобразили в «Моих черничных ночах» американская певица Нора Джонс и английский актер Джуд Ло.

10 пирогов в день

- В фильме милашка Нора Джонс то и дело заедает горечь ушедшей любви приторным пирогом с черникой. Вы сами любите пироги?

- Терпеть не могу, так же как и Нора! Они слишком сладкие. Во время съемок нам выпекали по 10 пирогов в день. В конце концов Нора, которая была вынуждена их поедать, попросила не класть в них сахара. Но в том-то и дело, что нашей героине, переживающей разрыв с любимым, горек даже черничный пирог. Еда - это особый язык. К концу картины, когда между героями возникает любовь, пирог становится слаще. Но окончание фильма - не конец любовной истории. Наоборот, только ее начало.

- Вас называют последним романтиком в кино.

- У меня не нарочно так получается. Просто мне кажется, что людям свойственно предаваться воспоминаниям, и вспоминают они именно о своих любовных историях. Для того чтобы создать в кино такую историю, нужны двое. Для начала у меня была Нора Джонс, прекрасная молодая певица. Я полюбил ее голос и решил строить кино вокруг нее. А когда появился Джуд Ло, я знал, что это начало любовной истории.

Актеры не должны ничего знать

- Вы не даете актерам читать сценарий, лишь обозначаете рамки сюжета.

- Если актеры читали сценарий, они знают, что случится с их персонажами, и начинают что-то планировать у себя в голове. Я этого не хочу. Когда мы встречаем кого-то, мы не знаем, насколько важным окажется этот человек. Что не мешает нам чувствовать взаимное притяжение. Поэтому всю историю между Норой и Джудом мы снимали в хронологическом порядке. Помню сцену, в которой Нора возвращается в бар за ключом, после чего она и Джуд курят на улице. Я просто попросил актеров, после того как они сыграли, покурить вместе на улице и продолжал их снимать. Я хотел посмотреть, как они будут реагировать друг на друга. Когда мы закончили, я уже понимал, что эта пара сработается - за ними было интересно наблюдать.

- В ваших картинах регулярно повторяется тема платонической любви.

- Каждый мой фильм - эпизоды одной ленты, финала которой я не знаю. Я сознательно подбрасываю в каждую свою картину то, что соединяет ее с предыдущей. Скажем, в начале «Черничных ночей» есть звук движущегося поезда. Он доносится из моего предыдущего фильма «2046». Так связываются главы моего «романа».

- В связи с новым фильмом все вспоминают «Любовное настроение», мне же более к месту кажется сравнение с «Чункингским экспрессом».

- У них одна энергетика. А кроме того, действие «Любовного настроения» происходит в 1966 году, что делает его отчасти «историческим фильмом». В нем, а также в «2046» и короткометражке из проекта «Эрос», я рассказывал о времени, в котором сам вырос. А сейчас я вернулся в настоящее. Для меня новый фильм тоже в большей степени связан с «Чункингским экспрессом».

Джуд Ло отказался учить китайский язык

- В фильме легко читаются отсылки к знаменитым картинам других режиссеров - «Париж, Техас» Вима Вендерса, например.

- Америка - наиболее часто снимаемая страна. Когда вы видите кадры, снятые в Нью-Йорке, Мемфисе, Неваде, они не могут не пробудить в вас воспоминания о том, что вы когда-то уже видели в кино. Допустим, Мемфис для меня - это город Теннесси Уильямса. Поэтому и историю, которая разворачивается в этом городе, я сделал как бы в его стиле. А новелла, в которой Нора и Натали Портман бороздят хайвей в Неваде, не может не вызвать в памяти «Тельму и Луизу». Поскольку это мой первый фильм, снятый в Америке, то я хотел, чтобы он стал своеобразным посвящением тем писателям и режиссерам, которые оказали на меня большое влияние.

- Вы продолжите работу в США?

- Не мое желание диктует мне, где работать, а существо и тематика моих картин. Я хотел работать с Норой и Джудом, Рэйчел Вайц и другими великолепными актерами. Увы, мне не удалось заставить их говорить по-китайски. Так что другого выхода у меня не было. Если другим моим фильмам будет необходим английский язык, я сниму их в Америке. Никаких предрассудков на этот счет у меня нет.

- Кафе, в котором работает персонаж Джуда Ло, называется по-русски - «Ключ». С чего бы это?

- Кафе, в котором мы снимали в Нью-Йорке, несет на себе печать Восточной Европы. Это неудивительно, ведь оно принадлежит семье из Чехославии.

- Из Чехословакии или Югославии? - пытаюсь уточнить я, тем более что ни той ни другой страны давно не существует. Но только не для Карвая.

- Из Чехославии, - настаивает он. - Вот я и решил сохранить приметы таинственной славянской души. К тому же неоновые надписи на кириллице выглядят очень стильно. Я даже девушку, так легко разбившую сердце героя Джуда Ло, сделал русской. Кстати, героиня моей следующей картины, «Леди из Шанхая», тоже будет русской.

5 лучших фильмов Карвая:

«Падшие ангелы»«Чункингский экспресс» «Счастливы вместе»«Любовное настроение»«2046»

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Вонг КАРВАЙ. Родился 17 июля 1956 года в Шанхае, но в 5 лет переехал с семьей в Гонконг. Учился на художника, но в 1980 году поступил на сценарные курсы. В киношколе никогда не учился. В 1988 году дебютировал в кино гангстерской драмой «Пока не высохнут слезы». Его ранние работы стали известны в Америке благодаря Квентину Тарантино. Стал первым китайцем, получившим приз за режиссуру на Каннском фестивале (в 1997 году за фильм «Счастливы вместе»). Женат на американке Эстер, имеет сына Чена 12 лет.