Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Звезды19 марта 2008 22:00

Что с сериалами на нашем ТВ?

Если телевидение будет развиваться так, как сейчас, скоро, кроме сериалов, ничего показывать не будут...
Анастасия Микульчина стала звездой после фильма канала «Россия» «Сонька Золотая ручка».

Анастасия Микульчина стала звездой после фильма канала «Россия» «Сонька Золотая ручка».

Количество многосерийных фильмов в свое время можно было по пальцам пересчитать. «Семнадцать мгновений весны», «ТАСС уполномочен заявить» да «В поисках капитана Гранта»... А сейчас... Если разобраться, то все центральные каналы все свои будничные эфиры заполняют как раз сериалами, и только ими. В среднем 25 процентов эфирного времени занимают многосерийные фильмы! А канал СТС и вовсе установил рекорд - 12 сериало-часов в день!

Что же это феномен такой - сериалы? И чего ждать от этого направления в ближайшее время?

Исторические и легендарные

Минувший сезон подарил нам блестящее соревнование двух центральных каналов - Первого и «России». В итоге отечественный зритель посмотрел сразу несколько сериальных шедевров.

Можно сколько угодно рассуждать на тему исторических ошибок или недостатков сюжета, но на деле вся страна припадала к экранам, что и рейтинги подтверждают.

Первый выдал «Диверсанты», «Диверсанты. Конец войны» и «Смерть шпионам». «Россия» ответила «Ликвидацией» и «Сонькой Золотой ручкой». Все эти фильмы пользовались фантастическим успехом.

А вот два фильма по классике, хоть и не провалились, но ожидаемого успеха не имели. Очень качественный фильм «Преступление и наказание» на Первом канале наш зритель посчитал слишком мрачным. А европейскую версию «Войны и мира» на канале «Россия», не признали, видимо, из-за большого количества иностранных актеров.

Проблема качественных «исторических» сериалов в их дороговизне. Скажем, та же «Ликвидация» - рекордный по затратам фильм для нашего ТВ. Но и эффект он дал соответствующий. Сейчас для канала снимается не менее масштабный проект - сериал «Исаев» - по произведениям Юлиана Семенова про молодые годы знаменитого Штирлица.

Для Первого готовят продолжение «Смерти шпионов». И еще фильм про Колчака.

«Россия» готовится показать классические «Тарас Бульба» и «Отцы и дети».

Такие фильмы, конечно, штучный товар, который, само собой, требует огромных затрат. И, кроме Первого и «России», такого, пожалуй, ни один канал себе позволить не может.

Криминальные радости

Впрочем, успешно конкурировать с гигантами российского ТВ можно и за счет правильно подобранной аудитории. Классический пример - канал НТВ. «Зеленые» сконцентрировались на криминальном жанре и показывают качественные многосерийки про милицию и бандитов. Причем фактически этот жанр «приватизирован» энтэвэшниками. «Сыщики», «Улицы разбитых фонарей», «Закон и порядок», «Бешеная», «Ставка на жизнь»... Все эти фильмы объединяет отсутствие ярких звезд в титрах. Но это довольно качественные картины, которые, кстати, всегда высоко располагаются в рейтингах.

НТВ свою «золотую жилу» никому отдавать не собирается. В ближайшее время на экраны выйдет новый ударный фильм - «Литейный, 4», где снялись все знаменитые «менты». Правда, в новой версии они будут исполнять другие роли.

Романтика и слезы

Главные «поглотители» «мыльных опер» - это все-таки представительницы прекрасной половины человечества. И они-то как раз - при всем уважении к истории и детективам - всегда предпочтут любовь. И на этом фронте идет война не на жизнь, а на смерть.

Первый бросает в бой «Татьянин день», а потом сразу «Принцессу цирка». «Россия» отвечает «Всегда говори «всегда» и «Женщиной без прошлого».

По сравнению с «мыльными операми», которые у нас снимали еще несколько лет назад, это настоящие шедевры. Отечественные дамские сериалы, похоже, окончательно сбросили в утиль конкурентов из Латинской Америки.

Чаще всего наши фильмы, кстати, это ремейки зарубежных сериалов. Так было и с «Татьяниным днем», и с «Принцессой цирка». Но после «русификации» они мало что общего имеют с первоисточником.

Играют в этих картинах, за редкими исключениями, не самые известные актеры. Но зато они мгновенно становятся звездами! Самый яркий пример - троица из «Татьяниного дня» - Анна Снаткина, Наталья Рудова и Кирилл Сафонов.

Романтические долгоиграющие фильмы отлично держатся в сетке, и их производство уже поставлено на поток. Они, конечно, значительно дешевле «исторических» и даже «криминальных» сериалов. Но по отдаче иногда ничем им не уступают.

Молодым - дорога!

Комедийные сериалы и фильмы для молодого поколения - конек канала СТС. Вообще после суперуспеха многосериек «Моя прекрасная няня» и «Не родись красивой» казалось, подобный жанр скоро завоюет и все другие каналы. Но Первый, «Россия» и НТВ решили остановиться на своих фирменных кинолентах. А СТС продолжает разрабатывать успешную жилу.

Из 12 будничных сериальных часов половину занимают так называемые ситкомы. То есть комедии ситуаций. Это когда торт падает и все смеются. И ведь действительно смешно! «Папины дочки», «Кто в доме хозяин?», все та же «Няня» идут «на ура».

СТС - единственный, пожалуй, из основных каналов продолжает делать ставку на иностранные фильмы. И «Тайны Смолвиля», и «Герои» находят своего зрителя.

Впрочем, среди такого обилия сериалов находится место и для исторических мелодрам («Одна ночь любви»), и просто для драмы («Чемпион»). И даже на спецпроекты для молодежи («Кадетство», «Ранетки»), и для среднего возраста («Тридцатилетние»).

Впрочем, обилие жанров и направлений все равно рассчитано, пожалуй, на активную часть населения.

Что будет дальше?

Сериалы, пожалуй, самый быстроразвивающийся и самый перспективный тележанр. Уже сейчас в России работает сразу несколько «фабрик грез», компаний, которые выпускают качественные сериалы. Самые известные - это «АМЕДИА», «Леан-М» и «Костафильм»... И недостатка в заказчиках они не испытывают.

За последние два года сериальная индустрия совершила гигантский скачок. Теперь актерам, для того чтобы взобраться на вершину славы, не обязательно сниматься в каком-нибудь шикарном полнометражном фильме. Достаточно удачно исполнить роль в качественном или просто популярном сериале. Анастасия Микульчина стала звездой после «Соньки Золотой ручки», а Павел Деревянко - после «Девяти жизней Нестора Махно».

Больше того, сериалы как жанр перестали считаться чем-то низким и неприличным. Очень серьезные актеры открыты к предложениям.

Главный, пожалуй, вывод: в сериалы пришли большие деньги. И конкуренция на всех уровнях становится запредельной. Скажем, за одну серию длинного фильма только сценарист получает около 6 тысяч долларов. За сценарий «исторического» сериала платят 100 - 150 тысяч долларов. Но и эти расценки куда ниже, чем, скажем, у американских коллег наших писателей. Но, скорее всего, цены будут только расти. А значит, больше авторов будут предлагать свои услуги, а мы дождемся новых сериальных шедевров. Ну и звезды сериального жанра скоро, конечно, будут нарасхват.

Многосерийные фильмы на центральных каналах