Анастасия Микульчина стала звездой после фильма канала «Россия» «Сонька Золотая ручка».
Количество многосерийных фильмов в свое время можно было по пальцам пересчитать. «Семнадцать мгновений весны», «ТАСС уполномочен заявить» да «В поисках капитана Гранта»... А сейчас... Если разобраться, то все центральные каналы все свои будничные эфиры заполняют как раз сериалами, и только ими. В среднем 25 процентов эфирного времени занимают многосерийные фильмы! А канал СТС и вовсе установил рекорд - 12 сериало-часов в день!
Что же это феномен такой - сериалы? И чего ждать от этого направления в ближайшее время?
Исторические и легендарные
Минувший сезон подарил нам блестящее соревнование двух центральных каналов - Первого и «России». В итоге отечественный зритель посмотрел сразу несколько сериальных шедевров.
Можно сколько угодно рассуждать на тему исторических ошибок или недостатков сюжета, но на деле вся страна припадала к экранам, что и рейтинги подтверждают.
Первый выдал «Диверсанты», «Диверсанты. Конец войны» и «Смерть шпионам». «Россия» ответила «Ликвидацией» и «Сонькой Золотой ручкой». Все эти фильмы пользовались фантастическим успехом.
А вот два фильма по классике, хоть и не провалились, но ожидаемого успеха не имели. Очень качественный фильм «Преступление и наказание» на Первом канале наш зритель посчитал слишком мрачным. А европейскую версию «Войны и мира» на канале «Россия», не признали, видимо, из-за большого количества иностранных актеров.
Проблема качественных «исторических» сериалов в их дороговизне. Скажем, та же «Ликвидация» - рекордный по затратам фильм для нашего ТВ. Но и эффект он дал соответствующий. Сейчас для канала снимается не менее масштабный проект - сериал «Исаев» - по произведениям Юлиана Семенова про молодые годы знаменитого Штирлица.
Для Первого готовят продолжение «Смерти шпионов». И еще фильм про Колчака.
«Россия» готовится показать классические «Тарас Бульба» и «Отцы и дети».
Такие фильмы, конечно, штучный товар, который, само собой, требует огромных затрат. И, кроме Первого и «России», такого, пожалуй, ни один канал себе позволить не может.
Криминальные радости
Впрочем, успешно конкурировать с гигантами российского ТВ можно и за счет правильно подобранной аудитории. Классический пример - канал НТВ. «Зеленые» сконцентрировались на криминальном жанре и показывают качественные многосерийки про милицию и бандитов. Причем фактически этот жанр «приватизирован» энтэвэшниками. «Сыщики», «Улицы разбитых фонарей», «Закон и порядок», «Бешеная», «Ставка на жизнь»... Все эти фильмы объединяет отсутствие ярких звезд в титрах. Но это довольно качественные картины, которые, кстати, всегда высоко располагаются в рейтингах.
НТВ свою «золотую жилу» никому отдавать не собирается. В ближайшее время на экраны выйдет новый ударный фильм - «Литейный, 4», где снялись все знаменитые «менты». Правда, в новой версии они будут исполнять другие роли.
Романтика и слезы
Главные «поглотители» «мыльных опер» - это все-таки представительницы прекрасной половины человечества. И они-то как раз - при всем уважении к истории и детективам - всегда предпочтут любовь. И на этом фронте идет война не на жизнь, а на смерть.
Первый бросает в бой «Татьянин день», а потом сразу «Принцессу цирка». «Россия» отвечает «Всегда говори «всегда» и «Женщиной без прошлого».
По сравнению с «мыльными операми», которые у нас снимали еще несколько лет назад, это настоящие шедевры. Отечественные дамские сериалы, похоже, окончательно сбросили в утиль конкурентов из Латинской Америки.
Чаще всего наши фильмы, кстати, это ремейки зарубежных сериалов. Так было и с «Татьяниным днем», и с «Принцессой цирка». Но после «русификации» они мало что общего имеют с первоисточником.
Играют в этих картинах, за редкими исключениями, не самые известные актеры. Но зато они мгновенно становятся звездами! Самый яркий пример - троица из «Татьяниного дня» - Анна Снаткина, Наталья Рудова и Кирилл Сафонов.
Романтические долгоиграющие фильмы отлично держатся в сетке, и их производство уже поставлено на поток. Они, конечно, значительно дешевле «исторических» и даже «криминальных» сериалов. Но по отдаче иногда ничем им не уступают.
Молодым - дорога!
Комедийные сериалы и фильмы для молодого поколения - конек канала СТС. Вообще после суперуспеха многосериек «Моя прекрасная няня» и «Не родись красивой» казалось, подобный жанр скоро завоюет и все другие каналы. Но Первый, «Россия» и НТВ решили остановиться на своих фирменных кинолентах. А СТС продолжает разрабатывать успешную жилу.
Из 12 будничных сериальных часов половину занимают так называемые ситкомы. То есть комедии ситуаций. Это когда торт падает и все смеются. И ведь действительно смешно! «Папины дочки», «Кто в доме хозяин?», все та же «Няня» идут «на ура».
СТС - единственный, пожалуй, из основных каналов продолжает делать ставку на иностранные фильмы. И «Тайны Смолвиля», и «Герои» находят своего зрителя.
Впрочем, среди такого обилия сериалов находится место и для исторических мелодрам («Одна ночь любви»), и просто для драмы («Чемпион»). И даже на спецпроекты для молодежи («Кадетство», «Ранетки»), и для среднего возраста («Тридцатилетние»).
Впрочем, обилие жанров и направлений все равно рассчитано, пожалуй, на активную часть населения.
Что будет дальше?
Сериалы, пожалуй, самый быстроразвивающийся и самый перспективный тележанр. Уже сейчас в России работает сразу несколько «фабрик грез», компаний, которые выпускают качественные сериалы. Самые известные - это «АМЕДИА», «Леан-М» и «Костафильм»... И недостатка в заказчиках они не испытывают.
За последние два года сериальная индустрия совершила гигантский скачок. Теперь актерам, для того чтобы взобраться на вершину славы, не обязательно сниматься в каком-нибудь шикарном полнометражном фильме. Достаточно удачно исполнить роль в качественном или просто популярном сериале. Анастасия Микульчина стала звездой после «Соньки Золотой ручки», а Павел Деревянко - после «Девяти жизней Нестора Махно».
Больше того, сериалы как жанр перестали считаться чем-то низким и неприличным. Очень серьезные актеры открыты к предложениям.
Главный, пожалуй, вывод: в сериалы пришли большие деньги. И конкуренция на всех уровнях становится запредельной. Скажем, за одну серию длинного фильма только сценарист получает около 6 тысяч долларов. За сценарий «исторического» сериала платят 100 - 150 тысяч долларов. Но и эти расценки куда ниже, чем, скажем, у американских коллег наших писателей. Но, скорее всего, цены будут только расти. А значит, больше авторов будут предлагать свои услуги, а мы дождемся новых сериальных шедевров. Ну и звезды сериального жанра скоро, конечно, будут нарасхват.
Многосерийные фильмы на центральных каналах