Телевизор

Сериал «Апостол»: Cекреты съемок новой шпионской саги

Создатели фильма рассказали о закулисье проекта

Фильм, показ которого начался вчера, смотрится весьма реалистично. Настолько, что некоторые СМИ написали - снят на документальной основе. На самом деле это не так. Если и есть в картине документальный фундамент, то только в том смысле, что действие происходит во время реальной войны... Остальное - плод творческого воображения сценариста Олега Антонова.

- Я давал читать уже готовый сценарий разным людям, в том числе и имеющим отношение к разведке. И один из них заявил: «Так это ж настоящая история моего деда! Ему сейчас 86 лет, он живет на Украине, и с ним вполне можно пообщаться по этому поводу». Но мы с этим разведчиком потерялись, и я не узнал адреса деда. А жаль...

Как и положено в кино про шпионов, в этом - много трюков и спец-эффектов. Не обошлось и без ЧП. Для одной из сцен Евгений Миронов и Николай Фоменко ехали на раритетном «ГАЗе». И вдруг капот заволокло дымом, полыхнуло пламя - оказалось, старенький автомобильчик не вынес нагрузок, загорелся. Пожар потушили, но сцену пришлось доснимать с уже нерабочим двигателем. Машину просто таскали на прицепе...

Но не все происшествия заканчивались удачно. Персонаж Евгения Миронова в одном из эпизодов должен был бросить гранату в вагон и отпрянуть за стенку. Репетиции прошли замечательно - зрелище получилось впечатляющее. И вот Евгений замахивается, бросает гранату, оттуда, как полагается, пых - столб огня! Сцена получилась потрясающая! Миронов оборачивается к съемочной группе и видит, как у них вытягиваются лица. Оказалось, пиротехники не рассчитали силу ветра, и языки пламени слизнули с головы актера все волосы!

Но вот ведь сила искусства! Миронов весь в роли - даже и не заметил этого!

Съемки вообще дались Евгению непросто. Ведь ему приходилось в течение одного дня играть сначала Петра, потом в течение получаса перевоплощаться в Павла, а потом - снова в Петра.

- Это была непростая актерская задача, - вспоминает Миронов. - Ведь у меня фактически три состояния: сельский учитель, урка и еще сельский учитель, пытающийся сыграть урку...

О ЧЕМ ФИЛЬМ

Великая Отечественная война. В руки советских контрразведчиков попал немецкий диверсант Петр Истомин (Миронов), засланный к нам с особым заданием. Матерый уголовник-рецидивист. И его уже совсем было перевербовал на нашу сторону бравый капитан НКВД Хромов (Николай Фоменко), как вдруг он совершает глупый побег и погибает. И тогда под видом брутального уркагана вернуться в немецкую разведшколу заставляют его брата-близнеца, близорукого хлюпика-интеллигента Павла.

А чтобы этот интеллигент, между прочим, отсидевший за «политику», не выкинул какое-нибудь коленце, НКВД фактически берет в заложники его жену (Дарья Мороз) и усыновленного ребенка.

Сможет ли Павел обмануть две разведки и выручить свою семью - главная интрига 12-серийного фильма.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Режиссер Юрий Мороз: «Это лента о цене свободы»

Мы поговорили с режиссером и продюсером фильма Юрием Морозом.

- Когда вы снимали фильм, как перед собой формулировали, о чем он?

- О том, какой ценой человеку достается свобода. О том, чем человек должен заплатить, чтобы быть свободным и чтобы были свободными его близкие.

- А почему фильм называется «Апостол»? В чем библейская линия?

- Потому что там два брата, Петр и Павел; потому что оперативный псевдоним у одного из братьев, того, что агент НКВД, - Апостол... А в остальном - пусть зритель смотрит и думает...

- Где-то написали, что вы молитвами вызывали дождь на площадке. Якобы для съемок вам нужен был ливень, а его все не было и не было. Тогда вы помолились, и наутро он пошел!

- Да?! Наверное, это был не я, наверное, это молился первый режиссер, и ему молитвы не помогли (начинал съемки другой режиссер. - Прим. ред.). Нет, я при этом не присутствовал (смеется). Ну и потом, дождь очень легко вызывается в кино. Поливочной машиной. Я еще понимаю, молиться, чтобы было солнце. А дождь... Платишь немного денежек, и ребятки быстренько приезжают и с удовольствием устраивают дождь хоть на целый день.

- Наши коллеги с Украины брали интервью у вашей дочери Дарьи и зачитали ей кусок вашего интервью, где вы хорошо отзываетесь о ее работе. Она так обрадовалась! Вы часто хвалите работы дочери, обсуждаете с ней ее роли?

- Все ее работы мы обсуждаем. А хвалил я ее один раз в жизни - за роль в «Живи и помни». Больше никогда ее не хвалил, даже за «Апостола».

- А почему? Вы к ней так строго относитесь?

- Нет, просто я у нее истина в последней инстанции (смеется). Поэтому хвалить ее надо редко. Ну а уж если я ее поругаю - все, ей все остальные не страшны.

- Даша говорит, что вы даете ей роли такого уровня сложности, какого не решился бы дать ни один другой режиссер. Что это - вера в ее силы или вы таким образом пытаетесь развить ее актерский потенциал?

- Одно дело - доверить кому-то роль. Другое дело - есть ли у человека способности ее сыграть! То, что Дарья может играть драматические роли, это уже точно. Она за последний год превратилась в настоящую драматическую актрису во многом благодаря своим ролям в театре, где она репетирует и у нее есть возможность нарабатывать актерское мастерство. То есть у нее был внутренний потенциал, и у нее была возможность его развить, что для актера очень важно. Для своего поколения она одна из лучших драматических актрис, по крайней мере она умеет сыграть лучше других вещи на пределе возможностей. Поэтому не возникает вопроса, можно ли ей доверить сыграть. Нужно, скажем так. Потому что любой другой сделает это хуже.

1-й, «Апостол», понедельник - четверг, вечер.