Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Звезды25 июля 2008 22:00

На съемках «12 стульев» у Пуговкина парализовало руку

Незадолго до смерти актера в издательстве «Троица» вышла книга «Жизнь и творчество Михаила Ивановича Пуговкина», в которой он вспоминает интересные случаи из своей жизни
Через секунду к отцу Федору прилетит царица Тамара. Кадр из ленты «12 стульев».

Через секунду к отцу Федору прилетит царица Тамара. Кадр из ленты «12 стульев».

Письмо Сталину спасло маме жизнь

Во время Великой Отечественной войны был приказ Сталина - за воровство, за мародерство сажать в тюрьму. Моя мама в это время работала в пирожковом цехе - пекла пирожки в большом котле, которые потом продавали на улицах. Чтобы прокормить нашу большую семью - 13 человек женщин и детей, мама один пирожок не вынимала из котла и после работы, спрятав его в фартук, несла домой, и там на этом пропеченном маслом одном пирожке варили суп. Однажды кто-то донес на маму, ее посадили в тюрьму и увезли куда-то на Вятку.

Я никогда не писал и не пишу никаких просьб и жалоб, а за маму - написал Сталину. Откуда у меня нашлись слова, не знаю, ведь в это время уже погибли мои два старших брата на фронте, отец еще воевал. Сам я был тяжело ранен и списан с фронта... Это все я написал. И, знаете, через неделю неожиданно приходит домой мама. Ей так и сказали:

- Вас освобождаем по письму сына.

В «Свадьбе» танцевал с раной

В 1943 году я снимался в кинокомедии «Свадьба» по Чехову. Этот фильм показывается по телевидению постоянно, но не все знают, что я пришел на съемку еще с палочкой и открытой раной. Во время съемки пляски оператор заметил кровяные пятна. Съемка остановилась. Мне дежурная медсестра сделала новую перевязку, и я еще более азартно доплясал сцену (...)

«Кубанские казаки». В этом фильме в своей роли я говорю всего одну фразу. Когда Марина Ладынина участвует в скачках, я в качестве зрителя сижу на трибунах и кричу:

- Держись, тетя, ветром сдует!

(...) Я не считаю, что это роль, это даже эпизод. Но я прошел школу кино, школу Пырьева, и школу ипподрома. Полтора, а то и два месяца мы тренировались на ипподроме для того, чтобы артисты умели держаться в седле. Позднее, когда я снимался в сказке «Варвара-краса - длинная коса», надо было проскакать на коне. Ни один молодой артист не мог сесть на лошадь. А я сел, да еще дал галопом перед молодежью.

- Вот где школа, - воскликнул Роу и, повернувшись к молодым, спросил: - Чему вас только во ВГИКе учат?

Ошпаренное «Спортлото-82»

Мы почти месяц снимали и ждали, когда начнется шторм, чтобы отец Федор в рубашечке с топором рубил стулья. Стулья были венские, невероятно тяжелые. Дождались мы шторма, и я шесть часов рубил эти стулья. Бросал куски в море. Совершенно мокрый.

За эти шесть часов меня просифонило так, что я несколько месяцев болел, рука была парализована (...)

А в Алуште на съемках фильма «Спортлото-82» было ЧП. Вся группа не работала, была в простое, а я лежал в больнице 25 дней.

Я всегда ездил в киноэкспедиции с литровым бидоном и с кипятильником. Я его включил и опрокинул кипяток на себя. Меня лечили пеной из немецкого пульверизатора.

Совет для Леонова

С Женей Леоновым у нас была история такая. Когда я был артистом, у меня было уже несколько картин, а его еще никто не знал. Как-то на улице Горького мы встретились, он спросил:

- Здравствуйте, вы - Пуговкин?

- Пуговкин.

- У меня к вам просьба, я так хочу сниматься в кино! Порекомендуйте меня в кино.

- Вас не надо рекомендовать, вы поезжайте в актерский отдел и отдайте свою фотографию. Вас будут снимать. Скоро о вас весь Союз заговорит.

Так оно и случилось. С моей легкой руки он поехал на студию и стал тем самым Леоновым.