Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество20 августа 2008 22:00

В Беларуси закончился челночный период

Корреспонденты «Комсомолки» продавали в Украине белорусский велосипед и узнали, что торговать с соседями нам больше нечем [видео]

Недавно коллега из другой газеты описал мне картину, подсмотренную им в деревне Горынь Столинского района. К каждой электричке, что идет в Украину, люди ведут велосипеды - по одному, а то и по два. Я был удивлен. Мне казалось, что челночный период в Беларуси уже отступил! Что они там продают? И мы отправились в командировку.

«На четверых в год мы раньше продавали по 70 тысяч велосипедов»

- Я занимался этим 11 лет, - вздыхает Юрий Деревенец из Горыни. - Но уже два месяца не продаю велосипеды. После того как велозавод купили австрийцы, работать стало совсем невозможно. Перечисляешь деньги и по два месяца добиваешься, чтобы тебе дали велосипеды. Потом оказывается, что дали не ту модель… Так что присматриваюсь к российским.

Велосипедным бизнесом Юрий занимался вместе с тремя компаньонами. Масштабы впечатляют: только Юрий продавал в месяц в среднем 1000 - 1500 железных коней. Все вместе - по 70 тысяч велосипедов в год, в Горынь привозили ох огромными фурами. В другой стране предприятие носило бы таких партнеров на руках!

Забираем у Юрия единственный оставшийся велосипед по себестоимости - за 145 тысяч.

- На заводе цена поднялась до 175 - 182 тысяч, - уточняет Юрий.

- Ого! - присвистывает Волошин. - Моя бабушка на таком еще после войны ездила!

Действительно, велосипед самый примитивный: колеса, руль да педали. Ни тормозов тебе ручных, ни звонка, ни передач. Но именно эта самая ходовая модель. Потому что самая дешевая.

А еще нас удивило, что при таких объемах продаж наваривал Юрий всего ничего - по 500 рублей, по 1000 на штуке. Говорит, что при зарплате в 600 тысяч приработок в 1,5 миллиона для него солидный!

«Раньше много что возили! А теперь им наше не надо…»

У бабушки возле вокзала мы узнаем, что народная коммерция умирает:

- Раньше много что возили: трикотаж, колбасу, велосипеды, игрушки… А теперь им ничего наше не надо!..

Но мы все же берем в магазинчике четыре палки сырокопченой «Европейской» колбасы - надо восстанавливать торгово-экономические отношения между странами! Палки 6800 рублей.

Подходит электричка Горынь - Сарны. На нее бегут сплошь украинцы. У каждого по 2 - 3 огромных полиэтиленовых пакета с искусственным мехом, из которого шьют игрушки.

- Нам его ваши предприниматели на микроавтобусах подвозят прямо к электричке! - говорят люди.

Три часа - и мы в Сарнах

«Мой сосед Ваня эти велики десятками скупает!»

Базар уже не работал.

- Ай-я-яй, что ж вы, хлопцы, так поздно приехали!.. - жалеет нас Володя, который «завтра уезжает на заработки в Польшу».

Простояв час возле универмага, мы отчаялись - никто даже не поинтересовался ценой!..

Наутро в 7.30 мы были на рынке. Волошин пошел изучать предложение, я остался с велосипедом на входе.

- Продают только на двух точках, такие же в одном месте по 420 гривен, в другом - по 480 (225 наших тысяч), - доложил Женя спустя пару минут. Мы решили отдавать свой по бросовой цене - 399 гривен (187 тысяч).

Стоим полчаса, час - полный штиль. Только одна тетушка поинтересовалась ценой на колбасу, но брать не стала, потому что «вы без холодильника продаете». Другая женщина, услышав нашу цену в 20 гривен за палку, отрезала:

- Да я лучше в Горынь поеду и за 16 куплю!

Да… В Беларусь местные жители ездят, как минчане на Комаровку…

Наконец какой-то дед подсказал нам:

- Цену вы большую поставили, по субботам такие велосипеды продают по 350 - 360 гривен!..

Проходит еще час. Колбасой интересуются, но не берут - все им дорого да дорого!.. Мы, опасаясь, что на солнце товар начнет пахнуть, снижаем цену до упомянутых уже 16 гривен. И три палки забирают за 10 минут. Даже отсутствие холодильника при такой цене не помеха!..

На картонке рисуем «350» - и велосипедом тоже стали интересоваться.

- 300 гривен! - улыбается толстый продавец белорусских великов.

- Мужик, ты чё, мы его дороже взяли!

Но дядя сегодня монополист, а поэтому платить больше не собирается.

- Эй, хлопцы, велик продаете?! - окликает нас мужчина, зашедший в гости к продавцу соседнего лотка.

- Забирайте за 370 гривен! - бросаемся к дядечке мы.

- Дороговато!.. - тянет наш потенциальный покупатель, осматривая товар.

- 360.

- Даю 350 и забираю! - подскакивает продавец сантехники из соседнего киоска.

- Э, Ваня, остынь, это я забираю! - осаживает его первый покупатель.

Мы пускаем в ход последний козырь:

- 360! И палка колбасы в придачу!..

Дядя нюхает белорусскую колбасу, и, кажется, это действует на него положительно - рука тянется за кошельком.

- А он некраденый? - напоследок спрашивает он, переписывая мои паспортные данные.

ИТОГО

На велосипеде, если отнять дорогу туда-обратно на одного человека и стоимость палки колбасы, мы наварили 11 тысяч 400 рублей. Это учитывая, что велик нам отдали по старой цене. Если бы мы покупали его на заводе сегодня, то проиграли бы тысяч двадцать!

На колбасе вышло по 720 рублей с палки. Негусто. Тем более что берут ее не очень охотно - в украинских магазинах тоже можно купить сырокопченой по такой цене. Хотя наша бесспорно качественнее - это признают и сами украинцы.

В общем, белорусу сегодня действительно нет резона возить что-то продавать в Украину.

ЧЕМ ТОРГУЮТ НА ДРУГИХ БЕЛОРУССКИХ ГРАНИЦАХ

Через границу с Россией (ее хоть и нет, но поезда проверяет милиция) народ везет мясо целыми тележками. Покупают в Орше, продают в Смоленске. Заработок местных бабушек - 100 - 130 долларов в месяц.

В Литву наши люди везут (приходилось наблюдать самим) мыло, шампуни, сигареты, обувь, водку, трикотаж. Прячут где только можно (не будем выдавать соотечественников), но бдительные таможенники все равно время от времени находят и забирают…

Полякам мы, как известно, возим продавать солярку. Причем прямо в баках. Еще бы, ведь у нас дизтопливо стоит 2240 рублей, а за Бугом - 4,6 злотого (4700 рублей). На баке, продав 75 литров, можно заработать 87 долларов! Жители приграничных районов поделились хитростью, что машины, где есть грудные дети, пропускают без очереди. Дошло до того, что предприимчивые люди «одалживали» деток у знакомых (вместе с мамами), чтобы сделать за день две-три ходки. Правда, сейчас, после введения шенгенских виз, это стало делать сложнее. Накладно мамам шенгены ставить!..

В Латвию, как нам сказали на ближайшей к границе станции Бигосово, «уже давно никто ничего не возит». Во-первых - невыгодно. Во-вторых - уж слишком пристально стали таможенники досматривать. Пограничники же добавляют, что сюда, как и в Польшу, возят солярку дальнобойщики в баках.

А на границе с Украиной в летний сезон пограничники часто ловят белорусов, которые гонят продавать соседям скот или трактора МТЗ. А в общем, предложить соседям нам уже практически и нечего - даже на рынок в Хмельницкий наши люди едет порожняком: там что ни возьми, все дешевле…

Фото авторов, а также гарных украинских дивчин.