Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Происшествия22 сентября 2008 22:00

Разбившийся «Боинг» китайцы продавали вместе с неполадками?

Вчера в Архангельске состоялась панихида по жертвам пермской авиакатастрофы

Вокруг катастрофы лайнера много версий и домыслов. Одни считают летчиков героями, которые увели падающий самолет от города. (Я был в Перми и сам удивлялся, как самолет, пройдя над огромным жилым кварталом, рухнул буквально в ста метрах от высотных домов.) Другие подозревают, что в катастрофе есть и вина пилотов.

Комиссия по расследованию, как известно, пока что не признала экипаж лайнера пострадавшим. То есть следствие изучает их причастность к трагедии. Известно заявление диспетчера: мол, летчики при посадке вели себя неадекватно, выполняли команды с точностью до наоборот. Поэтому нам важно узнать о последних днях летчиков того рокового «Боинга».

У командира погибшего лайнера Родиона Медведева остались теперь в Архангельске жена (они поженились чуть больше года назад), дочка, родившаяся 1 сентября этого года, и тесть с тещей. Родион Медведев в Архангельске не жил. С женой Татьяной они снимали квартиру в Москве, но по работе часто бывали в Архангельске и наведывались к родителям Татьяны. Архангельские соседи о Родионе ничего особого рассказать не могут. Видали несколько раз - трезвый, опрятный...

Потом мы встретились с тестем погибшего командира - Александром Седовым. Он сам летает бортмехаником на Ан-24 в той же авиакомпании «Аэрофлот-Норд», которой принадлежал погибший лайнер.

- Следователи явно у вас бывают, что их интересует? - спросил я.

- Нет, следователи не приходили, - удивил он ответом. - Один раз позвонил некто, представился, что из прокуратуры и у него есть вопросы. Я спросил, почему вопросы по телефону. Он что-то стал плести. Я понял, что звонил репортер, и бросил трубку.

Репортеров в этой семье не жалуют. Со мной согласились встретиться только из особого уважения к «Комсомолке».

Пилотов могли отравить?

- Вы, конечно, простите, но сейчас столько домыслов относительно неадекватного поведения пилотов. Вплоть до того, что люди могли, мол, выпить. Такое возможно?

- Судите сами, - отвечал Александр. - По прилете экипажу надо общаться пусть и не с медиками, но с представителями разных служб и специалистами. Как пьяный пилот подойдет к ним? Он мог выпить немного в праздник, но только не на работе.

- Родион был молодым (35 лет) и успешным пилотом. Могли у него быть завистники, недоброжелатели?

- Ну что вы, - отвечала жена Татьяна (до декретного отпуска она работала стюардессой). - Его так все уважали и радовались его продвижению. Я не могу себе представить, чтобы диверсия из мести.

- А что касается конкуренции между «Аэрофлот-Норд» и другими компаниями - такое есть?

- Конечно, как и везде сейчас, - отвечал Александр. - Мы кого-то выдавливаем с рынка. И нас выдавливают...

- Тогда спрошу прямо: могли экипаж чем-то отравить в полете? Откуда неадекватное поведение?

- Пища для экипажа упаковывается отдельно и, надо думать, под особым контролем, - отвечал Александр. - Хотя я всей этой кухни не знаю. Меня самого вот вопросы мучают: мне непонятно, почему самолет ушел на второй круг. Погода, насколько я знаю, была хорошая.

- Что вам в последних телефонных звонках говорил Родион? - спросил я Татьяну. - Может, звучали какие-то тревожные нотки? Голос усталый был?

- Да обычные были звонки. Мол, собираемся в Пермь. А из Перми сразу же и обратно. Ничего в его голосе я не заметила.

- Это точно, что собирались обратно?

- Да, он так сказал.

Если так, то о выпивке не могло быть и речи. Перед обратным полетом обязательна медкомиссия.

Самолет ремонтировали два месяца

В храм помянуть погибших пилотов пришли как их родственники, так и руководители компании «Аэрофлот-Норд». Последние по окончании молитвы мгновенно скрылись от журналистов, твердя на ходу, что до конца работы комиссии никаких комментариев! Удалось лишь немного поговорить с директором по персоналу авиакомпании «Аэрофлот-Норд» Пунановым Дмитрием Николаевичем.

- Почему в первые же часы после авиакатастрофы руководство «Аэрофлота» заявило о разрыве отношений с вашей компанией? Выходит, что у аэрофлотовцев нет сомнений в виновности «Аэрофлот-Норд»?

- Думаю, «Аэрофлот» изначально погорячился. На сегодня вина нашей компании или вина пилотов никем не доказана... Все технические вопросы - к следствию.

Из неофициальных источников удалось узнать, что в день гибели пилоты уже выполнили один рейс из Симферополя и, конечно, были несколько утомлены перед ночным полетом в Пермь.

Мне также поведали, что перед недавней покупкой рокового «Боинга» в Китае представитель компании долго не хотел его принимать по техническим причинам, и китайцы целых два месяца устраняли на лайнере неполадки. А после его еще доремонтировали во «Внуково».

Один из архангельских специалистов, побывавший в Перми, рассказывает, что при посадке лайнер в заданной точке опустился на расчетные 600 метров и командир о том доложил диспетчеру. Скоро диспетчер вдруг с удивлением увидел, что высота 900 метров, и запросил пилотов подтвердить высоту. Пилоты ответили: «Высота 900». Почему самолет понесло в небо, непонятно.

Пилоты категорически не имели права на подобный маневр. Тогда диспетчер приказал идти на второй круг. Что касается дальнейших переговоров экипажа с диспетчером, о том источник умалчивает, заявляя, что в этих переговорах много чего неясного. А еще, мол, пилоты «Боингов» не раз жаловались, что в Перми очень плохое оборудование для машин их класса, что затрудняет посадку. Я спросил Александра Седова - тестя погибшего командира «Боинга» (он, напомню, сам летает бортмехаником в «Аэрофлот-Норд»):

- А если лайнер терпит аварию, экипаж должен обо всем сообщать диспетчеру?

- Ну о чем вы говорите?! Там только и думаешь, как машину спасти, а уж болтать с диспетчером - это потом... Вот сейчас все говорят, что эти «Боинги» старые. А ведь наши «тушки» куда старее, но летают!.. Ну все, извините, мне сегодня в полет!

- Да, пора и мне улетать!

И мы попрощались у церкви, где только что прошла панихида по жертвам авиакатастрофы...

Мы будем и далее продолжать расследование. Автор просит всех, кто располагает какими-то сведениями по этому делу, писать на сайт «Комсомольской правды» или позвонить в Архангельск по телефону (8182) 28-88-88.