Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Происшествия24 сентября 2008 22:00

Катастрофа лайнера в Перми: Летчики привыкли, что вину сваливают на экипаж

Эксперты «КП» утверждают, что причиной падения самолета был вовсе не «человеческий фактор»

Техническая неисправность не могла стать причиной катастрофы «Боинга-737» в Перми, унесшей жизни 88 человек. Об этом сообщил председатель технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Алексей Морозов. Практически одновременно с этим в печати появилась информация, что пилоты, возможно, погибли из-за своей некомпетентности, запутавшись в показаниях прибора авиагоризонта. И даже в критический момент поспорили: куда делать поворот - вправо или влево. А значит, главная версия трагедии - человеческий фактор.

Обнародованную информацию мы попросили прокомментировать наших экспертов.

- Могли ли летчики по-разному оценить показания прибора авиагоризонта?

- Действительно, у американских моделей он отображает силуэт самолета и изменяющийся угол между его крыльями и горизонтом, - говорит эксперт по безопасности полетов Виктор ТИМОШКИН. - На отечественных все наоборот: движущийся силуэт самолета на фоне статичного горизонта. Но на «Боинге» их два, и, даже если предположить, что они показывали разные данные, пилоты имели достаточный опыт, чтобы сориентироваться в пространстве.

- Очевидцы до сих пор уверяют, что самолет падал с горящим двигателем...

- В принципе можно посадить самолет и с горящим двигателем. Но думаю, что у лайнера сломался автопилот. Самолет при посадке неожиданно ушел вверх, а потом, не выдержав нагрузки на стабилизаторы, свалился в пике.

Еще несколько вопросов мы задали бывшему Главкому ВВС России, генералу армии Петру ДЕЙНЕКИНУ.

- Петр Степанович, появилась информация, что летчики были неопытными... Мол, они слишком мало летали на «Боингах»...

- Пора закончить разводить демагогию вокруг человеческого фактора. Командир «Боинга» Родион Медведев налетал 3689 часов. Любой пилот с таким налетом - профессионал высочайшего класса.

- Но ведь это общее время. Он летал не только на «Боингах», но и на «Ту».

- При таком опыте это не имеет значения.

- А может ли причина скрываться в самом самолете? За последние 13 лет в мире упало 16 «Боингов», в них погибли 1500 пассажиров...

- Беда в другом. Сертифицирует самолеты та же организация, что и расследует их падения! Этим занимается последние 18 лет Международный авиационный комитет. А как родитель может осудить своего ребенка, даже если он что-то натворил? К тому же в продаже «Боингов» заинтересованы его западные производители.

Есть и другие факторы. Расшифровка ящиков Ту-154, который попал в грозу над Донецком, показала: пилот в переговорах хвалился, что удается сэкономить топливо. Если бы не эта причина, грозовой фронт он бы обошел. Аэробус в Иркутске упал с неисправным реверсом тяги правого двигателя. Это системный кризис. Порой плакать хочется, когда воздушные лайнеры министерские чиновники называют «подвижным составом» - как поезд. Пора создавать Министерство гражданской авиации, которое наконец займется проблемами авиации. А Международный авиационный комитет с его уникальными специалистами сохранить, добавить в его штат для контроля сотрудников ФСБ и подчинить министерству. Тогда можно будет говорить о порядке и безопасности.

- А почему о кризисе молчат летчики?

- Почему же молчат? Работяги частушки в эфире сочиняют: «Над Донецком самолет в грозу попал, и в Иркутске реверс тяги отказал, никогда не пропадешь, если правду ты скрываешь, если свалишь всю вину на экипаж!»

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Министр транспорта Игорь ЛЕВИТИН: «У пилотов «Боинга» была достаточная квалификация»

- «Черные ящики» упавшего «Боинга» расшифрованы, и теперь МАК анализирует информацию, - рассказал вчера в Перми министр транспорта России Игорь ЛЕВИТИН. - Пока о результатах рано говорить. Могу сказать, что у пилотов была достаточная квалификация, чтобы управлять «Боингом». Сейчас анализируются условия работы, состояние здоровья и другие нюансы готовности экипажа перед полетом. А также идентифицируются голоса пилотов. Важно понять, какие причины привели к тому, что они не выполняли указания диспетчера.

- Писали о том, что «Боинг» вылетел с так называемыми отложенными неисправностями...

Министр ответил, что, по предварительным данным, у разбившегося в Перми лайнера не было неисправностей, с которыми самолет нельзя было бы выпускать в рейс. А те, с которыми полетел «Боинг», ни в коем случае не могли привести к катастрофе.

Кроме того, Левитин сообщил, что оба двигателя самолета работали вплоть до столкновения с землей.

- Взрывотехники, которые работали на месте крушения, подтвердили, что взрыва на борту не было. Это в той части, если мы говорим о теракте, - заявил Левитин.

- Случайно ли самолет не задел жилые дома и рухнул на пустыре или это подвиг летчиков?

- Это должны показать самописцы. Будет ясно, под каким углом летел самолет, как работали двигатели и т. д.

Кроме того, Левитин сообщил, что родные 55 погибших в авиакатастрофе уже определились с местом захоронения. Расходы по доставке погибших к месту захоронения берет на себя «Аэрофлот».

Идентификация останков тел (анализы делают в Екатеринбурге) продлится еще три-четыре недели.

Дмитрий ЕНЦОВ («КП» - Пермь»)