Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-3°
Boom metrics

Покупки в кризис: Не прогадать и права отстоять

На вопросы читателей отвечают председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий ЯНИН и ведущая рубрики «Права потребителя» в «КП» Анна Добрюха
- Мама, остановись! Давай дождемся скидок.

- Мама, остановись! Давай дождемся скидок.

Когда можно отказаться от мебели, заказанной в кредит?

Я заказала диван с оплатой в кредит, но промахнулась с ценой: сейчас подешевели варианты, которые гораздо лучше моего. Часть денег по кредиту я уже внесла. Можно ли теперь отказаться от дивана и на каких условиях?

Лариса.

- Первым делом нужно разобраться, по какому виду договора у вас заказан диван.

Приобретение мебели обычно оформляется одним из двух способов:

1. продажа товара по образцу - в таком случае в договоре фигурируют понятия «продавец» и «покупатель»;

2. выполнение работы по изготовлению изделия - тогда в договоре встречаются слова «заказчик» и «изготовитель» («исполнитель»).

И в том и в другом случае покупатель имеет право отказаться от товара до момента его передачи, возместив продавцу (исполнителю) те издержки, которые он понес, выполняя заказ.

Отказ оформляется в виде письменного заявления. При варианте 1 (см. выше) вы указываете, что отказываетесь от исполнения договора в соответствии с п. 3 ст. 497 Гражданского кодекса. При варианте 2 ссылаетесь на отказ от исполнения договора на основании ст. 32 Закона «О защите прав потребителей».

Обратите внимание: вам важно зафиксировать дату своего отказа, поскольку при расчетах будут учитываться расходы продавца (исполнителя) именно до этого дня. Отправлять заявление об отказе нужно либо почтой - с описью вложения и уведомлением о вручении, либо передавать лично сотрудникам мебельного салона, оставляя себе копию с отметкой о дате приема.

Имейте в виду: расходы, понесенные при выполнении вашего заказа, должны быть подтверждены документально, а не голословно названы продавцом. Эта сумма удерживается из внесенных вами платежей по кредиту. Также вы теряете издержки по оформлению кредита и уже выплаченные проценты.

Важно: если по договору срок передачи вашей мебели уже наступил, но доставка затягивается, то вы можете отказаться от заказа, ссылаясь на нарушение договора продавцом (исполнителем). В этом случае вы вправе требовать полного возмещения убытков, в том числе компенсации всех ваших платежей по кредиту.

Что делать, если на кассе пробивают больше, чем в ценнике?

Особенно часто я сталкиваюсь с этим в продуктовых магазинах: там цены растут особенно быстро, и кассиры обычно заявляют - мол, ценники поменять не успели. Как быть покупателю, который набрал товаров, рассчитывая на определенную сумму?

Дмитрий.

- Запомните: в соответствии с Гражданским кодексом РФ магазин обязан продавать товары по той цене, которая указана на ценнике, а не в базе данных торговой точки. Поэтому вам нужно зафиксировать факт наличия ценника с определенной суммой. Можно сфотографировать его на сотовый телефон, можно сослаться на свидетельские показания других очевидцев.

Затем смело вызывайте администратора магазина, предъявляйте свои доказательства и требуйте возмещения разницы между стоимостью, указанной в ценнике, и суммой, пробитой на кассе и уплаченной вами. А если вы еще не успели расплатиться, то попросту требуйте продажи по стоимости, указанной в ценнике. ЭТО ПРИГОДИТСЯ! Весомым аргументом для воздействия на администрацию торговой точки будет упоминание инстанций, куда вы планируете сообщить о нарушении законодательства и своих прав. Это: - Роспотребнадзор, который уполномочен проводить проверки по жалобам потребителей, налагать административные штрафы. За нарушение правил торговли, в том числе размещение устаревших ценников, штраф на сегодня - до 30 тысяч рублей; - налоговая инспекция, которая следит за соблюдением правил применения контрольно-кассовой техники. Манипуляции с ценниками могут свидетельствовать о махинациях при расчетах, оформлении товаров - это может быть поводом для проверки налоговых органов, которых торговцы обычно боятся как огня.

Затем смело вызывайте администратора магазина, предъявляйте свои доказательства и требуйте возмещения разницы между стоимостью, указанной в ценнике, и суммой, пробитой на кассе и уплаченной вами. А если вы еще не успели расплатиться, то попросту требуйте продажи по стоимости, указанной в ценнике.

ЭТО ПРИГОДИТСЯ!

Весомым аргументом для воздействия на администрацию торговой точки будет упоминание инстанций, куда вы планируете сообщить о нарушении законодательства и своих прав. Это:

- Роспотребнадзор, который уполномочен проводить проверки по жалобам потребителей, налагать административные штрафы. За нарушение правил торговли, в том числе размещение устаревших ценников, штраф на сегодня - до 30 тысяч рублей;

- налоговая инспекция, которая следит за соблюдением правил применения контрольно-кассовой техники. Манипуляции с ценниками могут свидетельствовать о махинациях при расчетах, оформлении товаров - это может быть поводом для проверки налоговых органов, которых торговцы обычно боятся как огня.

Экономим на ремонте компьютера

Я купила ноутбук. Он сломался, гарантия - один год - уже закончилась. В сервис-центре сказали, что ремонтировать будут только за плату - это половина цены нового компьютера! Нет ли каких-то других вариантов решения проблемы?

- В течение двух лет с момента покупки вы имеете право на бесплатный ремонт, даже если кончилась гарантия - на основании п. 5 ст. 19 Закона «О защите прав потребителей». При этом нужно иметь в виду: после окончания гарантийного срока продавец и сервис-центр вправе требовать, чтобы покупатель доказал, что причиной поломки является заводской брак, производственный недостаток, а не действия самого потребителя или третьих лиц. Для этого обычно нужна экспертиза.

Чтобы найти экспертов, вы можете обратиться в сервис-центр любой конкурирующей фирмы по продаже и обслуживанию компьютеров. Если вам выдадут заключение о производственном браке - предъявляйте его в сервис-центр и смело требуйте устранить недостаток бесплатно. Также вам должны будут возместить расходы на экспертизу (если это не входит в полномочия СЦ, то за компенсацией нужно обращаться в магазин).

Обратите внимание на еще одно важное правило: если вы приобрели товар длительного пользования - большинство видов техники к таким как раз относится, то его бесплатного ремонта можно требовать в течение всего срока службы либо в течение 10 лет после покупки, если срок службы производителем не установлен (п. 6 ст. 19 закона). Все это действует при условии, что производственный недостаток, ставший причиной поломки, является существенным: конструктивным, неисправимым либо проявляется повторно после ремонта и т. п.

Подтверждением производственного характера и существенности недостатка также может служить заключение экспертов сервис-центра.

«Хочу сдать шубу...»

Купила шубу, а теперь раскаиваюсь: мужа сократили на работе и с деньгами серьезные проблемы. Могу ли я вернуть шубу, если не носила ее, но чек выбросила?

Настя.

- Меховые изделия не значатся в перечне качественных товаров, не подлежащих обмену и возврату, так что в этом плане преград для сдачи шубы в магазин у вас нет. В то же время по закону требуется, чтобы после покупки прошло не больше 14 дней. Насчет отсутствия чека не переживайте, если есть другие доказательства, свидетельствующие о приобретении шубы в конкретной торговой точке: сведения о продавце на ярлыке, товарном чеке и т. п. Также можно использовать свидетельские показания очевидцев, присутствовавших в момент покупки.

ВОПРОС - РЕБРОМ

Спешить в магазин или ждать скидок?

Я все тянула с покупкой хорошей кухни. Казалось, дороговато. Но теперь многие говорят, что грядет мощная инфляция. Посоветуйте, что делать: срочно покупать сейчас, пока деньги еще окончательно не обесценились, или подождать - может быть, упадет цена на саму кухню?

Ася.

Дмитрий Янин:

- Мне кажется, что поддаваться панике и срочно покупать дорогостоящие товары сейчас все-таки не стоит. Скорее всего, ситуация будет развиваться так.

Торговым компаниям нужно поскорее возвращать дорожающие банковские кредиты, взятые на закупки товара. Поэтому придется снижать цены, чтобы побыстрее распродать имеющуюся продукцию.

Так что можно ожидать массовых распродаж бытовой техники и снижения цен на мебель, которые у нас в России сейчас явно неоправданно завышены. Думаю, самые весомые и масштабные скидки будут в декабре.

А после Нового года некоторые привычные нам брэнды могут даже исчезнуть, начнутся новые закупки на новых условиях, и тогда можно ожидать подорожания.

Ну а что касается товаров первой необходимости - продукты, хозтовары и т. п., то они, как и сейчас, будут дорожать - здесь снижения цен не предвидится.