Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Происшествия8 декабря 2008 22:00

Когда заплачет «Веселый Роджер»?

Крупнейшие державы не могут справиться с горсткой морских бандитов
«Дети капитана Флинта» не скрывают, чьи традиции они продолжают сегодня.

«Дети капитана Флинта» не скрывают, чьи традиции они продолжают сегодня.

В ХХ веке о пиратстве почти забыли. Даже популярный советский фильм на эту тему воспринимался больше как экранный вымысел, а не как сюжет, имеющий отношение к реальной проблеме. И вот подишь ты, в третьем тысячелетии призрак Флинта вновь обрел плоть. Только теперь морские бандюганы гоняются не за купеческими шхунами в карибских водах, а оседлали стратегические торговые коммуникации у берегов Сомали. И, похоже, взяли за горло те страны, что привыкли считать себя владычицами морей.

Украинская «Фаина» с танками, гигантский саудовский супертанкер, круизный лайнер - вот яркие эпизоды из «трудовой биографии» сомалийских пиратов. А вчера они атаковали очередную жертву - датский контейнеровоз. Причем уже не у своего побережья, а в водах Танзании!

Обнаглели? Да! А кто бы на их месте не обнаглел? Безнаказанность полнейшая! Мировые державы посылают в Аденский залив эскадры кораблей, но не для того, чтобы раз и навсегда разорить пиратские гнезда на сомалийском побережье. Вот если корсары нападут на очередное беззащитное судно, то тогда отбиваться можно. А сверх того ни-ни.

Значит ли это, что современная цивилизация не знает, как бороться с древнейшей напастью? «КП» обратилась с этим вопросом к экспертам.

МНЕНИЕ ПОЛИТОЛОГА

Андрей МАНОЙЛО, профессор кафедры международных отношений Дипакадемии МИД РФ:

Это отлаженный бизнес, и Россия должна с ним бороться

- В понедельник, 8 декабря, в районе побережья Сомали начинается антипиратская операция стран Евросоюза под кодовым названием «Atalanta». Ее цель - обеспечение безопасности гуманитарных грузов. Это хоть какая-то демонстрация воли мирового сообщества (и то - не всего) прижучить морских бандитов. Но любая военная акция имеет свое начало и конец - флот уйдет, а флибустьеры снова активизируются. В международном правовом поле масштабная борьба с пиратством почти никак не оформлена. Есть, конечно, решение Совбеза ООН о преследовании пиратов в территориальных водах Сомали, но это - борьба с последствиями.

Пиратство в Сомали давно превратилось в отлаженный бизнес. Здесь крутятся деньги, контролируемые влиятельными мафиозными кланами и даже некоторыми местными политиками.

Думаю, в данном случае прежде всего нужно перекрывать источники финансирования. Бить по связям между группировками и их покровителями, которые могут быть и на Западе...

Что же касается роли нашей страны в борьбе с пиратством, то России выгодно принимать участие в международных операциях. Это приносит большие дивиденды: укрепление сотрудничества, улучшение имиджа страны, усиление контроля за морскими коммуникациями.

То, что «Неустрашимый» бесплатно (!) охранял голландцев, - отличный шаг, формирующий отношение к России как к дружественной стране.

МНЕНИЕ ВОЕННОГО

Александр ВОЕЙКОВ, капитан 1 ранга запаса, бывший командир подразделения боевых пловцов: Надо создать антипиратский кооператив

- Честно говоря, я с большим сарказмом наблюдаю за попытками мирового сообщества усмирить морских террористов. Попугать смогут, заставить все бросить и бежать - нет.

Если вооруженные пираты захватили судно с грузом, то даже 10 боевых кораблей отбить его не смогут. Потопить попавший в плен танкер или сухогруз, конечно, можно. Но ведь там не только бандиты, а еще и экипаж, и груз!

Военные моряки не обучены методам борьбы с пиратством - тут нужны спецкоманды, умеющие работать с суши, с моря и с воздуха. Необходимы международные силы быстрого реагирования с едиными региональными штабами, которые будут действовать под эгидой ООН.

Борьбу с корсарами надо начинать уже на суше. Каждая лодка, каждый катер, уходящие в море, должны быть под контролем. Значит, нужна разведка, нужна авиация. А если пиратам удалось захватить судно, надо готовить спецоперацию с участием подводных пловцов, штурмовых групп. Наконец, КАЖДОЕ грузовое судно, входящее в опасный район, должно иметь на борту достаточную вооруженную охрану. Но судовладельцы экономят на этом. Вот и имеем то, что имеем.

КСТАТИ

«Неустрашимому» идет подмога

К берегам Сомали для обеспечения безопасности морского судоходства готов отправиться отряд кораблей Тихоокеанского флота во главе с большим противолодочным кораблем «Адмирал Виноградов». В начале 2009 года моряки примут участие в совместных с ВМС Индии учениях «Индра-2009». А затем выдвинутся в район Африканского Рога. В Минобороны РФ уверены, что экипажи кораблей и морские пехотинцы ТОФ готовы к борьбе с морскими пиратами и террористами.

КОММЕНТАРИЙ ПОСЛА

Посол Сомали в России Мохаммед Мохамуд ХАНДУЛЕ:

За ними кто-то стоит

Территория Сомали в Москве - двухкомнатная квартира на Симферопольском бульваре. Никакого шика и помпезности. В ней и состоялся наш разговор с послом Сомали в России Мохаммедом Мохамудом ХАНДУЛЕ.

- Господин посол, как власти Сомали могут помочь антипиратской кампании?

- У Сомали главным образом две проблемы - отсутствие береговой охраны и санкции ООН, которые были наложены на нас во время гражданской войны. Они ограничивают поставки оружия правительству. Но это не означает, что мы бессильны. Мы можем предоставлять определенную информацию, арестовывать бандитов. Мы в конце концов разрешаем иностранным военным кораблям находиться в наших водах.

- У пиратов есть какой-то координирующий орган?

- Есть подозрение, что пираты - не более чем наемники. Ну получили выкуп в миллион долларов, и что они с ним делать будут? Скорее всего, с этого им платят какие-то проценты, «зарплату». Кто платит - вопрос открытый. Но то, что им кто-то дает наводки, допустим, это судно можно грабить, там такой-то груз, а вот этот корабль не стоит, - это очевидно. Заметьте, корабли с сомалийским грузом никто не трогает. Наши кланы умеют беречь свое.

- А другим странам что делать?

- Объединяться, вести скоординированную политику. Формат может быть разным - ООН, Лига арабских государств... Нам импонирует позиция России. Прежде чем послать в наши воды сторожевик «Неустрашимый», Москва запросила мнение Могадишо. Увы, некоторые страны не считают нужным поступать так же. Они называют Сомали несуществующим государством, с которым нет смысла советоваться. Американцы, например, поймали пиратов и передали Кении, то есть фактически отпустили. Передали бы Сомали. У нас, кстати, смертная казнь не отменена.

- А на сухопутную операцию против пиратских баз вы согласились бы?

- А почему нет? Мне понравилось, как французы вызволяли свое судно. Приехали на берег с выкупом, отдали пиратам, тут их и накрыли. С поличным, что называется. Тех, кто оказывал сопротивление, - ликвидировали. Остальных отвезли к себе, во Францию, и там судят. Так тоже можно.

- Если все так просто, почему, к примеру, не могут освободить «Фаину»?

- Тут история темная. Помните, сначала говорили, что оружие для Кении, а выяснилось, что для повстанцев Южного Судана. Есть версия, что это связано с Грузией, с США... Нас, во всяком случае, просили судно не трогать.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

В плену у корсаров 36 судов

По данным ООН, в нынешнем году у берегов Сомали зарегистрировано 124 пиратских нападения. Количество современных флибустьеров, разбойничающих в этих водах, превышает тысячу человек.

Самые громкие захваты пришлись на осень: корсары взяли на абордаж украинское судно «Фаина» с танками на борту и саудовский супертанкер «Сириус Стар». «Фаину», правда, обещают освободить со дня на день. За деньги, разумеется.

В ноябре пираты напали на российский контейнеровоз «Капитан Маслов». Но его отбил итальянский военный корабль.

Всего сейчас в пиратском плену находятся 36 судов и 627 членов экипажей. Среди них - 19 россиян. Похитители требуют за них в общей сложности 350 миллионов долларов выкупа.

До сих пор отпущено лишь 17 судов, за которые пираты получили почти $40 млн. Два французских судна (элитная яхта и сухогруз) были освобождены французским спецназом в ходе силовых операций.

А вы как думаете? Высказывайтесь на сайте