картина дня

Митрополит Кирилл: "Самая большая проблема сейчас - это кризис человеческой личности"

Самые яркие фрагменты интервью владыки "Комсомольской правде"

Названо имя XVI патриарха Московского и всея Руси. Им стал бывший митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

Мы публикуем самые яркие фрагменты интервью, которые дал владыка «Комсомольской правде»

О КРИЗИСЕ

Греческое слово «кризис» на русский язык переводится как «суд». Всякий кризис в жизни есть суд Божий, а суд Божий отделяет правду ото лжи, обнажает неправду. И если сегодня мир переживает экономический кризис, значит, этот суд обнаруживает некую глобальную человеческую неправду. Кризис начался не в нашей стране, и сейчас мы чувствуем его холодное прикосновение, но, тем не менее, должны знать, что это суд Божий над человеческой неправдой, над алчностью, непомерным желанием иметь как можно больше, потерей контроля над своим потреблением, суд над стремлением богатеть любыми средствами, забывая подлинные ценности и идеи.

О ЛЖЕБАТЮШКАХ И ЖЕНЩИНАХ В ХРАМЕ

- Владыко, что это за «батюшки» ходят по улицам и собирают деньги на строительство храмов?

- Это стопроцентное шарлатанство. Ни один священник не станет собирать пожертвования у метро, в электричках, между машинами на светофоре.

- Иногда прохожу мимо храма, хочу зайти, но боюсь: в брюках, без платка и губы накрашены, а бабушки, которые там служат, будут ругаться...

- И заходите. К сожалению, пожилые женщины в храмах иногда ведут себя довольно жестко. Вот вы вошли, по виду беспроблемная, модно одетая, а у этой женщины свои горести в жизни. Она вас увидела такую и еще больше расстроилась - мол, и здесь мне покоя нет.

- Почему женщины должны надевать в храме платок?

- Надевать головной убор или нет - это вопрос нашей национальной православной культуры и традиции. Если вы будете каждое воскресенье ходить в храм, то вы не заметите, как сами начнете надевать платок. Как это делают, допустим, мусульманки. Помню, служил я в Тегеране, в нашем храме. Смотрю, стоят женщины в одеждах до полу, в платочках, тихие, скромные, как ангелы. Я служу, у меня такое благодатное настроение. Оказалось, жены наших дипломатов. А вечером меня пригласили на прием. И там я увидел тех же женщин, но совсем в другом виде: такие модные и нарядные, что и вообразить нельзя. А уж такие были только что скромницы в платочках. Почему в храме нужен платочек? Потому что мысли людей в храме должны быть сосредоточены на молитве. Появление красивой женщины, естественно, привлекает внимание - и отвлекает от богослужения.

О БОЖЕСТВЕННОМ В ИСКУССТВЕ

- Как вы относитесь к тому, что некоторые рок-музыканты, в частности, Константин Кинчев, лидер группы «Алиса», чрезвычайно мощно пропагандируют православную религию на своих концертах?

- Слово «пропаганда» мне здесь не очень нравится. Но я понимаю музыкантов, я хорошо понимал, например, Свиридова, который через свое искусство выражал свою религиозность. Каждый музыкант, если он человек верующий, имеет право на выражение своих взглядов, своей нравственной системы ценностей. И в этом смысле рок не должен быть исключением. А вот насколько рок может быть использован для христианской проповеди, учитывая специфический характер жанра и аудитории, это, конечно, большой вопрос.

Я никогда не слышал, как это делают Кинчев и Шевчук, но встречался с ними, и дискуссия была очень интересная, общение с ними произвело на меня хорошее впечатление. Оба они искренние люди, православные, что очень хорошо. Каждый из них считает, что говорить о своих убеждениях, особенно о своих нравственных принципах, можно и нужно через их искусство. Не думаю, что кто-то может это опротестовать. Это все равно что опротестовать тот факт, что Рафаэль написал «Мадонну» или Моцарт - замечательные мессы, которые до сих пор на Западе исполняются в храмах.

О СУЕТНЫХ ПРОСЬБАХ К БОГУ

- А можно ли креститься человеку неверующему?

- Нельзя, ни в коем случае. Надо прежде уверовать, открыть душу навстречу Богу.

- А как же детей крестят? Они же еще не веруют?

- А кто приносит детей? Крестные отцы и матери. Кто дает обещание Богу от имени младенца во время крещения, когда священник спрашивает: «Отрицаешься ли сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его, и сочетаваешься ли Христу?» И за этого младенца-несмышленыша крестные родители говорят: «Отрицаемся зла и беса». «Сочетаваешься Христу?» - «Сочетаваюсь». - «Веруешь во Христа?» - «Верую». А младенец у них на руках. И это означает, что крестный отец и крестная мать берут на себя обязательство воспитать этого ребенка так, что, став взрослым, он повторит сознательно все то, что они сказали за него в момент крещения. В Церкви нет ни одного действия, лишенного смысла. Хотя и не стоит обязательно искать символическое значение в каждом элементе богослужения, в каждом обряде. Иногда спрашивают: а что означает то или другое? Но Церковь не театр, она ничего не изображает, в ней происходит реальное соединение людей с Богом.

- Может ли взрослый человек, не имеющий стопроцентной веры, пройти обряд крещения?

- Стопроцентной веры, наверное, никто из нас с вами не имеет. Всегда наступает момент какого-то сомнения.

- Неужели и у вас тоже?

- Но не в отношении Бога. Если человек никогда ни в чем не сомневается, это плохой признак. И поэтому если есть сомнение, но одновременно есть и желание прояснить «последние вопросы», о которых задумывается каждый человек, если есть стремление к духовному росту, к самосовершенствованию, то, конечно, надо креститься. Самое ужасное, когда человек ни во что не верит и не желает уверовать, но говорит себе: ладно, пойду, поучаствую в этом спектакле.

- И он может быть наказан?

- Несомненно, он будет наказан.

- А если крещеный человек в храме молится: «Господи, дай мне много денег», - Бог его может наказать?

- В лучшем случае Господь отнесется к такой просьбе как к величайшей глупости.

- Если некрещеный ставит свечку, это тоже грех?

- Здесь нет никакого греха. Некрещеный и помолиться может прийти. У нас и некрещеные люди хорошие, вообще у нас хороший народ.

О КРИЗИСЕ ЧЕЛОВЕКА

- Владыко, какова, на ваш взгляд, особенность эпохи, в которой мы живем, каковы главные проблемы человека сегодня?

- На мой взгляд, самая большая проблема сейчас - это кризис человеческой личности, а совсем не вопросы экономики. Даже в 90-х, когда было совсем плохо, нечего было есть и не платили зарплаты, я настаивал, что экономические проблемы при всей их остроте не являются для нас по-настоящему опасными, стратегически опасными. Потому что такая страна, как Россия, не может быть бедной. И человеческий, и интеллектуальный потенциал, и ресурсы, которые нам Бог дал, при правильном сочетании одного с другим, несомненно, будут давать результат. И сейчас мы видим, что потихоньку страна выходит из экономических трудностей. А вот то, что действительно имеет отношение к стратегии человеческой жизни, и не только в России, а во всем мире, - это кризис личности.

- В чем проявляется этот кризис?

- Главное отличие человека от других существ - это даже не интеллект, потому что и в животном мире есть впечатляющие проявления интеллекта. Я не перестаю удивляться тому, как мои собаки строят друг с другом отношения. Думаю, какая же у них дипломатия, просто человеку поучиться можно!

- У вас случайно не лабрадоры? Сейчас ведь модно заводить лабрадоров, как у Путина...

- Нет. У меня азиатские овчарки. Так вот, люди не имеют оснований гордо заявлять, что они единственные, кто способен осмыслять реальность. А вот чего нет в животном мире - так это нравственного начала. Поведение животных подвластно инстинкту. У человека не так. Когда люди жертвуют своей жизнью ради других, они руководствуются нравственным чувством. Если оно разрушается, то есть человек не может отличать добро от зла, он перестает быть человеком. Тогда он - лишь носитель интеллекта. Этот интеллект может совершенствоваться, равно как человек может наращивать свои мышцы. Но если при этом разрушается его нравственное начало, сила человека становится смертельно опасной для него и окружающих. Мы сейчас видим знаки этой катастрофы - жестокость, криминал, коррупция...

О ДОБРЕ И ЗЛЕ

- Почему же такое произошло с человеком?

- Грешного человека провозгласили мерилом добра и зла. Причем в каком-то смысле это правильно, потому что сам человек определяет, что хорошо и что плохо. Но вот самый важный вопрос: а критерий в определении добра и зла - его что, тоже сам человек определяет для себя?

- А почему нет?

- Если так, тогда нет объективной нравственности. Потому что все становится произвольным. Что хорошо и обязательно для меня, может не оказаться таковым для вас. Наши оппоненты-либералы говорят: мол, Церковь хочет иметь верховное право решать, что есть добро, а что зло, быть всем судией, получить власть над всеми людьми. А мы, мол, не хотим этого, мы желаем быть свободными, и пускай каждый определяет для себя, что есть добро, а что - зло. Мы согласны с нашими либеральными коллегами в том, что человеку тоже дана власть определять, что есть добро и что - зло. Но он должен опираться на критерии, которые Бог заложил в его природу. А если он сам для себя мерило всех вещей? Тогда он может решить: считаю правильным убить, ограбить человека лишь потому, что у него другая вера или национальность...

- Но ведь у каждого человека есть еще и своя совесть?

- Еще апостол Павел сказал, что совесть может быть сожжена. Человек сам может разрушить в себе нравственный критерий. Если вы убеждаете себя, что ваш дурной поступок объясним и оправдан, то в конце концов сами начинаете в это верить. Если мы разрушим нравственные критерии, то мы способны на все. И тогда никакой борьбы с криминалом, никакой борьбы с коррупцией - ничего не получится. Люди должны не воровать и не убивать не потому, что в государстве строгие законы, а потому, что нравственное чувство человека не позволяет этого сделать. Церковь и апеллирует к этому нравственному началу, заложенному в природе человека.

О БОЖЕЧТВЕННОМ В ЧЕЛОВЕКЕ

- Любого человека? Где бы он ни родился, какой национальности ни был бы?

- Любого. Возьмем героев литературы. Ведь если нравственность относительна, то положительный герой в Америке был бы другой, чем в России или Папуа - Новой Гвинее. Но ведь нет же. Ну, попробуйте представить положительным героем насильника, убийцу, вора, обманщика? Не получится! Даже американские боевики и те имеют хеппи-энд - торжество добра. Хеппи-энд - общий для всех: белых, черных, богатых, бедных. А почему так? Потому что есть общие для всех критерии. А откуда они берутся? Из природы человека. Бог так создал нас.

- И только Церковь способна сохранить нравственную природу человека?

- Меня вот не покидает чувство, что сегодня Церковь в одиночку с этими задачами справиться не может. В прошлом были наша великая литература, образование, которые формировали одни и те же ценности. Сегодня мы наблюдаем дробление этого идеала: в школе говорят одно, дома - другое, на улице - третье, по телевизору - четвертое. И ребенок воспитывается с таким лоскутным сознанием. И вот здесь важно взаимодействие Церкви со всем обществом. Главное сейчас - не борьба за удвоение экономики, а борьба за человека.

О ДЕМОКРАТИИ

- Как вы относитесь к демократии?

- Для меня демократия - это в первую очередь гармонизация интересов. Все остальное вторично. Я не признаю взгляда на Россию сверху вниз, как это иногда позволяют себе на Западе. Если главное содержание демократии - гармонизация интересов, каждая страна должна идти к демократии, сообразуясь со своими особенностями. А нам говорят: нет, вам не надо учитывать свои особенности, вы должны просто воспроизвести у себя модель - желательно Соединенных Штатов Америки.

Мы говорим: но ведь у нас разные история, культура, традиции. Нет, отвечают нам, вы должны строго соблюдать единые параметры. А если не соблюдаете, то вас за это надо долбать.

Но ведь так быть не должно! Поэтому люди и отторгают такую демократию. Спросите у среднего россиянина, как он относится к демократии. Он скажет: плохо. Потому что у нас демократия зачастую ассоциируется с неким идеологическим вторжением Запада. А на самом-то деле демократическая идея замечательная - люди призваны взаимодействовать и сочетать свои традиции. Тогда демократия тоже получает нравственное измерение.

О РЕЛИГИОЗНОСТИ ПУТИНА

- Связано ли активное возрождение православия в России с религиозностью Путина, который посещает храмы, часто встречается с Патриархом?

- Может быть, для кого-то, кто пришел в Церковь, примером стал президент. И слава Богу. Президент всегда внешне очень сдержанно и тактично проявляет свою религиозность. Поэтому, я думаю, факт его личной религиозности играет определенную роль, но не является решающим для России.

- А часто ли вы сами ходите в Кремль, в администрацию президента?

- У меня не слишком много времени, чтобы общаться просто так, без дела. Но по делам, конечно, иногда прихожу. Обсуждаем вопросы церковно-государственных отношений. Но это бывает не так часто, как вы думаете.

ОБ УРОКАХ ПРАВОСЛАВИЯ

- Сейчас много споров о том, нужно ли Церкви идти в армию, школу...

- Я думаю, что во многом эти споры не очень добропорядочны. Принятые Россией законы уже предполагают, что каждый гражданин имеет право на религиозное образование в школе. Практически во всех школах Запада тоже преподаются основы религии. Наши оппоненты возражают: Россия - многонациональное, многорелигиозное государство, а как же мусульмане, а как же неверующие? Но это придуманные «страшилки». Речь не идет о том, чтобы Основы православной культуры навязывались всем подряд и без вариантов. Это должен быть предмет по выбору. Должна быть и альтернатива. Если в классе есть мусульмане, для них могут вестись Основы исламской культуры. Другой разговор, если в классе 98 процентов православных, 1 мусульманин и 1 атеист, то я не думаю, что для преподавания этим единицам нужно за счет государства приглашать отдельных учителей.

Ссылки на нашу многоукладность нельзя использовать для того, чтобы запретить абсолютному большинству народа изучать основы своей религиозной культуры.

То же в армии. Мы провели в Калининграде военные сборы духовенства, которое работает в Российской армии пока еще не на постоянной основе. И пригласили на эти сборы представителей ислама, иудаизма, буддизма. Православный военнослужащий имеет право попросить, чтобы с ним общался православный священнослужитель, а другие верующие имеют такое же право со своими священнослужителями.

ОБ ИСЛАМЕ

- Не представляет ли угрозу православию приток в Россию мигрантов-мусульман?

- Здесь важно, что за люди приезжают к нам и с какими намерениями. Если у нас будут появляться ваххабиты, которые силой оружия станут насаждать свои убеждения, это опасно. Если же у нас будет процветать умеренный российский ислам, с которым мы живем бок о бок тысячу лет без всяких конфликтов, никакой опасности я в этом не вижу. Наоборот, наша страна может стать примером для тех государств, где льется кровь в братоубийственных конфликтах. В России никогда не было религиозных войн. Это дорогого стоит.

- Что вы думаете о церковном расколе на Украине?

- Если украинские власти будут продолжать использовать политику, чтобы поддерживать раскольников и бороться с канонической Православной Церковью, это будет беда для Украины. Это приведет только к большему расколу украинского народа.

- Но раскол уже есть, и вряд ли его можно в одночасье преодолеть...

- Поскольку раскол был организован политическими, а не церковными силами, то как он был совершен в одночасье, так он может в одночасье и прекратиться. Без политической поддержки никакого раскола на Украине не будет.

О ПАПЕ РИМСКОМ

- Когда в Россию приедет Папа Римский?

- Когда это будет целесообразно с точки зрения логики развития двухсторонних отношений. Обе наши Церкви ясно понимают, что многие проблемы в одиночку мы решить не сможем. В частности, важную проблему сохранения религиозных ценностей. С одной стороны, мы видим рост религиозности в России и во многих других странах. С другой - наблюдаем политику вытеснения религии из общественной жизни, стремление представить религию исключительно как явление из сферы частной жизни. Это абсолютно неправильно по сути. Потому что верующий человек не может быть верующим дома и неверующим на работе. Он не может признавать важность заповедей Божиих в общении с женой и с детьми, но отрицать их, когда садится в кресло президента компании или главного бухгалтера. Люди говорят: я хочу быть христианином везде - и дома, и на работе, и в отношениях с властями, с природой.

У Католической Церкви, как и у Православной, высокий уровень согласия по этим вопросам. После избрания Папы Бенедикта XVI наш диалог стал более интенсивным. И поэтому у меня намного более положительное отношение к уровню православно-католических отношений, чем это было раньше. Будем их развивать, смотреть, что это реально принесет нашим церквам. Ну а потом уже решим, когда, где и как должны встретиться предстоятели наших церквей.

- Вам не кажется, что Католическая Церковь гораздо больше пропагандирует себя? А Православная, говоря современным языком, мало себя «пиарит»?

- Спасибо вам за эти слова. Потому что недавно я выслушал прямо противоположное мнение - утверждалось, что Православная Церковь якобы чересчур себя «пиарит». Это было в начале июля, когда мы собрали в Москве предстоятелей всех мировых религий из разных стран.

О ВОЗРОЖДЕНИИ НАЦИИ

- Есть ли в Церкви какая-то статистика, которая свидетельствует о религиозном возрождении нации?

- Это заметно даже чисто визуально. Я вспоминаю, как выглядел храм в Пасхальную ночь лет 15 назад и как он выглядит сейчас. Тогда это была подвыпившая молодежь, которая приходила поразвлечься, пошуметь, покуражиться. А теперь это весь наш народ, мужчины и женщины, молодого и среднего возраста. Часто можно увидеть совершенно трогательные сцены, когда родители держат маленького ребенка на руках в течение 3 - 4 часов, пока идет служба.

У меня в Смоленске в гостях был один известный швейцарский юрист с женой. Они попросили, чтобы я привел их в храм на Пасху. За богослужением я посматривал на них и понимал, что им трудно будет выстоять до конца. Он стоял смертельно бледный, вцепившись в поручни ограды, она тоже была близка к потере сознания. Рядом были стулья, они могли сесть. Но не сели. После службы я спросил, почему они не дали себе отдохнуть. «Мы так устали, - говорят они, - как никогда в жизни. Хотели сесть, но когда увидели ребят из православного детского сада, которые в свои пять-шесть лет стояли всю службу, то не могли себе позволить присесть».

Я не люблю оперировать цифрами, процентами, но все-таки значительно более 60 процентов людей в России заявляют о том, что они православные. Мне часто приходилось тестировать в Москве большие аудитории людей, перед которыми я выступал, состоящие из светских людей. Я просил поднять руки тех, кто считает себя православным. Поднимали процентов 95.

О «КОДЕ ДА ВИНЧИ»

- Что вы думаете об успехе произведения «Код да Винчи»? Некоторые считают, что он объясняется некоторой исчерпанностью религиозной идеи, в результате чего Христа надо было представить человеком, сделав его ближе и понятнее. Другие полагают, что сама церковь своими запретами способствовала популярности книги и фильма «Код да Винчи».

- Вы знаете, что Русская Православная Церковь не требовала никаких запретов, хотя высказала свое отрицательное отношение к книге и экранизации. Мы не пошли по тому пути, по которому пошла католическая церковь. Увы, человек так устроен - ему обязательно надо хоть одним глазком взглянуть на то, что от него скрывают.

Образ Иисуса Христа, как он представлен в Евангелии, не оставляет никаких сомнений в том, что он Богочеловек. И именно человеческий образ Спасителя предстает как самый привлекательный и совершенный на протяжении всех времен. Поэтому тот, кто хочет увидеть Христа таким, каким он был действительно, нужно просто еще раз прочитать Евангелие.

Но в книге «Код да Винчи» - заведомая ложь, ничего подобного никогда не было, это однозначно доказывается на основании древнейших текстов. Евангелие изучено так хорошо, как никакой другой памятник мировой литературы. И вот какой-то один человек заявляет: нет, все было не так, а вот так. Но ведь это же ложь, выдумка, фантазия. А главное - какие колоссальные деньги были вложены в раскрутку этого проекта, в том числе и в России!

Полагаю, возникло такое противодействие церкви под прикрытием «Кода да Винчи» потому, что в мире наблюдается большой рост религиозных настроений. В том числе и среди молодежи. И я думаю, что речь идет об одной из очередных попыток повлиять на эту тенденцию.

- Но чем плоха версия, что у Иисуса могла быть жена?

- Это ложь. Потому что если бы так было на самом деле, то это не было бы необходимости скрывать. В еврейском обществе семейные отношения были уважаемыми и почитаемыми, а чадородие воспринималось как благословение. Одиночество же рассматривалось как нечто такое, что не укладывается в обычные нормы человеческой жизни. С этой точки зрения совсем не нужно было бы скрывать в Евангелии то, что всячески поощрялось тогдашним обществом. Но этого реально не было, а в Евангелие отражается реальность. Христос был одиноким, это не подлежит сомнению, и до XXI века по этому вопросу не возникало никаких сомнений.

ОБ ОСТАНКАХ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ

- Почему церковь не признала, что останки, найденные в Екатеринбурге, - это останки царской семьи? Может, у вас есть свой архив, свои знания?

- Чтобы точно ответить на вопрос, кому принадлежат данные останки, нужно иметь, во-первых, высокого уровня генетическую экспертизу. А во-вторых, надо, чтобы организация, производящая генетическую экспертизу, пользовалась доверием всех участников процесса идентификации. И третье - обладать точной уверенностью в том, что как исследуемые ткани, так и те, которые используются для сравнения, являются аутентичными. Мы просили, чтобы эти три условия были соблюдены. Во всех трех нам отказали.

Мы предлагали на выбор лаборатории в Лондоне, Нью-Йорке или в Японии. Мы не знаем, какие останки исследовались. Нам остается только верить тому, что нам сказали. Но в таких вопросах одного честного слова мало. Здесь нужны неоспоримые доказательства. Останки, найденные под Екатеринбургом, сравнивали с останками родственников Государя Императора и его семьи, взятыми из могилы в Петропавловской крепости. Мы настаивали на получении образцов и тех, и других, с тем чтобы мы вместе с представителями государственной комиссии могли их передать в независимую исследовательскую лабораторию. Нам отказали...

В итоге Священный Синод принял решение не признавать «екатеринбургские останки» принадлежащими императорской семье. Сейчас и японские ученые-генетики, проведя собственные исследования, выступили в поддержку позиции Русской Православной Церкви.

ОБ ЭКСТАСЕНСАХ И КОЛДУНАХ

- Сейчас развелось столько знахарей, магов, колдунов, которые утверждают, что имеют благословение церкви. Даете ли вы им такие благословения?

- Церковь не только не дает им благословения, но и категорически выступает против шарлатанства, особенно в медицине, а также всяческих суеверий. Суеверия - это суетная вера. Она переориентирует человеческое сознание с важных вопросов бытия, нравственности, полноты жизни, цели существования на некую манипуляцию с предметами, образами и словами. Оккультизм и магия к духовной жизни человека, к его нравственному возрастанию не имеют никакого отношения. В чем различие между магией и оккультизмом, с одной стороны, и религией - с другой? Оккультизм обещает мгновенное достижение неких целей при помощи манипуляций. А религия предполагает достижение жизненных целей через нравственный рост личности, через ее внутреннюю работу, через борьбу со своими грехами. Это всегда трудно. Религия, апеллируя к нравственному сознанию человека, как бы говорит: ты должен веровать и подниматься вверх по лестнице. А колдун говорит: все это чепуха, я устрою так, что все твои проблемы разрешатся автоматически. Ты и пальцем о палец не ударишь. Что произошло на заре человеческой истории? Бог сказал первым людям Адаму и Еве: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею. Он призвал людей к нравственному совершенству, богоподобию. А дьявол нашептывал: все это лишнее, съешьте этот плод от дерева и будете как боги. Вот пример оккультизма.

- А как же желание верующих исцелиться посредством приложения к мощам?

- Это исцеление произойдет только в том случае, если человек вкладывает в акт религиозного поклонения свою горячую веру и искреннюю молитву. А если он подошел и просто чмокнул, ожидая, что вот сейчас сработает, - то может сработать и в обратную сторону. С этим никогда нельзя шутить.

- Как это - в обратную сторону?

- Если человек приходит в храм без веры, а ставит свечку только ради того, чтобы что-то за него сработало и автоматически устроило его дела, то Господь может такого человека наказать.

СТРАШНО ЛИ НАМ СБЛИЖЕНИЕ С АМЕРИКОЙ?

- В последнее время в России много тревог и даже злобы по поводу сближения русских с американцами. Насколько, по-вашему, страшен для нас этот процесс?

- Повода для страхов я не вижу. Плохо, когда подозрительность, отчуждение, и под это раскручиваются все новые военные программы, а если есть развитие взаимопонимания, понижение агрессивности с обеих сторон, то это лишь надо приветствовать!

- Но патриоты боятся, что такое сближение может свернуть нас с истинного пути, так сказать, и засосать с головой в омут западной культуры!..

- Это проблема диалога цивилизаций. И если у одной стороны нет уверенности в силах своих, то возникает боязнь. А в диалоге, я считаю, если один сильнее, другой слабее, то это уже диалог всадника с лошадью. Я за диалог равносильных партнеров и очень хочу, чтобы с нашей стороны выступали люди, вооруженные высокой национальной культурой и интеллектом. Такие могут говорить без опаски хоть с западной цивилизацией, хоть с исламской.

МЫ НЕ СКОТЫ, СКОТЫ НЕ МЫ

- Очень много вопросов поступает по поводу программы «За стеклом».

- Я бы ответил так. Мы категорически против подобного рода экспериментов на нашем телевидении. Не просто осуждаем, а более чем осуждаем. Думаю, что в ближайшее время у нас будет какое-то заявление по поводу этой программы, потому что слишком много в наш адрес людей обращаются.

А теперь бы я хотел сказать господам, которые сочинили всю эту историю. Что достигается вот такими программами, что достигается порнографией, что достигается эротикой? Раскрепощается человеческий инстинкт.

Бог дал человеку разум, волю и нравственное чувство для того, чтобы, опираясь на свои убеждения и нравственное чувство, человек мог бы управлять инстинктами. Инстинкт вложен в нашу природу для того, чтобы человек мог существовать. Если не будет инстинктов, не будет выживания человеческого рода, не будет его продолжения. Но в отличие от животного, мы призваны управлять инстинктом. А животное не управляет инстинктом, оно и живет по инстинкту. Вот то, что нам предлагается на телевидении, что сейчас предлагается массовой культурой, это раскрепощение инстинкта, это снятие всякого волевого мировоззренческого контроля за инстинктом.

Живи, как хочешь. Но ведь это же призыв жить всем в стойле, в поросятнике! Это же просто попытка сделать из человека животное! Ну если человек живет столь раскрепощенно, скажите, на основе каких сдерживающих факторов он будет себя ограждать от того, чтобы убить, ограбить, если ему захочется это сделать? Поэтому господа, которые ставят на телевидении эксперименты, пилят сук, на котором сидят. Ведь у них же тоже дети: дочери и сыновья. Или они думают, что они сами живут за стеклом от всего общества? А потом это просто, простите, скотство - эксплуатировать половой инстинкт людей.

КТО ТАКИЕ ТАЛИБЫ?

- Вилли из Хельсинки спрашивает по Интернету: как вы относитесь к талибам?

- Я отношусь к числу тех людей, которые сегодня громко говорят о необходимости сделать правильные выводы из трагедии 11 сентября. Я был одним из первых, кто заявил, что американцы имеют моральное право ответить террористам силой. Поднявший меч от меча и погибнет. Правда, с самого начала мы говорили о том, что этот ответ не должен быть борьбой с религией, с исламом, с исламскими государствами, с исламскими правительствами. Что касается вопроса, как я отношусь к талибам... Талибы - это что? Это политическая партия, это форма правления, это что, талибы? Я очень отрицательно отношусь к террористам. И если талибы и террористы - это синонимы, тогда я плохо отношусь к талибам. Если талибы и террористы - это не синонимы, тогда я не стал бы конкретизировать свой ответ.

Но позвольте мне сказать о тех выводах, которые мы должны сделать после трагедии 11 сентября. Конечно, можно напугать - ответить силой так, чтобы больше, упаси Бог, ни у кого, никогда не возникало желания сделать что-то подобное. Но, мне кажется, нужно докопаться до ответа на вопрос: почему все это произошло? При этом никак не оправдывая терроризм, не оправдывая эти страшные взрывы в Манхэттене или в Москве. И я думаю, мы должны начать очень серьезный разговор о том, как должна быть устроена человеческая цивилизация в XXI веке.

О БРАКЕ И ЖЕНЩИНЕ В БРЮКАХ

В своих посланиях святой апостол Павел, назидая супругов, пишет: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1Кор. 7. 5, 14). Таким образом, главное в семейной жизни - это согласие и единомыслие, которое достигается терпением и мудростью на основе взаимной любви. Молитесь за мужа в простоте сердца и мудро призывайте его включиться в ритм церковной жизни.

Отвечая на вторую часть вопроса, хочу сказать, что в Церкви не существует официального запрета на ношение женщиной брюк, однако существуют сложившиеся веками традиции, в том числе и в том, как должен выглядеть христианин или христианка. Поэтому на богослужение лучше все-таки приходить в традиционной одежде, дабы своим внешним видом не смутить молящихся. В пользовании косметикой также нет ничего греховного, если она подчеркивает красоту Вашего лица, Церковь осуждает лишь излишества, которые могут проявляться в любой области человеческой жизни.

Материал подготовила Екатерина РОЖАЕВА