Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics

Можно ли сдать неподходящий автохолодильник?

Разбираем наболевшие вопросы в рубрике «Права потребителя с Анной Добрюхой» [видео]

Я купила автохолодильник, но в течение 14 дней принесла его обратно в магазин: он не вписался в моё авто по габаритам и по размеру. Меня предупредили, что можно только обменять. В магазине было в наличии ещё два вида автохолодильников: один ещё больше по габаритам и значительно дороже чем мой, второй работает только в автомобиле, а от домашней розетки - нет (как мой купленный), т.е. функции другие. В общем, оба имеющихся в магазине варианта не подходят мне ещё больше.

Деньги возвратить отказались, мотивируя тем, что аналогичный товар в наличии имеется.

Прав ли магазин? Что мне предпринять?

Людмила

С одной стороны, автохолодильник, будучи электробытовым прибором, входит в Перечень качественных товаров, не подлежащх обмену и возврату. То есть, если этот прибор не имеет производственных недостатков, но не устраивает вас по габаритам или комплектации, то, строго по закону, магазин вправе отказаться принимать его на замену.

С другой стороны, торговые точки вправе принимать свои, так называемые локальные акты (правила), которые могут расширять права покупателя по сравнению с законом, в том числе позволять клиенту обменивать или сдавать даже качественные технически сложные товары.

Кстати, в последнее время в условиях усиления конкуренции магазины бытовой техники идут на такие «послабления» все чаще.

Покупателю же нужно иметь в виду, что магазин, соглашаясь по доброй воле пойти навстречу, может по своему усмотрению формулировать условия обмена (возврата) качественных товаров, которые по законодательству можно было бы и не принимать у покупателя.

Однако, если уж какое-либо правило торговая точка установила и вас известили о нем при продаже, то обещание должно соблюдаться неукоснительно.

То есть, скажем, если в памятке или объявлении в магазине сказано, что покупатель может в течение двух недель поменять качественную бытовую технику на аналогичную, то «передумать» и отказать вам не имеют права.

Так что в вашем, Людмила, случае важно разобраться, как конкретно сформулировано в документах магазина правило о возможности замены неподошедшего покупателю товара.

Что касается понятия «аналогичный товар», то его в нынешнем законодательстве о защите прав потребителей нет. И отказались от такой формулировки неспроста: слишком разные были толкования – кто-то понимал это как товар того же функционального назначения (то есть вообще любой автохолодильник), кто-то – как товар с таким же набором основных свойств.

Исходя из последнего толкования, вам должны предлагать для замены автохолодильники, которые, как и ваш первоначально купленный, могли бы работать от домашней розетки.

В сложившейся ситуации, думаю, вам, во-первых, нужно получить на руки документ магазина с подробными правилами замены неподходящих товаров, установленными руководством (владельцами) торговой точки. И, во-вторых, попробовать написать заявление, исходя из второй трактовки понятия «аналогичный товар» (ее, в частности, придерживаются ведущие юристы Союза потребителей РФ). Укажите, что с учетом имеющихся в магазине вариантов автохолодильников вы не можете реализовать предоставленное магазином право на замену неподошедшего товара и потому просите рассмотреть возможности решить вопрос взаимоприемлемым способом.

Задать свой вопрос можно на сайте (в комментариях к этой заметке) или по по электронной почте dobruhak@kp.ru