Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Звезды4 марта 2009 22:00

«Дочки мечтают о такой любви, как у нас с Юрой»

Мама Анны и Татьяны Казючиц рассказала «Комсомолке» о том, как их семья оказалась в Минске, когда Аня впервые вышла на сцену и почему Таня тайно поступала в Щукинское театральное училище

Анна и Татьяна Казючиц - молодые, красивые и весьма популярные российские актрисы. Анну зрители полюбили за роли в «Воровке», «Кодексе чести», «Обреченной стать звездой», «Синих ночах». Последняя ее работа - «Юленька», где Аня играет вместе с Маратом Башаровым. Таня в этом году заканчивает Щукинское училище, но уже тоже снялась в нескольких картинах - «Королева льда», «Одна ночь Любови». «Любимая дочь папы Карло».

В Минске, где живет мама, сестры бывают часто. Наверняка немногие, особенно российские, поклонники молодых актрис связывают их с именем Юрия Казючица. Да и картину «Люди на болоте» сейчас не так часто показывают. А в начале 80-х годов прошлого века Юрий Казючиц был одним из самых популярных белорусских актеров. В его Василя влюблялись зрительницы, театралы ходили на его Гамлета в Театр-студию киноактера, а дома его ждали две маленькие дочки - Анюта и Танюша, и жена Надежда, в которую он влюбился еще в школе.

Тогда никто не мог предположить, что судьба подарит ему только 34 года жизни, что уйдет он, когда его девочки будут совсем маленькие, что актерскому искусству они будут учиться у тех же педагогов, которые учили папу.

ЮРУ В МИНСК ПОЗВАЛ ТУРОВ

- Мы познакомились в школьном драмкружке в Норильске. Поженились в 23 года, а в 24 я родила Анютку. Я тогда училась в медицинском в Красноярске. А Юра заканчивал Щукинское училище в Москве. Он из Норильска в Москву поехал сразу после 10-го класса. Хотя никаких актерских династий в их семье не было. Папа - профессиональный водитель, мама всю жизнь проработала на железной дороге. Единственная зацепка - драмкружок, в котором он сыграл все главные роли. Плюс он вел передачу на нашем норильском телевидении. Такой, в общем, был звездный мальчик, зазнайский, пока его пару раз не поставили на место. С ним на курсе, кстати, учился сын Смоктуновского, Людмила Нильская, Евгений Леонов-Гладышев, Андрей Смоляков. А этим летом Танюшка снималась в картине со Смоляковым. Играла его дочку.

В Щуке он очень выделялся из всех студентов. Всегда был не такой, как все. Его до сих пор помнят преподаватели. После училища Юру распределили в Театр на Малой Бронной к Эфросу. Но никаких шансов получить квартиру там не было. А он тогда уже снимался у Турова в «Людях на болоте», и ему сказали: если ты приедешь в Беларусь, дадим тебе квартиру в течение года.

- А как он стал Василём в «Людях на болоте»?

- Виктор Туров его нашел в Москве, но приглашал сначала совершенно на другую роль. А когда он приехал в Минск, Туров сказал: а почему бы не попробовать тебя на Василя? Пусть он будет такой… Корни-то у Юры белорусские. Родители поехали на Север по комсомольской путевке, а потом вернулись на родину. Вся родня живет в деревне Озерцы.

В Беларусь ехали с радостью. Минск меня сразу покорил - очень много воздуха, очень красиво. Ехали на машине как раз по проспекту Машерова, он был весь в розах. Остановились возле Театра киноактера, а этот дом (Надежда Казючиц живет в той самой квартире на улице Заславской, которую тогда дали Юрию Казючицу. - Авт.) только был построен. И я к нему подошла и думаю: вот бы хорошо жить в этом доме. Так и получилось.

С КРЫЖАНОВСКИМИ РАСТИЛИ ДОЧЕК ВМЕСТЕ

- Мы с Крыжановскими много лет прожили на одной площадке. У нас две девчонки, у них тоже две - Катя и Вера. Тамара, жена Жени, говорила: мы два несчастья - мужья-актеры, она архитектор, я врач. Мы и растили детей вместе. Допустим, сегодня я отвела девочек на гимнастику, Тамара забрала. Завтра наоборот. Если кто-то из пап приезжал с гастролей или съемок, то подарки везлись не двум дочерям, а четверым. По-другому было невозможно. Дверь у нас не закрывалась - табун туда, табун сюда.

- Мы ждали мальчика, хотели Алешкой назвать. И второй раз ждали Глеба, когда Танюшка родилась. УЗИ тогда ведь еще не было. А теперь девочки говорят: если у нас будут сыновья, назовем только Юрой.

Это любимая Юрина фотография. Он назвал ее «Две сестры - два характера». Сразу видно: одна - звезда, а вторая - вся в себе.

В детстве дочки были очень разные. Характер у Анюты боевой - казалось, она одновременно была в четырех углах. В детском садике была самой хулиганистой девочкой, все время лезла в драку. А Танюшка - спокойная, уравновешенная, никаких с ней проблем не было. Для меня очень важно, что девочки сейчас очень близки. Потому что живут они в Москве, меня с ними нет. Аня сразу Танюшу взяла под крыло - и с деньгами, квартирой, советами. Старшая сестра, как вторая мама.

Девочки сейчас больше похожи. Только Анютка голубоглазая, а Таня кареглазая. И голоса очень похожи, иногда я по телефону разговариваю с Аней, думая, что это Таня.

Глядя на эту фотографию, Аня меня укоряет: «Мама, как ты нас одевала? На кого мы похожи!» А тогда, даже если деньги были, купить было нечего.

«Кого я теперь буду называть папой?!»

Мы венчались на 10-летие нашей свадьбы. Поехали в Красное, потому что там служил отец Николай. Ведь он крестил нам девочек на дому. Посаженым у Юры был Саша Тимошкин. Я тогда первый раз в жизни была на исповеди и первый раз причащалась.

А заболел Юра в мае. Во-первых, он ездил с концертами в Чернобыль, я об этом узнала только потом. Во-вторых, у него было падение с декорации на «Гамлете», Юра ударился позвоночником. А потом они актерской компанией поехали на дачу к Саше Беспалому. Юра помогал ему в доме делать проводку, целый день провел в холодном доме. А еще ему очень хотелось порыбачить, пройти с неводом по реке. Май тогда был очень жаркий, но вода - холодная.

В результате я положила его в больницу с банальным радикулитом. Через дней десять у него появились ночные боли, а когда стали обследовать, метастазы обнаружили уже в печени. Мы начали оформлять документы в Германию. Но он сгорел за три месяца, в августе мы его похоронили. Ему было всего 34 года. К счастью, он не понимал, что с ним происходит. Врачи ему обещали, что он скоро будет ходить с тросточкой. Если бы ему сказали, что у него рак, мне кажется, что он умер бы в тот же день.

Ане тогда было всего 11 лет, Танюше - семь. Когда Юра умирал, Анютка была дома. Я в силу профессии полчаса его еще не отпускала и реанимировала. Меня оторвала от него Оля Клебанович (народная артистка Беларуси, актриса Русского театра. - Авт.). А у Ани случилась истерика: «Кого я теперь буду называть папой?!»

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ ЛЮБВИ - С 14 ЛЕТ ДО 34

- Историю нашей с Юрой любви с 14 лет до 34 девочки знают во всех нюансах. Дети, рожденные и выросшие в любви, мечтают о браке только по любви. И Аня и Таня уже могли бы давно устроить свою судьбу: Танюшка еще на первом курсе вышла бы замуж за депутата и жила припеваючи. У Анюты множество поклонников. Но обе ждут настоящую любовь…

АНЯ В 16 ЛЕТ СЫГРАЛА ОФЕЛИЮ

- В подростковом возрасте Аня была очень сложной девочкой, я еле с ней могла справиться. Спасла студия при Театре киноактера. Ей тогда было 14 лет. Ее взяли как сына полка. И через пару месяцев ее было не узнать. В 15 лет она сыграла Машу в «Щелкунчике», а еще через год Офелию в Русском театре. Поэтому вопросов о том, куда она пойдет, не было. Вся актерская братия сказала, что она должна ехать в Москву поступать в театральный.

Мне было страшно ее отпускать. Да и материально было непросто. Пришлось сдавать эту квартиру, и Танюша ездила в музучилище из Зеленого Луга. Но, к счастью, после первого курса Анюта стала сниматься в сериале «Воровка» и заработала хорошие деньги.

А Танин выбор оказался для меня неожиданным. Она все детство была у нас «гринписом», тащила в дом всех животных, которые нуждались в помощи: собаки, кошки, птички. Мы всех кормили, лечили… Она окончила музыкальное училище в Минске и готовилась продолжить музыкальное образование в Москве. Но и туда нужно было подготовить и басню, и стихи, и отрывок. Занимался с ней Саша Беспалый. И в результате для меня Таня поехала поступать в музыкальный, а поступила тоже в Щукинское училище. К этому я была не готова.

Фото из семейного архива.