Недорого. Всего за $3,3 млрд. Именно столько надо автоконцерну, чтобы расплатиться с долгами и гарантированно дожить до 2011 года. А больше «Опель» никто не берет. У всех свои проблемы. Даже правительство Германии отказало «Опелю» в кредите.
И вот о чем я подумал. Наши производители «Жигулей» за последние годы мастерски освоили процедуру под названием «перевод стрелок». Когда им совершенно обоснованно предъявляют фи за плохую работу, они моментально находят крайних. «Плохое качество машин». - «Плохие поставщики, и вообще в России все плохое». Все как-то сразу успокаиваются, понимая наши реалии, и дают АвтоВАЗу еще один траншик на десяток-другой миллиардов. Хотя с таким же успехом могли отдать эти деньги студентам или пенсионерам, потому что качество наших машин все равно не изменится.
И обидно даже не это. А то, что как раз сейчас мы прошляпываем уникальную возможность вырваться из порочного круга. И делать вместо «Жигулей» добротный немецкий автомобиль. Просто взять и выкупить «Опель». И обойдется это дешевле, чем вечная помощь нашим самоделкиным.
Я на свое шкуре познал, что мы теряем. В моей жизни было всего две машины. По странному совпадению - ВАЗ-2107 и «Опель -Фронтера». И я знаю, что никто не стал бы продавать нам голый автогигант без контрактов с поставщиками-смежниками. Их названия звучат, как оперы Вагнера - «Виктор Рейнц», «Мале», «Колбеншмидт», «Кютенкеллер». Я держал в руках их прокладку выпускного коллектора, и мне хотелось повесить ее на шею как украшение, а вкладышами коленвала я даже немного поиграл, пока никто не видел.
Для этих фирм покупка тоже была бы спасением - мировой авторынок, совершенно византийская структура - свинки стоят у корытца так тесно, что лишний пятачок не просунешь. В отличие от нашего рынка, где одна большая свинья занимает все корыто...
Я хорошо помню обязательную ежеквартальную переборку подвески моих «Жигулей». Помню, как у меня потекла подряд третья (!) пара задних амортизаторов и товарищ научил, как эти амортизаторы правильно покупать. «Приходишь на авторынок, 101-й контейнер, скажи, что от Вити, и тебе принесут настоящий «СААЗ»! Саратовский «СААЗ» проходил ровно два месяца и тоже потек... Зато во время этой шпионской покупки я видел, как прямо на авторынке люди таджикской национальности растягивали, красили и упаковывали пружины от жигулевской подвески. Я был не в силах отвести взгляд от этих демиургов, дающих вторую жизнь старым вещам. И тогда я понял, почему пружины моей «семеры» просели сами по себе через месяц... И тогда я решился. Я купил японские амортизаторы, немецкие шаровые. Я перебрал подвеску сам, вместе с другом, автомастером в третьем поколении, и смог продлить жизнь жигулевской подвески со средних 1,5 месяца до целых 4 лет! Это был настоящий технологический прорыв, которого опять счастливо избежал АвтоВАЗ, получив новый допинг из бюджета страны. И не получила сама страна. Хотя могла бы, купив «Опель» и переняв у него все технологические премудрости. Опыт подобной репарации у нас имеется еще с 1945 года. А вот делового чутья и смелости, похоже, у арабских шейхов сегодня больше, чем у российских чинуш и олигархов.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Дать еще один шанс АвтоВАЗу
У нас денег куча. Давайте все купим на Западе и не будем париться! Такие разговоры я слышал еще год назад. На полном серьезе эту идею выдвигал глава «Миракса» Сергей Полонский: «Раздайте деньги Стабфонда шустрым ребятам (имея в виду себя. - Прим. авт.), а они купят высокотехнологичные активы за рубежом по дешевке».
Даже тогда к мнению Полонского никто не прислушался. Плохо это или хорошо? Однозначного ответа нет. Вот коммунисты ругают Кудрина за то, что он Стабфонд в ценных бумагах США разместил, а он парирует тем, что в России все равно всё разворовали бы. Кто здесь прав?
Так и с автопромом. Проще купить готовое предприятие за рубежом. Но в этом случае мы навсегда распрощаемся с собственным производством. Плюс ко всему не только все долги отдай, но и немалые деньги в производство вложи, рабочие места там сохрани и налоги в местный бюджет плати. А выгода нам какая? Сам завод из Германии в Россию не телепортируешь?! А строить подобный в России смысла нет.
АвтоВАЗу нужно помочь. Если закрыть завод, это грозит социальным взрывом в Тольятти. Полгорода трудится на заводе или в смежных отраслях. Правительство должно думать и о людях. Да, технологии нужны позарез. Но этот выход уже найден - 25% акций АвтоВАЗа в прошлом году купила французская «Рено», через несколько лет появятся новые модели. Но проблема нечистых на руку чиновников и бизнесменов осталась. Значит, за тем, как они будут тратить очередной транш, надо следить тщательнее. Тогда и покупать на Западе ничего не придется.
Евгений БЕЛЯКОВ