Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Экономика14 июля 2009 6:30

Мировые катаклизмы не вселяют оптимизма

Международный медиа-клуб «Импрессум» в сотрудничестве с Русским академическим обществом Эстонии провел в Таллине публичную дискуссию на тему «Что ждет Прибалтику после кризиса?» [видео]

На этот раз в эстонской столице собралась любопытная, интернациональная компания экспертов. Публичная дискуссия вылилась в острый диспут, участники которого высказывали и отстаивали разные точки зрения, а собравшиеся в переполненном зале люди делали из сказанного выводы. Итак, по порядку – о чем говорили в Таллине гости клуба «Импрессум».

Сообразили на троих

Основным докладчиком на встрече был известный российский экономист и публицист, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. Человек, действительно, талантливый, ставший доктором экономических наук в тридцать лет. Вся его молодость (с 1990 до 1999 года) прошла сначала в аппарате президента России Бориса Ельцина, а затем – российского правительства, где он работал аналитиком и референтом. Михаил Делягин успел побывать и помощником премьер-министра РФ Михаила Касьянова, ныне опального политика.

Последние шесть лет Михаил Делягин занимается исключительно наукой, регулярно выпуская интересные книги о кризисе и глобализации. Глобализация для Делягина – это, прежде всего, «информационная революция, рост значения творческого труда и распространение технологий формирования сознания», которые сделали неэффективными нынешние системы управления и современную организацию общества. В том числе и демократию в ее традиционном западном понимании.

Михаил Делягин пришел к выводу, что миром начинает править «глобальный господствующий класс (интернациональная олигархия, или «новые кочевники»), не привязанный прочно ни к одной стране или социальной группе». Эта интернациональная (или же глобальная) олигархия, «не имеющая никаких внешних для себя обязательств, враждебно противостоит не только экономически и политически слабым обществам, разрушительно осваиваемым ею, но и любой национально или культурно (и тем более территориально) самоидентифицирующейся общности как таковой».

Занятно, что в содокладчики Михаилу Делягину был определен немец - Грегор фон Курсель, работающий в одной из крупнейших межнациональных корпораций Европы. То есть человек, который, по определению Делягина, находится на службе у тех самых глобальных олигархов, или «новых кочевников». Гость из Германии приехал в Таллин как независимый эксперт, поэтому очень просил не называть место его работы.

Приставка «фон» перед фамилией Грегора совершенно не случайна. Дело в том, что он является прямым потомком одного рода немецких баронов, которые столетиями жили в Эстонии. Прогуливаясь с Грегором и Михаилом по Старому Таллину, мы зашли в Домский собор, на стенах которого развешаны подлинные, выполненные из дерева гербы немецко-балтийских баронов. Было занятно смотреть, как Грегор фон Курсель в поисках своего герба то и дело приговаривал: «А это герб моей бабушки, а этот – соседей, а вот тот – еще каких-то дальних родственников». В конце концов выяснилось, что все балтийские немецкие бароны были родственниками, поскольку вступали в брак только с людьми своего круга. Михаил Делягин никак не прокомментировал этот экскурс в историю. А я, грешным делом, подумал, что принадлежность к олигархии (будь она феодальной или глобальной), судя по всему, передается по наследству.

Еще одним содокладчиком был не менее яркий персонаж - известный шведский финансист Бу Краг, который в прошлом был советником трех эстонских и одного латвийского премьер-министра, а также вице-президентом Банка Эстонии. То есть это человек, стоявший у истоков нынешней финансовой системы прибалтийских стран.

Естественно, что при таком составе участников публичная дискуссия о возможных последствиях глобального финансово-экономического кризиса для экономик больших и малых стран ЕС (и, в частности, для Эстонии, Латвии и Литвы), а также для России, была обречена на колоссальный успех.

К диктатуре люмпен-пролетариата?

Формат газетной статьи, конечно же, не позволяет подробно прореферировать ход дискуссии, поэтому остановлюсь, как мне кажется, на наиболее интересных моментах.

В своем докладе Михаил Делягин, разложив нынешний глобальный кризис на несколько составляющих, уделил особое внимание его социально-политическим последствиям. Он указал на возможность «размывания» среднего класса и обнищания значительной части населения в странах, которые сейчас считаются экономически развитыми, в результате чего там может возникнуть, как выразился докладчик, «диктатура люмпен-пролетариата». Поскольку управление люмпенизированными массами методами традиционной демократии станет невозможным, то тут и пригодятся авторитарные формы правления и новые технологии формирования массового сознания.

Все это коренным образом изменит нынешнюю картину мира: «Возвращение мира к меньшей интеграции и большему протекционизму заменит нынешнюю систему международного права «правом силы». При этом роль денег будет снижаться, а значение технологий формирования сознания и управления — расти». Подобное развитие событий не сулит ничего хорошего ни России, ни Европе, ни, тем более, прибалтийским странам.

Грегор фон Курсель в своих прогнозах постарался быть более оптимистичным, подчеркнув, что кризис дает шанс исправить существенные перекосы неолиберальной экономики, благодаря повальному увлечению которой во всем мире произошла деградация роли реального сектора производства, зато героями дня стали всевозможные спекулянты и дельцы мира виртуальных финансов. Проще говоря, «торговцы воздухом». Прибалтийские страны, по мнению немецкого эксперта, может спасти ставка на классическое образование и производство востребованной рынками продукции, а не на роль финансового или транзитного посредника. И к этому они должны стремиться.

Отчасти с выступлением немецкого гостя был солидарен и шведский финансовый эксперт Бу Краг, пользующийся в Прибалтике большим авторитетом. Достаточно сказать, что в 90-е годы минувшего века он являлся одним из организаторов финансовой реформы в Эстонии, благодаря которой на свет появилась местная валюта – крона. Господин Краг напомнил, что с начала 1990-х годов Эстония, Латвия и Литва переживают уже четвертый кризис. И из каждого предыдущего экономического потрясения эти страны выходили более сильными. Бу Краг полагает, что и нынешний кризис страны Прибалтики смогут преодолеть с вполне восполнимыми последствиями. В частности, он предлагает эстонским властям не идеализировать евро, а объективно рассмотреть возможность девальвации эстонской кроны, как это уже сделала та же Швеция в отношении своей валюты.

На заметку!

Кстати, некоторые высказывания столь опытного финансиста, как Бу Краг, могут иметь вполне практическое значение. Так, по его мнению, наилучшим индикатором приближающейся девальвации является частота публичных отрицаний девальвации президентами и премьер-министрами. Чем чаще государственные руководители отрицают возможность девальвации, тем более она вероятна.

В подтверждение своих слов Бу Краг привел пример Америки, где в начале 1970-х годов президент Ричард Никсон клятвенно всех заверял в небывалой устойчивости доллара, а потом взял и, в условиях глубокого экономического кризиса, охватившего Соединенные Штаты, отказался от золотого обеспечения доллара, что фактически означало проведение девальвации американской валюты. Что-то подобное произошло и в Швеции в 1992 году. Тогда все высшие государственные деятели Швеции (за исключением короля) в один голос твердили, что девальвации шведской кроны не будет, а потом взяли и отправили ее в свободное «плавание».

По оценке Бу Крага, на данный момент ближе всего к девальвации подошла Латвия, где еще в начале этого года использование слова «девальвация» считалось уголовно наказуемым деянием, а сейчас о возможной девальвации лата говорится открыто. За последние полгода экономическая ситуация в Латвии стала еще более ужасной. Страна не живет, а мается в ожидании следующего перевода денег из Европейского союза или Международного валютного фонда.

По мнению Бу Крага, вслед за Латвией, в тупик заходит и Литва. Шведский эксперт высказал предположение, что эстонцы, лучше, чем их соседи, научившиеся прагматизму, способны более эффективно справиться с последствиями кризиса.

А в целом все три участника дискуссии были едины во мнении, что кризис – это не конец света, а переход общества в новое состояние. Каким будет это состояние – полностью зависит от людей.

Смотрите также фотогалерею об этой дискуссии.

Фото Егора Васильева и Леонида Максимова