Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Москва20 июля 2009 22:00

С бывших торговцев Черкизона на других рынках требуют 100 тысяч рублей в месяц

Наш корреспондент Евгения Супрычева попыталась взять в аренду палатку в «Лужниках» и торговом центре «Москва»

«НАС РАСКУЛАЧИВАЮТ!»

В минувшие выходные торговцам Черкизовского позволили забрать «личные вещи». Имеются в виду документы и деньги. Все это они хранили в контейнерах среди груды тряпья.

- А как иначе? - поясняет одна из торговок, Мария. - Раньше, если с рынка вышел и не успел заскочить в такси, останавливает милиция. Под предлогом проверки документов ведут в отделение, там обыскивают до трусов в поисках дневной выручки. Одно время китайцы пытались хитрить - прятали деньги в стельки, но и там находили. В итоге все решили, что рынок - самое надежное место. На контейнер - замок, плюс базар охранялся.

Не вынесли торговцы наличку и в день закрытия. Им-то сказали, что санобработка займет всего день! А теперь, сколько в тряпье ни ройся, кошелька не найдешь.

- Половина контейнеров вскрыты, - сообщает последние новости торговка Марина, которой удалось прорваться к лотку. - В основном подчистили вьетнамцев. У моего соседа было в контейнере 300 тысяч рублей. Украли! В милицию он не побежит. Охране жаловаться смешно, ведь это их рук дело.

У некоторых контейнер не только вскрыт, но и пуст. Вроде Черкизон опечатан, а товар кто-то по-тихому вывозит. Торговцы грешат на охрану и ОМОН, которые теперь хозяйничают на рынке.

- Знаете же, как в советские времена раскулачивали? - говорят черкизовские. - Так вот и сейчас: приходят и берут, что нравится. Без суда и следствия. А товар забирать не разрешают. По крайней мере бесплатно. Хочешь вывезти вещички - клади на лапу той же охране 200 тысяч рублей. Иначе будешь стоять в формальной очереди до декабря.

- Погодите! - перебиваю женщину по имени Эльвира, которая, распалившись, режет правду-матку. - А как же штаб от мэрии, который вроде контролирует процесс и всем рулит?

- Да при чем тут штаб? - вспылила Эльвира. - Они ничего не решают!

Оказалось, в вопросы вывоза товара штаб не вмешивается.

- Торговцы должны идти к тем, кто сдавал им помещение, - говорит дежурный по штабу Анатолий Воликов. - Это спор хозяйствующих субъектов, к которому мы отношения не имеем.

- А вы что тут делаете? - уточняю.

- А мы занимаемся трудоустройством людей, которые остались без работы, - поясняет. - В первую очередь россиян, ну и мигрантов, если у них есть разрешение на работу.

А «черкизовские» на документы не заморачивались, потому штаб не беспокоят - суетятся сами.

ЧЕРНАЯ КАССА

На днях зам главы столичного Департамента потребрынка Владимир Слепак похвастал, что на другие рынки столицы перекочевали уже 1700 «черкизовских». Это, стало быть, россиян, а остальные 27 тысяч (по подсчетам Федерации мигрантов России) как бы пропали. Вернее, расползаются по другим рынкам столицы (вместо ожидания депортации в тюрьме для мигрантов). Но почему их туда пускают? По закону без гражданства РФ нельзя арендовать контейнер и стоять за прилавком. Значит, нашли лазейку. Любопытно, какую. Еду в «Лужники» (туда переехала часть «черкизовских»). Там дым коромыслом - приехали оптовики. Носятся, орут на китайцев.

- Ты мне на Черкизовском за сколько товар продавал? - накинулась на торговца тетка с тележкой. - А теперь? Одурел! Давай по прежней цене.

- Не могу! - оправдывается китаец. Поясняет, что тут аренда дороже. И как следствие - товар подорожал процентов на тридцать.

Иду в администрацию.

- Хочу снять место, - говорю мужчине, который дежурит в отделе аренды. - Торговала на Черкизоне - его закрыли. Бизнес горит! Правда, нет российского гражданства...

- А у кого оно есть? - меланхолично рисует на листочке мужчина. - Найдите на рынке парней, у которых на футболке написано «Сервис», - они все объяснят. А потом приходите к нам оформляться...

«Сервис»-парни официально заняты сбором арендной платы. Но на деле - ставленники «крыши» и курируют торговые места.

- Да, места есть, - кивает тучный мужчина. - Не видели свободных палаток? Но что такое палатка? Это два метра асфальта, а у нас территория большая. Подойдите к Мише-грузину, он поможет.

Миша - это так называемый маклер, коих на рынке множество. Маклеры подходят к «сервису» и говорят: ты же не можешь сдавать все места лично - умаешься. Так разреши мне сдать вот те десять палаток, плачу 500 евро. «Договорились!» - протягивает руку «сервис».

Затем маклер находит клиентов (что сейчас нетрудно) и берет с них за услуги 100 евро. Аренда же контейнера стоит 100 тысяч рублей в месяц. При этом по квитанции торговец платит за место всего 10 тысяч рублей! Остальное - черная касса.

- Немножко надо дать «крыше», - поясняет Миша, загибая пальцы. - Ну, тем, кто на самом деле владеет базаром и нанял всю эту официальную администрацию. Немножко - «сервису». И, конечно, владельцу палатки.

- Погодите, - перебиваю. - Так разве я сама не буду владельцем?

- А у вас есть российское гражданство? - ухмыльнулся грузин. - Вот для того владелец и нужен. Видишь, на каждом лотке вывеска «ООО Ветерок- шметерок». Фирмы зарегистрированы на россиян. Тебе они просто выпишут доверенность. Дескать, поручают управлять палаткой и нанимать продавщиц.

- А я не хочу никого нанимать, - говорю, - лишние расходы.

- Надо, - убедительно смотрит в глаза Миша. - Иначе «Ветерок-шметерок» оштрафуют на 300 тысяч рублей. Зачем проблемы?

- Все понятно? - уточняет Миша. - Все устраивает? Деньги мне отдаешь ежемесячно, а я разнесу кому надо.

ЧЕРКИЗОВСКИЙ ВОЗРОДИТСЯ?

А вот в торговом центре «Москва», что в Люблино (его оккупировали китайцы), даже переговоры вести не с кем. Мест нет. Об этом кричит табличка на дверях дирекции. Но торговцы все равно стучат - предлагают три цены (а цены и без того подскочили с 60 тысяч до сотни). В итоге их просто перестали впускать.

- Вы куда, девушка? - тормозит при входе в администрацию охранник. - По поводу аренды? Мест нет!

- Но мне хотелось бы уточнить, - ломаюсь. - Я с Черкизовского...

Но здесь стоят на своем: не пущать. Китайцы все забронировали на годы вперед. Снимали места, к слову, тоже по методу доверенностей, но без посредников (у администрации напрямую).

И как теперь воспринимать громкие заявления о том, что мы хотим покончить с незаконной торговлей мигрантов и контрафактом?

Проблема в том, что власти не контролируют рынки. Почему в «Лужниках» такая сложная система: маклеры, бандюки? Почему на Даниловском, как в 90-х, беспредельничает «крыша»? Потому что за узды никто не держит. Так рынки и заявили: мы приняли мигрантов - руки прочь. Нелегалы радостно приплясывают: ля-ля-ля, мы «в домике». Короче, ни депортировать, ни насильно легализовать нелегалов не смогут (пока не будет очередной команды «фас» сверху и конкретный рынок не перестанут «прикрывать»). Максимум, чего сейчас могут добиться городские власти, - это соблюдения неких формальных приличий. Мигранты будут работать под прикрытием российских фирм и продавцов. Это несколько успокоит совесть чиновников, но проблему нелегальной миграции не решит. Они как жили диаспорами, так и будут жить. «Лужники» и «Москва» через пару лет превратятся в Черкизон - неуправляемый и самобытный. И, в общем, это нормально: если по организму бродит инфекция в виде коррупции, то чирей все равно вскочит - если не на плече, то на лодыжке.

МНЕНИЯ

Дмитрий ЯНИН, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей: «Боялись не рынков, а массовости мигрантов»

- В кризис столица не может отказаться от ширпотреба. Потому политика властей по отношению к рынкам уже не столь радикальна. Раньше они заявляли, что все вещевые базары закроют до 2011 года, теперь внесли поправки. Появилась размытая формулировка из серии «когда возрастет потребительская способность». Что же касается Черкизовского, то пугали массовость и развитая инфраструктура мигрантов. Поэтому их сознательно рассредоточили по разным рынкам столицы.

Сергей СМИРНОВ, директор Института социальных исследований: «Закрывать без сожаления»

- Рынки, конечно, не передовая форма торговли. Но уж если она сохранилась, пусть живет. По статистике примерно 30 - 35% россиян отовариваются только на рынках. Это все те россияне, чей доход не превышает прожиточного минимума. Еще 15 - 20% жителей страны ходят на такие рынки от случая к случаю. Значит, они нужны. Другое дело, что работать надо по закону. Нарушены санитарные нормы или миграционные, Трудовой кодекс или Налоговый? Закрывать рынок без сожаления.

Александр ЗЮЗЯЕВ