Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Политика23 июля 2009 15:14

Первая инаугурация президента Александра Лукашенко обошлась в 5 тысяч долларов

20 июля 1994 года в Овальном зале Дома правительства состоялась инаугурация первого президента Республики Беларусь Александра Лукашенко.

В этот день в Доме правительства была рабочая среда. В 10 утра открылось обычное заседание Верховного совета Беларуси. Разве что народу на нем было непривычно многопришли дипломаты, журналисты… В зал даже пришлось принести приставные стулья, как в театр во время премьеры.

Говорят, заседание началось с забавной детали: российская делегация во главе с вице-премьером Шохиным заняла места в президиуме, и белорусскому правительству негде было сесть. Делегацию пришлось пересадить.

«Провели, поставили крестик…»

Рассказывает Леонид Синицын, первый глава Администрации президента в 1994-1996 годах:

«Инаугурация первого президента была гораздо более обыденным мероприятием, чем кажется по прошествии 15 лет (смеется). Для нас, команды, все было просто: есть президент - должна быть инаугурация. Назначили дату, провели, напротив этого пункта поставили крестик. Сама инаугурация была очень искренняя - и он верил, и мы… А детали значения не имели. Я помню атмосферу. У одних была огромная горечь поражения, члены БНФ ходили, как потерянные. Более конструктивная часть Верховного совета активно занималась своим трудоустройством... Но ни одни, ни вторые не понимали, что все они потеряли власть. Мне кажется, понимал это один человек...»

Вспоминает Владимир Нистюк, пресс-секретарь кандидата в президенты Александра Лукашенко:

«Инаугурация проходила классически: Александр Григорьевич появился через центральные двери. Принял присягу на Конституции, затем сказал речь. Клятва была на белорусском языке, а «тронная» речь - на русском. Потом президент стал предлагать для утверждения Верховным советом кандидатуры премьер-министра, вице-премьеров, силовых министров и так далее. Почти всех утвердили. Основная часть команды была в тот день с президентом.

Инаугурация прошла достаточно быстро, потому что все эмоции были выплеснуты сразу после победы. А инаугурация уже была просто фактом, уже было ясно, что это ни столько победный финал, сколько рабочий старт. Все было торжественно, но без излишеств. Хотя многие предлагали деньги, чтобы провести инаугурацию, «помочь» президенту и как-то рядом с ним потом «засветиться».

Вячеслав Кебич, главный соперник Лукашенко по президентской кампании 1994 года.

«Клятва была короткая, потому что ее произносят не по написанному тексту, а наизусть. Большой текст хорошо не запомнишь, а пустить бегущую строку тогда не было технической возможности…Кто придумал церемонию?... Да никто. В других бывших советских республиках уже почти год как были президенты… Не надо было ничего придумывать»

Президент мог быть в белом костюме и клясться на Библии

-Конституция уже тогда слишком легко менялась. А клясться на документе, который так легко изменяется... Я даже обсуждал с коллегами: “Может, на Библии…”. Но мы все были к такому подходу не готовы…, - вспоминает Леонид Синицын:

Кстати, интересный момент: на всех трех своих инаугурациях в 1994, 2001 и 2006 годах президент Александр Лукашенко клялся на разных вариантах Конституции Беларуси.

- А с президентом инаугурацию обсуждали?

- Нет. Все это было обыденно и для него. Решили 20-го? Значит, будет 20-го! Он только поручил, мол, трибуну постройте, подготовьте там все...

- Специально для инаугурации ставили трибуну?

- Конечно, зал в принципе переделывался под президента! И для инаугурации, и чтобы впредь у него было специальное место в Верховном совете. Место для президента установили слева, если смотреть на президиум, стоя в центральной двери зала заседаний. Приняли решение, и дальше все было просто: пригласили плотников, они пришли и сделали трибуну.

- А какая-то торжественность в одежде…

- Нет, обычный костюм. Хотя мы обсуждали его цвет, была идея белого костюма... Но потом решили отказаться. Откуда костюм? Было кому его одевать - управделами, в основном, занималось одеждой, как и всеми бытовыми вопросами. А по большому счету президент сам себе и имиджмейкер, и парикмахер... С кем-то советовался, но больше сам.

- А остальную атрибутику где брали?

- Специально мы ничего не заказывали. Был флаг, который в тот момент висел в зале заседаний, бело-красно-белый. Клятва давалась на Конституции1994 года, которая в тот момент действовала… Книга не какая-то особенная, просто взяли ее у кого-то. Может быть, даже и в кабинете у президента, то есть он клялся на “своей” Конституции. Мы не придавали большого значения деталям.

- Президент волновался?

- Уже нет. Он в зале не волновался никогда, потому что зал - это его среда обитания.

- Когда все закончилось, был праздник?

- Нет, продолжился обычный рабочий день, все разошлись по своим делам. Работы очень много было, вы не представляете, сколько нужно усилий, чтобы запустить эту махину! - говорит Леонид Синицын.

- Ну вы работали, а остальные, может, шампанское пили!

- Нет, они без меня не начинали (смеется) И президент пошел к себе работать. Мы после инаугурации зашли к нему в кабинет, поздравили по-будничному, без пафоса. Кто же был? Лукашенко, я, Коноплев... Поздравили, руку пожали: дело сделано! Теперь до конца.

Банкет был скромный как средняя советская свадьба

Вспоминает Вячеслав Кебич: «После инаугурации мы сфотографировались с новым президентом. Днем был фуршет в доме правительства, только для депутатов. Его организацией занимался чиновник из управделами президента, который ведал вопросами питания. На другом праздновании я не присутствовал. Сколько это стоило? По тем временам недорого. Ну простите, обычный обед без первого! Сколько один депутат может съесть? По тем временам, при том курсе и при тех ценах даже не стоит об этом вспоминать».

Вспоминает Владимир Нистюк: «Ближе к вечеру к Дому правительства подъехали автобусы. В них приглашенных отвозили на банкет к Минскому морю. Прием был в одной из правительственных резиденций. Там был не очень широкий круг людей. Дипломаты, депутаты, чиновники из правительства... Получился такой спокойный, деловой вечер. Александр Григорьевич прошел с бокалом шампанского, поблагодарил за помощь на выборах.

Вспоминает Леонид Синицин: «В основном, на банкет пригласили тех, кто работал во время выборов на Лукашенко в регионах. Собрались простые люди. Исполнители, по большому счету. Посидели, выпили, поздравили друг друга... Все как обычно, такой банкет человек на 150-200, мне кажется. Пили как всегда водку, на столе - обычные закуски, какие бывали на советских банкетах. Такая средняя свадьба (смеется). Президент общался, разговаривал. Он, наверное, лучше всех понимал, что большинство из присутствующих на банкете окажется не у дел.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Иван Титенков, управделами президента в 1994-1999 годах:

«Специально ничего не готовили»

Мы дозвонились в Москву первому главе Управления делами президента Ивану Ивановичу Титенкову. Чиновник, который в первые годы был самым близким соратником президента, крайне неохотно отвечал на наши вопросы:

- Иван Иванович, вы помните инаугурацию? Во сколько она обошлась? Были специальные на нее затраты?

- Какие затраты? Люди избрали президента, и все, затрат практически никаких.

- Но ведь где-то взяли, например, Конституцию, на которой клялся президент? Что потом с ней стало?

- Я не знаю, что потом с ней было, не помню уже.

- А специальная подготовка к инаугурации была? Президент как-то готовился?

- Ничего никто специально не готовил!

- То есть, президент просто пришел на работу, и все?

- Конечно! Больше ничего не помню, давно было. Все хорошее осталось в памяти. До свидания.

КСТАТИ

- Во сколько обошлась инаугурация? Хотя бы примерно? - cпросили мы экс-главу первой президентской Администрации Леонида Синицина.

- Ну смотрите. Пленарное заседание Верховного Совета (именно во время заседания прошла церемония инаугурации - Ред.) стоила примерно 300 долларов в день. Банкет ну пусть на 200 человек - около 4 тысяч долларов. Плюс транспорт, костюм президента, мелочи какие-то… 5 тысяч долларов, я думаю, не больше.