2018-04-02T13:17:29+03:00

Кто будет поднимать экономику страны после кризиса?

Кого и чему нужно учить в нынешние непростые времена
Поделиться:
Комментарии: comments8
Изменить размер текста:

- Первая волна ЕГЭ показала, что больше половины выпускников школ хотят пойти на гуманитарные специальности. Это их право. Но мы точно знаем, что наибольший риск остаться по окончании вуза без работы - именно у гуманитариев, - рассказывает замминистра образования и науки Владимир Миклушевский. - Мы должны давать людям сигнал, куда идти учиться, на какие специальности, чтобы они могли быть конкурентоспособными, чтобы были востребованы на рынке труда.

По прогнозам Минэкономразвития, 2009 год - фаза острого кризиса, 2010 год - время стабилизации, 2011 - 2012 годы - выход экономики из кризисного состояния. А в 2013 году обещают, что экономика вернется на путь инновационного развития.

Но главный вопрос: кто будет двигать эту экономику? Поэтому Минобрнауки совместно с работодателями и экспертами разработали программу опережающей переподготовки кадров - тех, кто в ближайшей перспективе должен обеспечить развитие страны. Готовить специалистов станут четко по заказу работодателей. Кроме того, это будут программы подготовки именно инновационных высококвалифицированных кадров с самыми современными навыками.

Займутся такой работой лучшие вузы, колледжи, учебно-производственные комбинаты. Причем прежние заслуги учитываться не будут. Задействованы будут те, у кого есть самая лучшая база, кто знает, как готовить самых передовых специалистов. Отберут участников программы жестким конкурсом. Жюри в основе будет состоять из работодателей.

Важно и то, что в качестве вступительных тестов желающий усовершенствоваться должен написать эссе о себе, в котором обязательно указать, кем именно он хочет работать и где. То есть отбирать кадры станут, выясняя, насколько мотивирован человек, насколько готов нести ответственность за свое решение. Ведь такая переподготовка для новых специалистов будет бесплатной. А стоимость обучения самым передовым технологиям - немаленькая.

- Объективно кризис - это санитар экономики. Благодаря кризисам экономики разных стран приобретают новый импульс в своем развитии. Очевидно, что из кризиса экономика РФ тоже выйдет с другим технологическим укладом и с другой производительностью труда. Даже в тех традиционных отраслях экономики при возвращении к докризисным уровням производства или даже превышении совершенно не гарантировано, что сохранится то же количество рабочих мест. Те сотрудники, которые будут работать в традиционных отраслях экономики в посткризисный период, должны иметь новые компетенции. В любом случае нужны инновационные кадры, - пояснил Миклушевский.

- В программе долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года указано, что доля инновационной продукции в общем объеме к 2020 году должна составить примерно 35%, - объясняет один из разработчиков программы директор Центра бюджетного мониторинга Петрозаводского госуниверситета профессор Валерий Алексеевич Гуртов. - Это значит, что примерно в 2,3 процентных пункта должен быть прирост этой продукции ежегодно. В реальном секторе экономики заняты сейчас примерно 25 млн. работников.

Значит, ежегодно для обеспечения темпов прироста выпуска высокотехнологичной продукции требуется 550 тыс. работников. С учетом того, что и производительность труда будет расти, эта цифра будет поменьше и составит примерно 475 тыс. человек. Из этих 475 тысяч, учитывая реальные экономические трудности и проблемы, с которыми сталкивается сегодня бизнес, государство может инновационно подковать половину специалистов. А оставшуюся часть должен переподготовить бизнес за свой счет. То есть государство берет на себя обучение 238 тысяч.

Планируется, что 40 процентов из них будут выпускниками вузов, 35 процентов - среднего профессионального образования и 25 процентов - начального профессионального образования. Программы переподготовки рассчитаны на полгода - год - то есть от 500 до 1 тысячи часов и более. За три года будут переподготовлены и повысят квалификацию примерно 700 тысяч человек. Это тот слой, который после кризиса обеспечит развитие экономики.

КТО НАРАСХВАТ?

Конечно, сложно предугадать, что станет с экономикой в 2013 году, кто останется на плаву, а кто уйдет в тину. Но благодаря объединению усилий разных специалистов и прогнозам работодателей авторы программы смогли все же представить, какие отрасли окажутся в передовых.

- Работу по прогнозированию потребностей экономики в специалистах Минобрнауки России ведет не первый год. И сейчас существует прогноз потребностей экономики в специалистах до 2015 года. Однозначно можно сказать, что переизбыток специалистов будет по гуманитарным наукам, экономике, управлению, педагогике. И в то же время острая нехватка - в технической сфере, информатизации, в междисциплинарных областях, - уверен Миклушевский.

В список «Требуются...» в 2012 - 2013 году попадут также спецы в сферах строительства, автомобилестроения, энергетики и энергосбережения. Востребованными окажутся профессии, связанные с обеспечением безопасности, в том числе продовольственной, транспорта и связи.

РОССИЯ СИЛЬНО ОТСТАЛА

- Мы говорим о новых технологиях, о новых инновационных профессиях, которые у нас еще пока что мало распространены. Прежде всего, конечно, надо понять, чему учить и кто это будет делать. И вот здесь очень важная проблема - насколько сейчас наши вузы способны готовить людей для бизнеса XXI века, - полагает директор Федерального ресурсного центра по организации подготовки управленческих кадров Павел Мрдуляш. - Решить эту проблему можно только одним способом - заказом от работодателя. От «Росгидро», от Росатома, от такого рода компаний, которые сейчас находятся на переднем фронте таких работ и которые могут сформулировать те навыки и компетенции, которые потребуются после кризиса.

- Конечно, речь идет о том, что работодатели должны внятно озвучить свой заказ на специалистов, которые требуются им сегодня и которые потребуются им через определенный промежуток времени, - добавляет директор Департамента подготовки кадров «Роснано» Елена Соболева. - Нужны профессиональные стандарты. Именно на языке профессиональных стандартов работодатель должен определять компетентностный портрет специалиста, который ему понадобится. Но это не значит, что учебные заведения должны сидеть сложа руки. Это улица с двусторонним движением.

Образовательное сообщество откликнется тогда, когда будет ясно прописано, какие компетенции сегодня требуются рынку труда и что будет с ним через 5 - 10 лет. Опираясь на программу, которую разработало Министерство образования и науки, мы разработали свою программу опережающей переподготовки, рассчитывая как раз на те 50 процентов, которые планируется подготовить за госсчет. Ориентация у нас такая. Ну нет сегодня наноиндустрии, она еще создается, но уже есть компании, поддержанные «Роснанотехом». И понятно, что в этих компаниях есть специалисты, которые используют нанотехнологии. Вот через изучение спроса в этих компаниях, через описание компетенций мы хотим вывести наш результат на рынок труда и сертифицировать образовательные программы тех вузов, которые будут выигрывать заказы на подготовку кадров для конкретных компаний, создаваемых «Роснанотехом».

- В энергетике уже давно катастрофическая нехватка кадров. Не хватает людей, чтобы реализовывать проекты в Сибири и на Дальнем Востоке, - рассказывает директор по региональным корпоративным проектам Агентства по прогнозированию балансов в энергетике Дмитрий Холкин. - Мало инженерных и менеджерских кадров, которые бы обеспечивали инновационное развитие. Сейчас в энергетике используются технологии первой половины прошлого века. Мы для себя определили, что в электроэнергетике не хватает тех, кто умеет совмещать менеджерские и инженерные навыки. В Штатах около 50 вузов предоставляют программы по системной инженерии. В России мы нашли только отголоски данной дисциплины. Мы не смогли остановиться ни на одном вузе, программе, которые бы удовлетворяли нас.

ВУЗЫ САМИ С УСАМИ

Хотя программа опережающей переподготовки все еще дорабатывается, многие учебные заведения уже готовы выпускать на новый рынок инновационные кадры. Многие высшие учебные заведения уже создают вместе с работодателями программы подготовки и начали обучать «кадры будущего».

- Сердцем любой интеллектуальной системы в настоящее время является электроника, будь то космический объект, самолет, корабль, бытовая техника, военная техника. Для того чтобы быть нам на самом современном уровне, мы в России должны самостоятельно уметь разрабатывать эту технику, - делится ректор Московского института электронной техники Юрий Чаплыгин. - Проблема в том, что самые современные технологии на сегодняшний день, как правило, сосредоточены в руках зарубежных компаний. Я бы хотел сказать о взаимодействии с ведущими компаниями, лидерами соответствующих отраслей мировой индустрии. В нашем случае это электроника, IT-сектор и т. д. В настоящее время мы создали более 20 учебных центров с ведущими мировыми компаниями, такими, как «Майкрософт», «Сан», «Циско», «Хьюлетт Паккард», «Синопсис»... У нас есть программы с этими компаниями, по которым обучаются магистры. Все они направлены соответствующими компаниями, которые организуют им практику, оплачивают обучение. По такой же схеме работают у нас и программы переподготовки. Но господдержка все же нужна, ведь не весь бизнес имеет твердую почву под ногами.

- В рамках частно-государственного партнерства с «Роснефтью» мы реализуем проект, связанный с подготовкой кадров для введения в эксплуатацию новых месторождений. Есть понимание, потребность в каких специалистах будет до 2017 года, - подчеркнул проректор Сибирского федерального университета, директор и организатор Института нефти и газа Николай Довженко. - У нас заказ по кадрам на восемь лет. Есть понимание, какие компетенции мы должны привить, соответственно ведем корректировку образовательных программ. И третье - необходимы новые специальности. Это проектирование, обустройство нефтегазовых месторождений. Только в тесной связке мы подготовим востребованного выпускника.

КОМПАНИИ САМИ НАХОДЯТ СВОЕГО СПЕЦА

Но многие компании при довольно большом числе программ по переподготовке и обилии курсов все равно недовольны знаниями выпускников.

- Мы считаем, что в таких программах переподготовки основой должна стать инженерная подготовка, - сказала директор корпоративного университета КамАЗа Светлана Михеева. - Не потому, что управленческая подготовка не нужна или подготовка рабочих не нужна. Просто в подготовке рабочих и в подготовке управленческой есть более или менее приемлемое предложение на рынке образовательных услуг в России. А вот квалифицированных инженеров мало. Наши вузы до сих пор еще серьезно отстают в методах и технологиях обучения. Нам нужны не столько грамотные индивиды, сколько сильные, обученные команды. Даже от инженеров-исследователей требуется умение работать в группах, командах, в проектах.

КОЛЛЕДЖИ НЕ ОТСТАНУТ

А вот колледжам давно все ясно и понятно. Выжить в непростые 90-е и тем более в XXI веке смогли в основном те заведения, где ставка была сделана именно на работодателя и востребованные специальности.

- Предприятия Тульской области сейчас на рабочие места берут людей с высшим образованием. Проверяют возможности адаптации людей с высшим образованием в роли синих воротничков. А между тем статистика свидетельствует, что адаптация на рабочих местах в сфере высоких технологий выпускников колледжей в два раза выше, чем у выпускников вузов, - отметил директор Тульского государственного технического колледжа Виталий Скрябин. - Уже лет пять назад мы стали создавать специализации на стыке информационных технологий и машиностроения. Создали высокотехнологичное учебное предприятие со своими современными лабораториями, мастерскими, учебными цехами. Поэтому утверждаю: наступила золотая эра профессионального образования.

Но вопрос: где взять современных преподавателей, которые станут учить инновационных специалистов?

- Наш колледж участвует в разработке новых образовательных стандартов, взаимодействует с Ассоциацией производителей компьютеров и информационных технологий, которая разрабатывала профессиональные стандарты для IT-специальностей. Материально-техническая база у нас на самом современном уровне, - говорит директор Московского колледжа информатики и техники Александр Густырь. - Ключевая проблема - преподаватели. Дефицит педагогов, которые владеют не просто современными технологиями обучения, но и информационными, коммуникационными технологиями, только нашими силами не решается. Здесь нужно вмешательство государства.

КУДА СМОТРИТ МЕСТНАЯ ВЛАСТЬ?

- Обеспечение кадрами инновационного развития экономики - это не просто своевременно, это вопрос жизни нашего государства, - говорит заместитель главы администрации Архангельской области по социальным вопросам Елена Кудряшова. - Министерство образования и науки в этом плане опережает другие министерства. Но, понятно, все решить на федеральном уровне невозможно. Задачу региональной власти я вижу в консолидации сил, находящихся в регионе: учреждений профессионального образования, бизнес-сообщества. У нас принята стратегия развития до 2030 года. Одно из приоритетных направлений - защита геополитических и стратегических интересов России в Арктическом регионе. Подготовка, переподготовка кадров, научно-инновационная составляющая чрезвычайно важны. Мы создаем Северный Арктический федеральный университет - центр по обеспечению инновационной экономики кадрами, центр научных исследований, центр генерирования малых внедренческих предприятий, направленных на освоение запасов Арктического региона, освоение Северного морского пути, биоресурсов. Здесь не обойтись без машиностроения, транспорта, связи, IT-технологий.

Второе направление - формирование и реализация регионально-государственного заказа на подготовку специалистов. В этом году мы на это выделяем из областного бюджета 1100 миллионов рублей. У нас есть стратегия развития, областные целевые программы, мы знаем ситуацию на рынке труда, проблемы с демографической ситуацией.

Следующее направление - подготовка и переподготовка кадров, уже имеющих профессиональное образование. Прежде всего - людей с высшим образованием. Они все больше востребованы на рынке труда.

- Предложенные меры увязывают общенациональные и региональные интересы, - считает министр общего и профессионального образования Свердловской области Александр Соболев. - Мобилизовать интеллектуальный потенциал региона для того, чтобы реализовать намеченное, вовлечь лучшие кадры, оказавшиеся под угрозой сокращения, - в этом сегодня состоит ответственность региональной власти.

УЧИТЬСЯ МОЖНО УЖЕ СЕЙЧАС

Комплекс мер по опережающей переподготовке кадров для инновационной экономики разработан Минобрнауки. Есть надежда, что после обсуждения в правительстве этот комплекс составит сердцевину новой федеральной целевой программы, которая начнет действовать, скорее всего, со следующего, 2010 года. Программа будет открыта для участия всех образовательных структур. Обязательно, по мнению представителей частных колледжей и вузов, чтобы в конкурсе принимали участие вузы, независимо от формы собственности.

- Так и будет, - заверил замминистра Владимир Миклушевский. Государство поручит подготовку инновационных кадров лучшим. То есть тем, кто уже готов к такой работе, у кого лучшая база, подготовленные преподаватели, самые продвинутые программы, опыт сотрудничества с бизнесом.

Но вот вопрос: стоит ли ждать, когда заработает эта программа? Особенно если сократили работника уже сейчас. Или кому сокращение светит в ближайшее время? Конечно же нет! Кризис - это время, когда стоит учиться. Учиться по-современному и современным специальностям. Государством, местными властями открыты множество возможностей для переобучения или усовершенствования знаний не только тем, кто недавно окончил вузы или колледжи, но и людям более старшего возраста, в том числе бывшим военным. Большинство «коротких» программ - когда обучение продолжается не больше двух-трех месяцев - созданы сегодня по запросам работодателей. На них помогают получить навыки, которые гарантированно не оставят вас без работы. Ну а уж «длинные, продвинутые» программы - от трех месяцев до полугода и больше - это как раз и есть возможность получить самые современные компетенции, которые будут нужны динамично развивающейся послекризисной инновационной экономике страны. Именно на это и направлены предложения Минобрнауки России.

Обратите внимание: большинство программ переподготовки, разработку которых министерство ведет, - для тех, кто на них будет обучаться, бесплатные. И в этом вторая часть замысла. Ну а если вы только задумываетесь, какую жизненную траекторию выбрать, или еще собираетесь получить востребованную профессию, то будем надеяться, что программа опережающей переподготовки кадров Минобрнауки будет скоро принята. И тогда вы сможете получить самую-самую «горячую» инновационную профессию.

Понравился материал?

Подпишитесь на тематическую рассылку, и не пропускайте материалы, которые пишет Александр МИЛКУС

 
Читайте также