Экономика7 октября 2009 2:00

АвтоВАЗ: спасти нельзя банкротить

«Комсомолка» попыталась разобраться, что легче: закрыть АвтоВАЗ или до бесконечности помогать ему выжить

Ситуация с крупнейшим российским автозаводом ухудшается с каждым днем. Руководство завода только и знает, что выпрашивать у правительства подачки. Федеральный бюджет уже выделил компании 25 млрд. руб. Но теперь менеджеры АвтоВАЗа просят еще 70 млрд.! Хотя до сих пор так и не приняли внятный антикризисный план. Тем более что от ситуации на заводе зависит вся жизнь в почти миллионном Тольятти.

Проблемы АвтоВАЗа, как и в Пикалево, приходится решать на самом высоком уровне. О том, что завод не закроют, на днях пообещал премьер Владимир Путин и попросил скинуться на помощь ВАЗу всем акционерам компании.

Корреспондент «КП» побывал в Тольятти, чтобы на месте выяснить ситуацию.

ЗАВОД И РОДИНА ЕДИНЫ

Первое, что бросилось в глаза в Тольятти, - серый индустриальный пейзаж и понурые лица горожан. Обреченностью здесь пропитан даже осенний промозглый ветер.

- Ну ведь хорошая же машина?! - то ли вопрошает, то ли восклицает начальник цеха, который проводит нам экскурсию по заводу. - Здесь же последние технологии: климат-контроль, подушки безопасности и АБС. Ну где вы такую же машину за 12 тысяч долларов найдете?

- Да взять хотя бы «Хёндэ», «Дэу» или «Рено Логан». Примерно та же цена и будет, - почти извиняясь, отвечаю я.

- Эх... - обиженно махнул он рукой.

Справедливости ради стоит признать, что «Приора», несмотря на кризис, пользуется спросом. В отличие от других моделей ее конвейер работает даже по субботам.

- Да полстраны на наших машинах ездят и вполне довольны, - убеждали меня вазовцы. - Вот смотри, где ты купишь авто менее чем за 200 тысяч рублей? Подержанные иномарки-то стоят дороже. Во-вторых, обслуживание и запчасти обойдутся в копейки. В любом сервисе нашу машину поставят на ноги за считанные часы, а решить мелкие проблемы можно и собственными руками.

Звучало убедительно: а что еще нужно, когда машина не понт, а средство передвижения? Остается лишь один вопрос: почему доля продаж российских машин так резко упала: с 68% от общего авторынка в 2004 году до 25% в 2008-м?

Давайте разберемся. Главное конкурентное преимущество «Лады» - низкая цена. Но это, мягко говоря, немного далеко от истины. После того как в России появились дочерние предприятия иностранных автоконцернов, за те же деньги можно купить и достойную иномарку.

- Автолюбитель в России все богаче и умнее: ему есть с чем сравнивать, - говорит бывший глава дилерской сети АвтоВАЗа Юрий Целиков. Сам он ездит на одной из первых выпущенных с конвейера «Калин» и радуется, что после 120 тысяч км пробега она до сих пор на ходу. - А скорость улучшения качества наших машин заметно отстает.

И действительно: что нового выпустил АвтоВАЗ? За последние 20 лет на свет появились лишь две новые модели: «Приора» и «Калина». Да и те разработаны еще в конце 80-х... То ли дело западные заводы, которые каждые год-два вбрасывают на рынок новинку или делают полный рестайлинг предыдущей модели.

Это в советские годы, когда не из чего было выбирать, «Жигули» были знаком отличия и достатка. Но теперь за потребителя нужно бороться, чтобы не нести убытки, которых ВАЗ наделал на сумму более чем 50 млрд. рублей.

ОТКУДА УБЫТКИ?

В 2005 году контроль над заводом получил «Рособоронэкспорт» (входит в госкорпорацию «Ростехнологии»). По официальной версии новое руководство пришло на завод, чтобы выгнать оттуда весь криминал, засевший там еще с 90-х. Но именно москвичей местные жители теперь винят в развале завода. Еще в начале 2000-х зарплата на ВАЗе была конкурентной, а сейчас копейки. Надписи «Чемодан. Вокзал. Москва» пестрят по всему городу.

«Варяги» (так называют московских управленцев) приезжают в Тольятти, как в командировку: на выходные обычно улетают в столицу. При этом за несколько последних лет на заводе сменились 5 директоров: столько же, сколько за предыдущие 35 лет истории ВАЗа. А расходы компании росли год от года.

- Снижением издержек на заводе занимались все время, - оправдывается Виталий Вильчик, первый вице-президент по производству АвтоВАЗа. - Но ситуация в экономике была хорошая, поэтому это немного расслабляло руководство завода.

Топ-менеджеры расслабились настолько, что за 4 последних года, только по официальным данным, увеличили расходы на себя, любимых, в 2 раза - до 20 млрд. руб. в год. А в самый разгар кризиса, когда денег на заводе уже катастрофически не хватало, менеджмент потратил 1,6 млрд. руб. на выкуп 20% акций Новикомбанка, обслуживающего счета «Ростехнологий». Об этом снижении издержек говорит Вильчик?

Оказывается, доход нынешнего губернатора Самарской области Владимира Артякова за 2006 - 2007 годы, когда он руководил АвтоВАЗом, составил 1,5 млрд. руб. (сюда еще входит его доход от продажи акций завода). Недавно пошли разговоры, что эти деньги он великодушно вернет заводу. Но на АвтоВАЗе ничего не получили, заверили «КП» в пресс-центре компании. Кроме того, только официальная зарплата топ-менеджеров АвтоВАЗа до кризиса составляла от 1 до 3 млн. руб.

В 2007 году завод получил всего 3,5 млрд. рублей чистой прибыли (это при выручке в 187 млрд.!). По меркам любой компании это мизер, но менеджеры с радостью выписали себе бонусы и премии. А в 2008 году завод получил убыток в 25 млрд. рублей, хотя выручка компании от продажи машин даже выросла (до 192 млрд. руб.). Спрашивается: куда делись деньги?

- Наших рабочих учат бережливому производству, а бережливым управлением у нас сегодня и не пахнет, - сетует Юрий Целиков.

И хотя, как говорит Вильчик, они «резко сократили свои зарплаты» - рабочих, теперь получающих 5 - 6 тысяч в месяц, это мало утешает.

По мнению Юрия Целикова, сэкономив на административных расходах и прочих издержках, можно снизить себестоимость машин «на 10 - 15% свободно». А Тимур Хубаев, эксперт по автопрому, работавший почти на всех российских автозаводах, идет еще дальше: по его словам, сократить затраты на производство можно на 20%.

То есть не в том дело, что машины плохие, - свой покупатель у них все равно есть. Просто управляли заводом из рук вон плохо.

И «БЕНТЛИ» В ГАРАЖЕ

Руководство ВАЗа любит рассказывать о том, что все они ездят исключительно на машинах вазовской сборки. Но почему-то к заводоуправлению их чаще всего подвозит внедорожник. И не местная «Нива», а японская «Тойота Ленд Крузер».

Конечно, большой начальник с большой зарплатой имеет возможность ездить на дорогой машине. Но я даже представить себе не могу главу «Форда» за рулем «Тойоты» или Билла Гейтса, работающего на «Макинтоше».

- Честно говоря, мне «Ленд Крузер» даже не нравится, - морщится Виталий Вильчик. - Неудобно в нем, да и эксплуатация дорогущая. Сами знаете, сколько стоит ТО пройти или стекло поменять. Я обычно езжу на служебной «Приоре», правда, она сегодня сломалась...

Сидя в дорогом ресторане города, один из вазовских начальников (он попросил не называть его имени) проговорился, что в гараже на даче у него стоит «Бентли», а на работу приходится ездить на «Приоре», чтобы не светиться... Ну какие тут могут быть комментарии?!

СОКРАТЯТ КАЖДОГО ЧЕТВЕРТОГО

Поражает одно: в кризисе завод уже год, а никакой антикризисной программы как не было, так и нет. Что же сделало руководство ВАЗа, чтобы спасти завод?

Выпросили 25 млрд. бюджетных рублей. Это раз. Правительство даже ввело заградительные пошлины на ввоз любимых на Дальнем Востоке подержанных «японок». Даже автокредиты субсидировали, лишь бы народ «Лады» продолжал покупать. А все без толку. И это ради того, чтобы спасти один-единственный завод, вся антикризисная программа которого заключается лишь в двух словах: «Дайте денег!»

Первые 25 млрд. рублей, выделенных весной, ушли на латание дыр (см. график вверху). А света в конце тоннеля как не было, так и нет.

Единственное, что придумал завод, - это сэкономить на собственных работниках. В начале 2010 года работы лишатся 27 тысяч из 102 тысяч заводчан. За это нынешнего директора Игоря Комарова уже прозвали Игорем Кровавым.

Профсоюзы недоумевают: с чего вдруг сокращения, когда первые

25 млрд. руб. госпомощи выделялись именно для того, чтобы никого не увольняли?!

- В октябре будем митинговать, - обещает глава альтернативного профсоюза «Единство» Петр Золотарев.

Митинг назначен на 17 октября. В руководстве уверены, что волнений не будет.

- Две трети - это пенсионеры и люди предпенсионного возраста, - пояснили в отделе кадров. - Остальных мы устроим на временные работы.

Пенсионеров решили взять хитростью: все, кто не уволится до конца года, вазовское пособие (а это в среднем от 100 до 200 тысяч рублей) не получат. В отдел кадров мгновенно выстроилась очередь из желающих уйти по собственному. Пенсионеров, конечно, деньгами не обидят, но откуда завод возьмет эти деньги? Ответ ясен - из федерального бюджета. То есть из нашего с вами, дорогие россияне, кармана.

Облегченному графику летом этого года многие рабочие даже обрадовались. Весь август можно было потягивать пивко на берегу Волги, получая за это 2/3 от среднего заработка. С началом осени все изменилось: кафе, рестораны, кинотеатры и торговые центры опустели.

- Мы теперь по 5 - 6 тысяч в месяц будем получать, - жалуется мне Алексей, рабочий с конвейера. Они с другом понуро гуляют по одному из тольяттинских парков. - Работаем 2 дня на одной неделе и три на другой. Все остальное время отдыхаем. Ходим и пропиваем оставшиеся деньги...

У большинства вазовцев коммунальные платежи автоматически вычитаются из оклада. А это значит, что за сентябрь многие из них рискуют вообще ничего не получить... Взамен их обещают устроить на временные работы.

- Такой спасательный круг или, точнее, косточку без мяса бросили людям, - говорит Анна Перова, штамповщица 4-го разряда. - Женщины бегут хоть уборщицей куда-нибудь устроиться, мужики - в дворники.

Но и здесь не все гладко. Константин, работающий на ВАЗе почти 20 лет инженером, получил подработку.

- По мне лучше расчищать улицы от мусора, чем сидеть сложа руки, - говорит Константин. - Вся семья работает на заводе и получает копейки, а у меня еще ипотечный кредит висит. Как жить - не знаю!

Деваться вазовцам некуда. Другой работы в городе нет. В соседних регионах своих безработных хватает. И самое главное - вазовцы искренне не понимают, почему их машины не любят.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

В Тольятти у меня возникло стойкое ощущение, что никто (ни руководители завода, ни местные власти) не хочет каких-либо кардинальных изменений. Их все устраивает. Они привыкли использовать завод в качестве инструмента по выбиванию госпомощи из федерального бюджета. О модернизации думали лишь в последнюю очередь - мол, правительство все равно не даст загнуться заводу, выделит еще деньжат, а если нет, так весь Тольятти на баррикады поднимется, и тогда держись!

- Никто никаким развитием здесь заниматься не собирается, - говорит Тимур Хубаев. - Они лишь делают вид, что знают, что делать. Антикризисного плана до сих пор нет.

Но нельзя же вечно АвтоВАЗу доить деньги из бюджета?! Что-то же надо делать?

- Мне непонятно, почему в США пошли на банкротство General Motors, а наше правительство тратит миллиарды на поддержку завода, который производит плохие машины? - недоумевает Михаил Молодов, эксперт по автопрому ИК «Максвелл-Капитал». - В нормальной экономике компания не должна быть иждивенцем, а должна приносить прибыль.

С ним согласен и ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев. По его мнению, части предприятия нужно распродать другим собственникам, которые будут эффективнее вести бизнес.

Государство на банкротство завода идти не хочет. И предлагает другой вариант. Все собственники ВАЗа (а среди них еще и «Тройка Диалог», и французский концерн «Рено-Ниссан», купивший долю на заводе еще полтора года назад) должны скинуться на помощь АвтоВАЗу. Кстати, от французов в Тольятти ждали революции: мол, сейчас хлынут на ВАЗ западные технологии и все заработает по-новому. Но этого не случилось. Хотя вчера правительству все-таки удалось уломать представителей «Рено-Ниссана» (было обещано, что возможен пересмотр доли акций, принадлежащей иностранцам) вкладываться в завод, заниматься его модернизацией (подробнее об этом в заметке под рубрикой «А в это время»).

Тем более что у иностранцев есть идеи, что делать с заводом. Юг Демаршалье, вице-президент АвтоВАЗа от «Рено», убеждал меня, что в Тольятти нужно делать бюджетные машины, а не гнаться за качеством. Такие машины популярны во всем мире, особенно в условиях кризиса. В Индии корпорация Tata выпустила модель Nano, которая стоит от 2 тысяч долларов. Да и в Европе продажи недорогих автомобилей бьют все рекорды. Но чтобы АвтоВАЗу сделать то же самое, нужно кардинально снизить все издержки (включая заоблачные зарплаты топ-менеджеров).

- Спасти производство нужно даже с точки зрения банального патриотизма. Но деньги нужно выделять не для латания дыр в бюджете компании, а на развитие, - считает Максим Егоров, редактор отдела испытаний журнала «Пятое колесо». - Выпуск бюджетных автомобилей мог бы спасти ситуацию. Ведь 200 тысяч рублей - это та сумма, которую большинство людей могут потратить на машину.

Но для этого нужны не финансисты, а производственники, уверены в Тольятти.

- Автозаводы в России умирают один за другим, - говорит Тимур Хубаев. - Почему погиб АЗЛК, а АвтоВАЗ в 1998 году выжил? Потому что тогда там работала монолитная команда, а сейчас ее нет.

Дошло до того, что некоторые члены правительства уже предлагают построить на тольяттинской площадке завод по производству велосипедов. «Тойота» начинала с этого, а позже превратилась в автоконцерн с мировым именем. ВАЗу предлагают этим закончить.

Благодарим за помощь корреспондента «КП» - Самара» Юлию ВАСЕНЬКИНУ.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Вадим КИРПИЧНИКОВ, первый вице-мэр Тольятти: «Если наши машины плохие, зачем вы их покупаете?!»

- Тонущий АвтоВАЗ утянет за собой на дно и весь город?

- Сами посудите. Наш бюджет на 40% состоит из денег, поступающих с завода. Уменьшение деловой активности ВАЗа ведет к снижению общего уровня жизни в городе. Из-за кризиса нам уже пришлось снизить расходы на 17%.

- А куда пойдут сокращенные с завода? В городе есть столько работы?

- Мы организовали около 33 тысяч временных рабочих мест: люди занимаются благоустройством города, уборкой территорий.

- Как, на ваш взгляд, решить проблему АвтоВАЗа?

- Должен быть четкий, без популизма план. Мы вдоволь наслушались всяческих антикризисных программ и сказок про 15 новых моделей. Тольятти без АвтоВАЗа прожить не сможет. Это факт.

- А реально ли повысить качество тольяттинских машин?

- В этом году я за свои деньги купил «Приору» - и это моя личная оценка качества автомобиля. Ее могут дать только покупатели и только своим рублем. Можно сколько угодно спорить: «Жигули» - это жестяная банка, хуже она китайских машин или нет. Единственный реальный показатель - это объем продаж. Когда я нахожусь в другом регионе, то первый вопрос, который мне всегда задают, узнав, что я из Тольятти: «Ну что ж вы такие плохие автомобили делаете?» Я отвечаю: «А зачем вы их покупаете?» Вы же их за свои кровные деньги берете, в кредиты ради них влезаете. Значит, все не так плохо?! Ведь покупка машины для каждого человека - это осознанный процесс. Тем более сейчас, когда всюду иномарки. И покупатели просто так копейку не потратят.

АНЕКДОТ В ТЕМУ

АвтоВАЗ - как Ленин в Мавзолее: деньги на поддержание тратятся немалые, а надежды, что встанет и пойдет, никакой.

А В ЭТО ВРЕМЯ

«Рено» отправит на завод своих спецов

После долгого общения с Владимиром Путиным и вице-премьером Игорем Шуваловым иностранные акционеры АвтоВАЗа все-таки решились поучаствовать в судьбе завода.

- «Рено» подтвердила, что поделится с АвтоВАЗом опытом, пришлет свой персонал, - заявил вчера вице-премьер Игорь Шувалов после совещания, посвященного развитию автопрома. - Иностранные акционеры будут инвестировать в развитие предприятия, правда, объемы вложений пока не определены, но в том числе они предоставят АвтоВАЗу самые высокие технологии.

Сколько же придется правительству выделить денег на спасение АвтоВАЗа, по-прежнему неизвестно. По словам главы Сбербанка Германа Грефа (он тоже участвовал в совещании), приблизительную цифру можно будет определить только после того, как у руководства компании появится хоть какой-то план выхода из кризиса.

Естественно, журналисты поинтересовались, а сколько еще будет уволено с завода.

- Любые сокращения, о которых сейчас говорят, - это только разговоры, спекуляция, - заявил Шувалов. - Сколько бы ни сократили, все сотрудники получат временную работу на год или два, чтобы после выхода завода из кризиса они смогли вернуться.

Нигина БЕРОЕВА

Ждем ваших откликов на сайте

Расследование "КП": закрыть АвтоВАЗ или до бесконечности помогать ему выжить
«Комсомолка» попыталась разобраться в ситуации вокруг автомобильного концерна.