Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Общество29 октября 2009 22:00

За что арестовывают корабли с российскими моряками?

Более сотни наших граждан не могут вернуться домой из-за финансовых проблем судовладельцев [черный список профсоюза моряков]

ЭФФЕКТ ПИКАЛЕВА

Осень прошлого года ознаменовалась небывалой активностью сомалийских пиратов в Аденском заливе. Едва ли не каждый день мировые СМИ сообщали о захватах танкеров или балкеров. Чернокожие флибустьеры не сходили и со страниц российских газет, когда в заложники был взят российско-украинский экипаж судна «Фаина».

Нынешней осенью наравне с невеселыми сводками из Индийского океана все чаще замелькали сообщения о новых заложниках - экономических. Суда с российскими экипажами арестовываются по всему миру, а отчаявшиеся брошенные моряки пишут письма президенту.

В августе этого года экипажи сразу двух кораблей Арктического морского пароходства, «Василий Ян» и «Профессор Воскресенский», застрявшие в порту Шанхая, обратились даже не с просьбой, а с мольбой к Дмитрию Медведеву. На судах, прибывших в Китай на ремонт еще в сентябре 2008 года, начались проблемы с поставками топлива и продуктов. С апреля 2009 года экипажу не давали зарплату. А владелец не мог рассчитаться с китайским портом. Впрочем, после вмешательства Президента России вопрос волшебным образом был решен за несколько дней.

Телефонный звонок Владимира Путина позволил вернуться домой из китайского Бейхая 14 российским морякам с теплохода «Игорь Белянский». Их судно также было арестовано за долги перед портом. Не хотел владелец выплачивать и зарплату, однако после звонка премьер-министра часть задолженности была погашена. Такой вот морской «эффект Пикалева».

К высшим российским властям теперь собираются обратиться и 11 дальневосточников с судна Piruit, стоящего в Панаме. Корабль арестован, запасы топлива и воды на исходе, долги по зарплате - более $100 тысяч...

«УДОБНЫЕ» ФЛАГИ МОРСКИХ «ДЕРЖАВ»

А на днях в редакцию пришло письмо от экипажа теплохода Atlantic Star, адресованное Президенту России. Судно сейчас задержано в испанском порту Лас-Пальмас. Зарплаты люди не видели уже восемь месяцев, а российская управляющая компания West Coast Lines и не думает заниматься проблемами брошенных моряков.

- Эта компания давным-давно в черном списке Международной федерации транспортных рабочих (ITF), - рассказал «КП» председатель Балтийского профсоюза моряков Александр Бодня. - Их же пароход «Любава» в Болгарии сейчас застрял - задолженность за шесть месяцев. Судно Baltic Star этой же компании фактически «сбежало» с Мальты, и где оно сейчас - неизвестно. Вы думаете, это единичные случаи? Отнюдь.

На сайте Российского профсоюза моряков опубликован свой черный список судов и судовладельцев. 28 пунктов, более 30 кораблей и свыше 100 российских моряков, оказавшихся заложниками экономических проблем своих владельцев. Суда арестованы в Южной Корее, Арабских Эмиратах, Франции, Эстонии... Примечательно, что практически все эти корабли ходят под иностранными, так называемыми «удобными» флагами.

- Судовладельцу не надо платить налоги в своей стране, - пояснил «КП» координатор ITF в России Сергей Фишов. - Под российским флагом у него возникают проблемы и с таможенным оформлением покупки судна, запчастей. Кроме зарплаты, ты должен отчислять деньги во все социальные фонды. А тут я просто регистрирую судно на Кипре, плачу за регистрацию и флаг, допустим, три тысячи долларов в год - и все. Никаких других «обременительных» обязательств. Я плачу только экипажу. А уж моряки обязаны заплатить какие-то налоги в России, это их проблемы. Попросту это уход от налогового законодательства собственной страны. Ну и если ты ходишь под национальным флагом, должен платить соответствующую этим странам зарплату. В развитых странах национальные требования к зарплате существенно выше, чем в той же Камбодже. Да что Камбоджа, под монгольскими флагами даже ходят. Вот ведь великая морская держава. А фактически в подавляющем большинстве случаев владелец судна - российский. Во всем мире ходят суда под «удобными» флагами, но они не собираются завтра покидать рынок. У некоторых же наших компаний задача - выжать по максимуму, а дальше - пусть трава не растет.

«НЕ НАДО ЖДАТЬ, ПОКА ГРОМ ГРЯНЕТ»

- Почему же люди идут в эти фирмы? - спросил корреспондент «КП» Сергея Фишова.

- Мы всегда говорим: во-первых, обращайтесь в профсоюз. Он обладает полной информацией по компаниям. Но люди идут за помощью только после того, как гром грянул. Если мы видим, что компания ненадежная, говорим: «Не ходите туда». Если вы, конечно, не хотите прочувствовать все прелести морских испытаний с голодовкой где-нибудь в Африке. Есть и еще один нюанс. Квалификация у людей снижается. Профессионалы со знанием языка, занимающие командные должности, - нарасхват в мире. А если ты не знаешь английского или свои документы купил - куда ты пойдешь?

Кстати, даже когда гром грянул, многие продолжают верить судовладельцам. Вот стоит сейчас в Болгарии «Южная жемчужина». 9 месяцев там не платят зарплату. Я сам моряк, не представляю, как это - у тебя же семья на берегу. Подняли мы этот вопрос, начали искать, кто поможет. Их «ЛУКОЙЛ» на две недели снабдил топливом, водой и продовольствием. И капитан сразу спрашивает: «А может, не надо обращаться в суд?» А что через две недели-то изменится? Или в Панаме судно Piruit. У нас уже по нему работает адвокат, готовится арест. Мы решаем вопрос о репатриации нашего экипажа. А они не хотят, денег ждут. А кто снабжать-то их будет?

- Мы задаем немецким, французским коллегам вопрос: «Почему у вас таких проблем нет?» - говорит Александр Бодня. - Мы, отвечают, в капитализме долго живем и знаем - раз зарплату месяц не платят, надо паковать чемоданы и уходить. Они не будут полгода сидеть и ждать. Так и нашим надо. Вот Выборгская теплоходная компания. Арестовали три ее судна по искам в Англии, Франции и Эстонии. Экипажи уехали и спокойно дома ждут, когда пароходы продадут и они получат деньги.

- Но при этом многим просто не на что уехать... - попытался возразить корреспондент «КП».

- Вот взять филиппинцев, - ответил Сергей Фишов. - В соответствии с их законодательством в случае проблем моряков обязаны репатриировать за счет государства. И они без разговоров это делают. В уставе консульской службы наших дипломатов тоже прописано такое положение. Но, к сожалению, не предусмотрена такая статья в бюджете. Вот и пишут они письма властям. Кстати, не стоит снимать ответственность и с контролирующих органов России. Согласно конвенции о трудоустройстве все крюинговые агентства, набирающие экипажи для судовладельцев, должны направлять моряков на корабли, которые имеют коллективный договор с профсоюзом. То есть в случае чего они будут юридически и социально защищены. Все «конфликтные» корабли никаких договоров с профсоюзами не имеют. Только в сентябре этого года было определено, что Федеральная миграционная служба будет контролировать эту сферу. И в случае чего лишать такие компании, как West Coast Lines, лицензии.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Зарплата через аукцион

По Брюссельской конвенции любое судно может быть арестовано за неоплату операций по спасению, долги по ремонту, снабжению... Отдельным пунктом прописана «невыплата зарплаты капитану и экипажу». Судовладелец может представить финансовые гарантии, в этом случае судно отпустят, а вопрос задолженностей будет решаться в суде. Иначе начинается принудительный процесс продажи судна на аукционе. Из вырученных средств сначала оплачиваются операции по спасению судна, потом - страховки за травмы и увечья экипажа. Следом - содержание судна в порту. После этого деньги получают моряки.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Arctic Sea передали Мальте

Об этом сообщил вчера официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре Владимир Маркин. Силы безопасности островного государства обследовали сухогруз, и в ближайшее время он войдет в порт Ла-Валетта.

Между тем из Архангельска на Мальту вылетел сменный экипаж Arctic Sea. Они сменят четырех российских моряков, все это время остававшихся на сухогрузе. Возможно, они тоже будут допрошены по делу о захвате судна.

Внимание: проблемные суда!

Уважаемые коллеги, реальность сегодняшнего дня такова, что несколько десятков судов и вместе ними более сотни наших соотечественников оказались брошенными в портах по всему миру.

Только внимательное и серьезное отношение к заключению трудовых контрактов, уверенность в наличии на судне коллективного договора, одобренного ITF, и информированность о положении дел в отрасли позволит вам избежать подобных ситуаций.

Российский профсоюз моряков предупреждает: прежде чем устраиваться на работу, выясните, какая репутация у вашего потенциального работодателя. Чтобы вы не попали в беду, мы предлагаем вашему вниманию список судов, где на сегодняшний день имеются проблемы с выплатами зарплаты.

Дальневосточный регион:

1) «Piruit», флаг Панамы, владелец «ANABATIK LTD.» (Британские Виргинские острова), менеджер «NATIE SHIPPING CO LTD.» (Россия, Владивосток). Экипаж 11 человек, жители Приморского края. Судно с апреля стоит в Кристобале, Панама. Задолженность по зарплате $111,500. На исходе питьевая вода, продукты и топливо;

2) «Southern Pearl», флаг Панамы, владелец «ANABATIK LTD.» (Британские Виргинские острова), менеджер «NATIE SHIPPING CO LTD.» (Россия, Владивосток). Экипаж 12 россиян. Судно с марта стоит в Бургасе, Болгария. Задолженность по зарплате за 10 месяцев $150 тысяч. Запасы продуктов и медикаментов истощены, отключены средства связи;

3) «Magdalena», флаг Антигуа и Барбуда, владелец «BJR SHIPPING GmbH&Co KG» (Германия), менеджер «REEDEREI HESSE GmbH&Co KG» (Германия). Экипаж 16 человек: 9 россиян (Владивосток, Мурманск), 4 филиппинцев, 2 украинцев и один эстонец. Судно арестовано по морскому требованию вблизи порта Джебель Али, ОАЭ. Задолженность по зарплате за пять месяцев составляет $300 тысяч;

4) «Madero», флаг Сент-Винсент и Гренадины, владелец «MADERO SHIPPING LTD.» (Кипр), менеджер «VANINO MANAGERS CO LTD» (Россия, Ванино). Экипаж 16 человек, жители Хабаровского края. Судно с августа стоит в Масане, Южная Корея. Задолженность по зарплате за 3 месяца $50 тысяч;

5) «Lift-1», флаг Сент-Киттс и Невис, владелец «L&K HOLDINGS CO LTD» (Республика Вануату), менеджер «LSA-MARINE CO LTD» (Россия, Владивосток), круинг «Elena Shipping» (Россия, Владивосток). Судно с мая стоит в Пусане, Южная Корея. На борту 5 моряков, жителей Владивостока. Задолженность по зарплате $150 тысяч;

6) «Igor Belyanski», флаг Камбоджи, бывший владелец «NOVA SHIPPING CO LTD.» (Россия, Ванино). Судно стоит в порту Бейхай (КНР). Теплоход продан новому владельцу из Северной Кореи вместе с экипажем. На борту находилось 14 россиян, жителей Хабаровского края, и 5 корейцев, набранных новым судовладельцем. Задолженность по зарплате $100 тысяч. После вмешательства премьер-министра Путина моряков репатриировали;

7) практически все суда Арктического морского пароходства.

Европа:

8) «Метелица», флаг России, владелец «PANROSS» (Россия, Мурманск), менеджер «AZCHERRYBA LTD.» (Россия, Новороссийск). На борту 2 моряков. Судно стоит в Санкт-Петербурге с февраля. Зарплата не выплачивается с января;

9) «Defender», флаг Камбоджи, владелец «FORESTRY SHIPPING» (Латвия). Судно стоит в Корке, Ирландия, с марта. Экипаж – 2 россиян и 7 украинцев. Зарплата не выплачивается уже год. Задолженность $200 тысяч;

10) «Ямбург», флаг Грузии, владелец «LARSON SHIPPING LTD.» (Британские Виргинские острова), менеджер «PETROFLOT CO LTD.» (Россия, Санкт-Петербург). Экипаж 7 россиян. Задолженность по зарплате $50 тысяч. Судно с марта арестовано в порту Калининград;

11) «Piligrim 2», флаг Камбоджи, владелец «HALARIS SHIPPING CO LTD.» (Сент-Винсент и Гренадины), менеджер «LTL SHIPPING CO LTD.» (Россия, Санкт-Петербург). Судно три месяца стоит в порту Санкт-Петербург, на борту нет ни одного члена экипажа. Предыдущая команда покинула борт, так и не получив зарплату за три месяца;

12) практически все суда компании «Eastwind».

Южный регион:

13) «Thelema T», флаг Панама, владелец «THELEMA SHIPPING CORP.» (Маршалловы острова), менеджер «NORTECH SHIPPING LTD.» (Греция). Экипаж 20 человек, 1 россиянин, украинцы и филиппинцы. Судно стоит на рейде Новороссийска. Задолженность по зарплате $160 тысяч;

14) «Адмирал Чистяков», флаг России/Сент-Винсент и Гренадины, владелец «СахалинМорТранс» (Кипр/Москва). Моряки уже списались, судовладелец не погасил половину задолженности по зарплате;

15) «Нефтерудовоз 42М», флаг России, владелец «Волготанкер» (Москва/Самара), фрахтователь на момент рейса «ТерПус» (Россия, Волгореченск). Моряки были вынуждены списаться, работодатель не оплатил работу за полгода;

16) «Anni», флаг Сьерра-Леоне, владелец «RINGSITE NAVIGATION LTD.» (Маршалловы острова), менеджер «INFO SHIPPING CO SA.» (Россия, Геленджик), круинг «INFOMIR» (Россия, Геленджик). Судно арестовано в порту Геленджик. Экипаж покинул судно. Задолженность по зарплате $32 тысячи;

17) «Sea Star», флаг Сьерра-Леоне, владелец «PYTHON SHIPPING LTD.» (Маршалловы острова), менеджер «INFO SHIPPING CO SA.» (Россия, Геленджик), круинг «INFOMIR» (Россия, Геленджик). Судно арестовано в порту Геленджик, Россия. Экипаж покинул судно. Задолженность по зарплате морякам $40 тысяч;

18) «Гелиос», флаг России, владелец «ALF-MARINE LTD.» (Россия, Санкт-Петербург), менеджер «INFORMA LTD.» (Россия, Санкт-Петербург). Экипаж 13 человек, все россияне. Судно стоит на якоре в прибрежной зоне Керчи. Задолженность по зарплате с февраля 3,5 миллиона рублей;

19) «Трапезус», владелец «INTER-DOLFIN» (Турция), менеджер «TRAZIMUS INTERTAMENT» (Россия, Ростов-на-Дону). Судно стоит в Стамбуле, Турция. Моряки были вынуждены вернуться домой за собственные деньги. Задолженность по зарплате за полгода до сих пор не погашена;

20) «Trust Dubai», флаг Сингапура, владелец «POLESTAR SHIPPING PTE LTD.» (Сингапур), менеджер «DORIKO LTD.» (Южная Корея). Судно выставлено на продажу в Дурбане, ЮАР. Задолженность не погашена.

«West Coasts Lines»:

21) «Lubava», флаг Белиз, владелец «WCL LTD.» (Белиз), менеджер «WEST COASTS LINES» (Россия, Санкт-Петербург). Экипаж 4 россиян. Судно стоит в Варне, Болгария. Задолженность по зарплате за 6 месяцев;

22) «Atlantic Star», флаг Белиз, владелец «LANTROVISION LTD.» (Багамы), менеджер «WEST COASTS LINES» (Россия, Санкт-Петербург). Судно арестовано в Лас-Пальмасе, Испания. Экипаж 16 человек, 9 россиян (Санкт-Петербург, Владивосток), 9 украинцев (Одесса, Крым). Задолженность по зарплате за 5 месяцев;

23) «Baltic Star», флаг Белиз, владелец «MONACO SHIPPING GROUP» (Белиз), менеджер «WEST COASTS LINES» (Россия, Санкт-Петербург). Судно фактически "сбежало" с Валлеты, Мальта, и сейчас находится в Африканском регионе. Судьба моряков неизвестна. Зарплата не выплачивалась более полугода.

«Выборгская судоходная компания»:

24) «OMG Tosno», флаг Маршалловых островов, владелец «OMG TOSNO SHIPPING CO LTD.» (Маршалловы острова), менеджер «VYBORG SHIPPING LTD.» (Россия, Санкт-Петербург). Судно арестовано в Эстонии. Долги по зарплате морякам около $100 тысяч;

25) «OMG Gatchina», флаг Маршалловых островов, владелец «OMG GATCHINA CO LTD.» (Маршалловы острова), менеджер «VYBORG SHIPPING LTD.» (Россия, Санкт-Петербург). Судно арестовано во Франции. Задолженность по зарплате превышает 100 тысяч евро.

«Baff Vyborg»:

26) «Fair One», флаг Доминики, владелец «BERINGER SHIPPING LINES» (Панама), менеджер «BAFF VYBORG» (Россия, Выборг), круинг «NT SHIPPING COMPANY LTD.» (Россия, Санкт-Петербург). На борту двое моряков, россиянин и украинец. Судно арестовано в Польше. Морякам не платили 4 месяца;

27) «Fair Deal», флаг Сингапура, владелец «SEARIGHTS MARITIME SERVICES» (Сингапур), менеджер «BAFF VYBORG» (Россия, Выборг), круинг «NT SHIPPING COMPANY LTD.» (Россия, Санкт-Петербург). Пятеро россиян были репатриированы домой за счет ITF, долг по зарплате до сих пор не погашен. Судно арестовано в Португалии;

28) «Elvita-1», флаг Панамы, владелец «TAURUS MARITIME» (Мальта), менеджер «BAFF VYBORG» (Россия, Выборг), круинг «NT SHIPPING COMPANY LTD.» (Россия, Санкт-Петербург). Моряки вернулись домой за счет ITF, долг по зарплате до сих пор не погашен. На судно наложен арест в Греции.

Взято с сайта http://www.sur.ru/news/?rubric=1&item=767