Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Общество17 ноября 2009 15:46

Arctic Sea раскрывает секреты: "Бесследно судно никогда не пропадало"

Владелец сухогруза дал [эксклюзивное интервью «КП»]

О наиболее интересных моментах эпопеи с лесовозом нам согласился рассказать владелец (он же — директор компании, управляющей судном) Виктор Матвеев.

- После того, как капитану удалось отправить SMS о том, что экипаж заперт в каютах, а позже объяснить по телефону, что сухогруз был осмотрен людьми в масках, представившимися сотрудниками наркополиции, и «отпущен с миром», вы поверили в то, что Arctic Sea свободен и продолжает путь в порт Беджайя?

- Разумеется, я же не знал, что капитан рассказывал это под дулом автомата. Я лишь продолжал настаивать, чтобы власти расследовали возмутительный случай, произошедший в шведских водах и выяснили, кто же посетил судно. Только спустя 9 дней поступили сведения о бандитах — от них самих. Странный звонок со спутникового телефона раздался в 16 часов 2 августа, когда Arctic Sea уже вышел из Северного моря.

Едва услыхав «механический» голос, измененный с помощью специальной программы, я понял, что со мной на связь вышел некий криминал. Это было воскресенье, я находился в Финляндии, у себя дома. На английском языке мне сообщили, что со мной говорят представители мощной боевой организации. Я прервал беседу: «С незнакомыми людьми не разговариваю!» После этого мне звонили несколько раз. В конце концов через час бандиты вышли на моего заместителя Владимира Воронова и заявили, что убьют двух моряков, если я не возьму трубку. Так начались мои многодневные переговоры с захватчиками.

Пираты назвались представителями серьезной международной организации, целью которой является «продемонстрировать всему миру свою мощь», и предупредили, что если я проинформирую прессу или полицию, моя жена и мои дети будут убиты. Было заявлено, что сам я буквально нахожусь под прицелом. Это была первая демонстрация силы, без выдвижения требований. Мне только не позволялось отключать мобильник. В следующем разговоре речь уже пошла о полуторе миллионов евро. Мне предлагалось вместе со страховой компанией обсудить ситуацию и потребовать выплатить эту сумму, иначе финансовые потери для страховщиков будут куда больше, ведь судно ликвидируют (затопят) а меня и моих родных застрелить.

Во время разговоров бандиты постоянно удивляли меня своими знаниями обо мне и моей семье. Кстати, у меня постоянно было ощущение, что говоривший стоит за углом моего дома. У пиратов, по всей видимости, были сообщники и координаторы на берегу. Полагаю что все сообщения в СМИ тщательно анализировались преступниками. К счастью, мне удалось сразу отправить детей за границу. А жена постоянно была со мной, я и переговоры с бандитами вел в ее присутствии. Кстати, пираты заявили, что они не имеют никакого отношения к эпизоду в шведских территориальных водах, что они появились на судне позже. Я ничего не мог комментировать, выдвигать свои предположения. «КП» тогда сделала правильный вывод, что эти события связаны.

Кстати, могу сейчас сказать, что некоторые СМИ чудовищно вредили и самому делу спасения, и имиджу нашей компании. Порой все буквально висело на волоске: затопить судно могли в любой момент. Бандиты сообщили, что на судне их 25 человек, вернее, «вооруженных солдат» — так они себя называли — которых в свое время правительства их стран посылали в «горячие точки». Теперь же якобы их задача — сбор денег в помощь пострадавшим в вооруженных конфликтах.

- Им нужны были лишь деньги, или они могли бы впоследствии использовать и судно?

- Не думаю, что Arctic Sea представлял какой-то интерес. С ним невозможно было что-то сделать. Опознали бы в первом же порту. Пройдя Английские проливы, эти ублюдки перекрасили название, но явно не с целью перепродать судно, а просто в качестве примитивной маскировки.

- Как пираты очутились на судне?

- Забрались в районе палубного груза — там борта низкие. Для меня лично это сложности бы не представляло, правда, я занимался спортом, у меня черные пояса по дзюдо, Хапкидо и Хайдонг Гумдо. Но и те ребята, очевидно, со спортом дружили.

- Как осуществлялось управление судном?

- Насколько мне известно весь экипаж был заперт в каютах. На вахту людей водили под конвоем и, что примечательно, не снимая масок и перчаток. В машинном отделении преступники заварили выход через трубу (так называемая «фальш-труба» - металлический кожух, внутри которого расположены выхлопные трубы и некоторые другие технические элементы. Внутри этой трубы расположены лазы, через которые можно пробраться в другие помещения). Механиков приводили в машинное отделение и оставляли там одних, задраивая двери снаружи. День за днем, с 24 июля по 17 августа они выполняли свои обычные обязанности.

- Были ли у вас сомнения относительно наличия запрещенного груза, скажем, оружия?

- Я знал, что там ничего нет по одной причине: при перевозке «пилолеса» все балластные танки заполнены, иначе судно бы просто перевернулось. А больше спрятать контрабанду негде. Кстати, даже будь что-то в трюмах, вытащить это можно лишь сняв пиломатериалы. А они лежали себе в целости и сохранности, запакетированные.

- Как шли переговоры?

- Главной задачей было вести их таким образом, чтобы никто из членов экипажа не пострадал. И эту угрозу удалось отвести. Конкретно я не имею права рассказывать — до суда. Могу подтвердить, что бесследно судно никогда не пропадало — дублирующие AIS системы позволяли следить за его перемещениями. Но преступники не знали об этом.

- Почему они выбрали именно вашу компанию?

- Могу предположить - это было удобно. В России они разузнали все о семьях членов экипажа. А из тех, у кого служат российские экипажи, я — один из немногих руководителей, являющихся одновременно и владельцем, и управляющим. Я руковожу своим флотом, то есть, с одной стороны, в наибольшей степени заинтересован в сохранении судна и отвечаю за жизнь людей, а сдругой - обладаю реальной властью, могу распоряжаться финансами, связываться со страховой компанией, общаться с экипажем. Не нужно вести переговоры с массой людей, тут «все в одном». А вот откуда они все знали про компанию, про меня про конкретный рейс — не знаю. Я не знаком ни с одним из бандитов.

- Кто в результате заплатил «за все»?

- Solchart взял все расходы на себя. Если бы я не согласился оплатить бункеровку и воду за весь период, судно просто до сих пор находилось бы в море. Мы решили пойти на это — и в общей сложности компания потеряла более 1 млн евро. При этом страховая фирма «Ренессанс» до сих пор отказывается оплатить что-либо. Нам объяснили, что в договоре нет такого пункта - «Нападение пиратов в европейских водах». Возмещение мы можем получить лишь от компании «Ингосстрах», оно касается только расходов по оказанию медпомощи, включая зубопротезирование (бандиты выбили зубы самому молодому члену экипажа).

- А зарплата морякам?

- За период с 17 августа, когда судно перешло под юрисдикцию России и при этом четверо моряков были оставлены на сухогрузе, жалованье должно выплатить государство, взявшее на себя управление Arctic Sea и остатком его команды. Именно так считает профсоюз моряков. Все остальное вынуждены платить мы.

- В прошлый четверг лесовоз отправился, наконец, с Мальты в порт Беджайя. В каком состоянии оказался груз?

- Это парадокс, конечно, но груз в хорошем состоянии. После передачи его заказчику лесовоз отправится выполнять контрактные обязательства на Дальний Восток. Я знаю, что в Шанхае его уже ждут журналисты.

У берегов Мальты, во время передачи Arctic Sea, командир «Ладного» вручил Виктору Матвееву Почетный знак военно-морского флота России — за действия по поиску и спасению экипажа судна.