Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Звезды3 декабря 2009 7:20

Илья Стогоff: «Смысл жизни вовсе не в том, чтобы превратиться в насос по перекачке денег»

Международный медиа-клуб «Импрессум» провел в Таллине публичную встречу, на которой молодой, но уже обретший культовую известность писатель Илья Стогов из Санкт-Петербурга общался с почитателями своего писательского дара [видео+фото]

Илья Стогов известен как человек, поднявшийся с питерского «дна», писатель, стремящийся эпатировать публику. Но, представ перед заполненным людьми конференц-залом одного из шикарных отелей Таллина, он, похоже, вначале слегка растерялся и начал кокетничать.

Первым делом Стогов пожаловался на то, что в Петербурге его не любят и никуда не приглашают: «Я одинокий человек, сижу дома и никого не вижу». В настоящее время Илья безработный, поскольку ведет колонку в «бесплатной газете, которая раздается в метро, и которая гонорары не платит». После этого фраза «я давно смирился с тем, что мое место в андерграунде» прозвучала очень естественно: ведь метрополитен – это тот же подвал, только большой. А андерграунд всегда ассоциируется именно с подвальными помещениями.

Но первое впечатление оказалось обманчивым. Стогов не кокетничал, он на самом деле, как это ни странно, почему-то волновался. Его волнение выдавали пятна пота, проступившие на футболке.

О писателях

Гость из северной российской столицы поведал о своем творчестве, сказав, что считает себя не «культовым», а «молодежным» писателем. Хотя предпочитает представляться журналистом, потому что «в идеале журналист пишет правду» и «без журналистики нет поля для обсуждения». А «у писателя обычно нет мыслей», а ведь «человек отличается от животного тем, что умеет мыслить». Стогов убежден, что хороший журналист никогда не пойдет в «писатель писателевичи».

Тем не менее сам Илья Стогов уже в 20 лет хотел стать писателем. Эту мечту он осуществил в 27, когда за девять дней написал свой первый роман, который два года не мог пристроить в издательство. Может быть, потому, что в России каждые три дня появляется гениальная книжная новинка, причем, по оценке Стогова, «все «толстые» и «достоевские». Свой ставшим знаменитым «Мачо» Илья тоже долго «продавливал» через издательство, в котором он «отрабатывал» пресс-секретарем.

Вероятно, для полноты картины Илья Стогов добавил, что «если в литературную жизнь России бросить гранату, то эта жизнь станет лучше». По его собственному признанию, он «одинок в этом мире» и не может читать «почти никого из монстров современной литературы». Вместе с тем Илья считает себя миролюбивым человеком, никому не желающим зла: «Надо начать перестройку с себя, тогда писатели, чиновники и другие неприятные люди, наказанные самим фактом своего убожества, рассосутся и превратятся в дымку».

Почему же тогда Стогов сам прибился к когорте писателей и журналистов? Ответил Илья в присущем ему стиле, честно и простодушно: «Потому что я ничего не умею делать. Это был мой осмысленный выбор». А вообще все это ерунда, заявил он, поскольку скоро наступит «новый 13-й век, когда читать будет уметь только узкий круг людей, которым это нужно по роду занятий».

О болевых точках

Говоря о болевых точках нашего времени, а также о том, что больше всего сегодня волнует его современников, проживающих как в Эстонии, так и в России, Илья Стогов сказал, что человек должен искать истину внутри себя, а не во внешней мишуре нашего мира. Он с демонстративной брезгливостью реагировал на политические вопросы, подчеркнув, что «в Питере не принято хорошо разбираться в политике».

При этом Стогов выразил недоумение по поводу блистательной политической карьеры своего земляка Дмитрия Медведева: «Не понятно, как он только выбрался!» А в целом Илья подошел к этому вопросу по-философски: «Вождь должен быть один, потому что это очень привычная для России модель. И из этого вытекает все остальное. В России все существует в единственном экземпляре в радиусе двух автобусных остановок от Кремля. Эту систему создали не коммунисты, она существует со времен Ивана Грозного. В современной России я не чувствую тоталитарного пресса. Свобода слова не ужимается. Я всегда писал и говорил все, что хотел. Свобода слова вытекает из внутреннего чувства свободы. В России всегда один вид несвободы сменяет другой вид несвободы. И это изменить невозможно, но можно изменить самого себя».

Тем не менее Стогов назвал Путина молодцом за то, что тот недавно встречался с избранными российскими писателями. Самого Илью туда не пригласили. Ну и не надо, поскольку он «в тот день и так был занят». Тем не менее Илья Стогов не смог удержаться от язвительного комментария по адресу коллег: «Я знаю лично большинство тех писателей, которые были у Путина. По отдельности они нормальные, но когда собираются все вместе, то с ними происходит что-то странное».

О смысле жизни

Судя по всему, менять самого себя Илья Стогов начал в неком негосударственном вузе с духовным уклоном. Хотя путь к храму у него выдался тернистым: «В молодости поповские выдумки не были мне близки. Я не поддавался клерикальной пропаганде. Но в духовном университете, окончив богословское отделение, я понял, что к чему. Теперь я просто христианский парень, а не церковнослужитель, хожу в церковь по воскресеньям».

Отвечая на вопрос о смысле жизни, Илья Стогов честно признал, что «не понимает, как устроена эта жизнь». А смысл жизни «уж точно не в том, чтобы превратиться в насос по перекачке денег из одной кассы в другую». «Проблема не в том, чтобы больше зарабатывать денег, а в том, чтобы меньше их тратить. Я очень ценю право на лень, которое для меня важнее свободы слова», - добавил писатель.

После этого Илья Стогов неожиданно заговорил о любви, которой «всем не хватает»: «Все мы раненные в душу люди, которым нужна любовь, потому что человек создан для того, чтобы его любили. Я верю в такие штуки».

На протяжении всей встречи Илья Стогов то и дело вспоминал о своем питерском патриотизме: «Петербург – это своеобразная иерархия ценностей. Москвичи подвержены мимикрии мнений, а питерцы – никогда. Петербург – это заразная болезнь, люди, родившиеся там, по особенному скрюченные. В конце концов они все сползают в андерграунд».

В целом Илья Стогов держался довольно скромно, сказав, что у него нет особой миссии: «Я всего лишь выпустил несколько книжек. А то, что я говорю, интересует небольшое количество людей».

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Писатель и журналист Илья Стогов, имеющий псевдонимы Илья Стогoff, Виктор Банев, nobody01@inbox.ru, Георгий Оперской, родился 15 декабря 1970 года в Ленинграде.

После окончания школы поработал продавцом спортивных велосипедов, уличным обменщиком валюты, учителем в школе, уборщиком в кинотеатре, главным редактором эротического журнала, переводчиком, пресс-секретарем в казино и издательстве, охранником, редактором католической радиостанции, музыкальным обозревателем, барменом, телеведущим и издателем.

Окончил одно из частных духовных учебных заведений в Санкт-Петербурге, в котором получил богословское образование и степень магистра. Верующий, католик. В 1995 году представлял Россию на V Всемирном форуме католической молодежи, проходившем в филиппинской столице Маниле. В рамках этого мероприятия получил аудиенцию у тогдашнего Папы Римского Иоанна Павла II.

Первые романы Стогова вышли в 1997-1998 годах. Ему приписывается изобретение литературного жанра, именуемого мужской прозой. За роман «Мачо не плачут» в 2001 году был удостоен звания «Писатель года». Следующие книги также снискали популярность у читателя. Кроме художественных произведений, Илья Стогов выпустил несколько документальных романов и эссе. Суммарный тираж книг писателя, переведенных на пятнадцать европейских и азиатских языков, приближается к полутора миллионам экземпляров.

В 2004-2005 годах Илья Стогов работал художественным руководителем телепередачи «Неделя в Большом Городе» (телеканал «Петербург - 5 канал»), которая на Евразийском телефоруме-2005 была признана «Лучшим развлекательным проектом СНГ».

Женат, имеет двоих детей.