Колумнисты4 декабря 2009 8:24

"Яйца судьбы" или законодатели дурного вкуса

Сон разума снова рождает чудовищ, а может быть, и наоборот

Зритель, как и покупатель, у нас всегда прав. Режиссер может снять плохой фильм, актер ужасно в нем сыграть, прокатчик бездарно прокатать – только зритель, как жена Цезаря, всегда вне подозрений. Он приходит в зал с осознанием этой своей правоты. Вооружившись попкорном (и, говорят, семечками), плюхается в кресло и требует развлечений. Чтобы было легко и «ненапряжно». Чтобы ему показали на большом экране то, что он видел вчера по телевизору – КВН или «Нашу Рашу». Неудовлетворенный увиденным, он нередко поднимается со своего места, чтобы обсудить что-то с друзьями или нарочно погромче хлопнуть дверью, выказав таким образом свое отношение ко всем присутствующим. Да что там киношки, уже в Большом театре публика разговаривает в голос во время оперных представлений!

Речь не о пэтэушниках и жителях не тронутых цивилизацией селений. Это наша «золотая» молодежь, студенчество и народившийся класс «яппи» - молодых городских профессионалов. Именно они способны потратить на билет в кино 300 или больше рублей. Именно они сделали кассовыми хитами «Любовь-морковь» и «Самый лучший фильм» и их продолжения. Именно они считают большими актерами Павла Волю, Михаила Галустяна и Бульдога Харламова – типичных представителей студенческой самодеятельности. Именно они заказывают сейчас музыку.

Я не буду писать здесь о вкусах нью-йоркских или парижских студентов и яппи. Я приведу цифры: китайский фильм «Натюрморт», завоевавший венецианского «Золотого льва», посмотрело во всей нашей необъятной стране 5 тысяч человек, во Франции – 300 тысяч. Румынский шедевр «4 месяца, 3 недели и 2 дня», получивший каннскую «Золотую ветвь», у нас посмотрело 10 тысяч человек. Капля в море даже для Москвы - огромного университетского города с населением в 14 миллионов человек! Раскрою вам еще одну страшную тайну: «Обитаемый остров» провалился в нашем прокате, не только потому, что это плохой фильм (мало ли плохих фильмов собирают у нас деньги в прокате!), а потому что литературную основу к нему по наивности предоставили братья Стругацкие, а не авторы КВН.

Еще совсем недавно и у нас молодежь собирались в киноклубах и штурмовала залы, где показывали «Танцующую в темноте». А вот не далее как вчера один прокатчик плакался мне в несуществующую жилетку о том, что интеллигентная французская комедия, выпущенная им всего на 3 копиях, решительно не пользуется успехом у публики. Той самой, которая недавно упивалась «Игрушкой» и «Папашами». 3 копии французского юмора многовато для страны, в которой на тысяче копий выпускается «Самый лучший фильм», начинающийся с изображения голого зада упомянутого Будьдога Харламова.

Голым задом, однако, запросы нашей платежеспособной аудитории отнюдь не ограничиваются. Выполняя ее социальный заказ, производители запланировали на начало 2010 года выход двух веселых молодежных комедий, затрагивающих тему мужских гениталий. Первая именуется «Счастливый конец» и являет собой вольное переосмысление сюжета гоголевского «Носа»: главный герой-стриптизер теряет в ней свой член. Вторая носит название «Яйца судьбы» и являет собой киноверсию «Нашей Раши» с участием Галустяна, Светлакова и самого Николая Баскова.

Когда эта тема будет «закрыта», видимо, в ход пойдет женская гинекология. Но меня интересует, что будет потом. Догадается ли когда-нибудь новое поколение зрителей о том, что то, за что они сегодня голосуют рублем в мультиплексах, строго говоря, вообще кино не является? Что-то подсказывает мне, что «точка невозврата» уже пройдена, а «счастливый конец» станет прекрасным символом окончательного оглупления нашей аудитории.