Экономика

Владимир Якунин, президент Российских железных дорог: «Мост с Чукотки на Аляску - это перспектива. А комфорт для пассажиров - уже сегодня!»

Как мы уже сообщали (см. «КП» за 20 января), у нас в редакции побывал Владимир Якунин. Глава РЖД полтора часа общался с читателями в ходе «Прямой линии», которая транслировалась на наш сайт, и со слушателями в прямом эфире радио «Комсомольская правда». Вопросы были острые и самые что ни на есть житейские...

«...И НАЧАЛЬНИК ПОЕЗДА НАРЕЗАЛ МНЕ КОЛБАСЫ»

- Алло, Владимир Иванович, а давайте с вагона-ресторана начнем!

- Пожалуйста, я вас слушаю.

- Это вам звонит Игорь из Москвы. Ехал я как-то в поезде Москва - Саратов. С утра пошел поесть в вагон-ресторан, но мне там грубо ответили, что у них учет. Ну ладно, я - к начальнику поезда, объяснил ситуацию, он меня усадил в свое купе, достал из холодильника батон колбасы, нарезал, мы с ним позавтракали, поговорили по душам. Я говорю: почему так получается, что у вас, у начальника поезда, нет управы на этих людей? Тот же вопрос я задаю и вам...

- Игорь, дело в том, что еще задолго до реформирования МПС сложилась система, при которой вагоны-рестораны были арендованы частными предпринимателями. И они работают вроде как самостоятельно. Мы сейчас в РЖД рассматриваем проект, в котором будут сформулированы требования к организации сервиса в пассажирских поездах, в том числе и в вагонах-ресторанах. Возможно, придется заключить договоры с кем-то из крупных частных предпринимателей. Надеюсь, это все позволит нам улучшить качество обслуживания пассажиров, в том числе и в вагонах-ресторанах.

ВОПРОСЫ ОТ «КП»:

- Ровно два месяца назад, 27 ноября 2009-го, террористы взорвали «Невский экспресс», следовавший из Москвы в Питер. Погибли люди, многие пассажиры получили ранения. На днях прошла информация, что на участке дороги между Москвой и Питером, где ходят высокоскоростные поезда «Сапсан», появятся специальные ограждения и там буквально через каждые два километра установят камеры наблюдения. Так ли это?

- Думаю, не стоит обсуждать в прямом эфире те меры, которые мы предпринимаем для противодействия потенциальным террористическим нападениям. Но, поверьте, мы вместе со специальными органами делаем все необходимое, чтобы обеспечить безопасность наших пассажиров.

- Бытует мнение, что, чем больше лесов, топей и болот окружает железнодорожные пути, тем безопаснее.

- Но мы же не можем из этого исходить... Железнодорожный транспорт - это не какой-то бронепоезд, и он безопасно функционирует только в нормальных условиях. И проблема тут не только в террористических угрозах. Мы часто сталкиваемся с элементарным воровством, когда с железнодорожных путей пропадают кабель, оборудование... Это тоже создает большую угрозу для пассажиров. И к этому нельзя относиться снисходительно. Это недопустимо.

«ПОМОГИТЕ ЖИТЕЛЮ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА!»

- Это вас беспокоит из Санкт-Петербурга житель блокадного Ленинграда Валерий Сергеевич. Почему в год 65-летия Великой Победы ввели такой порядок, что мы должны теперь стоять в кассе каждый раз за единым однодневным билетом на электричку? Почему отменили месячные билеты?

- Валерий Сергеевич, честно говоря, я и сам испытывал большие сомнения, когда это решение принималось совместно с органами государственной власти. Проблема в том, что, когда мы считаем все расходы «котловым способом» (то есть все разом), получается так, что мы оказываемся в убытке. В прошлом году по пригородным пассажирским перевозкам мы таким образом потеряли более 30 миллиардов рублей. Сейчас мы отказались от этого «котлового метода». Потому что в регионах и в правительстве нам говорят: «Послушайте, у вас нет учета перевезенных пассажиров. Докажите, что вы их действительно перевезли». А для этого мы должны предоставить копии билетов...

Я сожалею о тех сложностях, которые могут возникнуть у пассажиров. Мы увеличили количество кассиров, в том числе разъездных, и я прошу ветеранов, всех льготников с пониманием подойти к этому вопросу.

- Владимир Иванович, извините, я немножечко с вами не соглашусь. Это деньги, которые заложены в наши льготы. Мы пойдем сейчас в соцстрах, напишем отказ от льготных билетов, и нам выдадут наличные.

- Вы знаете, может быть, это и правильный вариант. Действительно, взять деньги и покупать билеты обычным путем.

- Я - инвалид второй группы Лиманский Александр Федосеевич из Москвы. Почему нарушается закон о предоставлении бесплатного проезда в санаторий инвалидам? Нас заставили платить туда и обратно. Поэтому я вынужден был обратиться с жалобой к Владимиру Путину на вас и на мэра Москвы Лужкова.

- Александр Федосеевич, но дело в том, что решать-то вопрос все равно придется, по всей видимости, либо мне, либо Юрию Лужкову. Поэтому, если вас не затруднит, вы направьте на мою приемную копию этой жалобы, чтобы я разобрался. Мы с вами свяжемся, и я тогда смогу уже точно ответить на все поставленные вопросы.

- Хорошо, направлю жалобу и вам.

ВОПРОСЫ ОТ «КП»:

- Говорят, для того чтобы почувствовать пульс российской экономики и оценить ее состояние, надо заглянуть в график загрузки РЖД. Как у вас с этим? Наша экономика выходит из кризиса?

- То критическое падение объема перевозок, которое шокировало экономику России в первом квартале прошлого года, мы, конечно же, постепенно преодолеваем.

- А сильно снизились объемы перевозок?

- Под конец 2009 года мы были в минусе на 15 процентов. Это несколько меньше, чем предполагалось, когда мы верстали свои планы. В этом году уровень загрузки железнодорожного транспорта будет выше, чем в предыдущем году, на 3,7 процента.

- У РЖД было много проектов по модернизации железной дороги. Вы от них не отказались?

- Несмотря на кризис, мы не остановили ни один ключевой проект. По-прежнему строится дорога в Якутии к новым месторождениям. Прорабатывается вопрос о строительстве железнодорожной линии в рамках проекта «Урал полярный - Урал промышленный». Продолжаются работы на Кузнецовском тоннеле на Дальнем Востоке. В этом же регионе мы ввели в эксплуатацию два больших железнодорожных моста. Руки мы не опускаем и на месте не стоим.

ПРО БАМ И ФОНД АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО

- Вам звонит Иванов Алексей Иванович из Сергиева Посада. Вы возглавляете фонд, если я правильно называю, Андрея Первозванного.

- Да, я председатель попечительского совета.

- Используются ли в этом фонде деньги РЖД?

- Нет. Значит, у нас есть четкое распределение. То, что касается моей профессиональной деятельности, не относится к моей общественной работе. Хотя среди тех, кто делает свои взносы в Фонд Андрея Первозванного, есть частные компании, которые работают с нами.

А у РЖД собственная благотворительная программа, иногда выделяются средства и на ремонт архитектурных памятников церковного назначения. Но эту работу РЖД проводит самостоятельно.

- Это Алексей, студент из Москвы. Когда будет открыто движение по малому кольцу московской железной дороги?

- Мы сейчас ведем переговоры с московским правительством о том, чтобы этот проект реализовывать совместно. Это дело не одного года, точно могу сказать. Но мы предполагаем часть малого кольца использовать для того, чтобы связать все маршруты с аэропортами. Постараемся, чтобы это было сделано если не в этом году, то в следующем.

- Я читал в газетах: первый участок, западный, будет в районе Пресни.

- Правильно. Алексей, вы прекрасно осведомлены в наших делах, так что будете первым пассажиром.

ВОПРОСЫ ОТ «КП»:

- Когда мы вместе с вами два года назад отмечали 35-летие БАМа, вы сказали, что в 2009-м загрузка магистрали должна достичь более 80 процентов. Вот это удалось, несмотря на кризис?

- Некоторые участки БАМа и в 2009-м, и в 2008-м были загружены на 80 и более процентов. К концу прошлого года прирост грузовых потоков в направлении дальневосточных портов составил около 23 процентов по отношению даже к весьма хорошим, «хлебным», как мы их называем, годам. Это порядка 5 миллионов тонн дополнительных грузов.

Произошла некоторая переориентация грузовых потоков - часть из них пошла на новые рынки сбыта в Азию. Отсюда и дополнительная загрузка, в том числе и по БАМу.

Что касается этой магистрали, вы также могли бы вспомнить, что мы брали обязательства отремонтировать ветхое жилье ветеранам-бамовцам. Я уже начал получать коллективные письма с благодарностью за то, что это обещание выполнено.

- А будет ли новый БАМ? Сейчас в России высокая безработица, ударные стройки очень пригодились бы.

- В последние годы в России большое внимание уделяется возрождению студенческих строительных отрядов. Мы тоже к этому подключились, у нас нет отбоя от желающих. И есть неплохие перспективы. В ближайшее время могут возникнуть и международные студенческие стройотряды, которые будут заняты на наших объектах.

«КАК БЫСТРЕЕ ДОБРАТЬСЯ ДО СОЧИ?»

- На связи Александр Георгиевич Прыскунов из Санкт-Петербурга. Лето не за горами, и я хотел бы узнать: будут ли переоборудованы курортные поезда? Меня интересует поезд Петербург - Анапа, почему там нет кондиционеров?

- Вы говорите о плацкартных вагонах?

- О купейных - летом в них невозможно было ездить, такая духота...

- Ну это тогда безобразие. Это брак в работе. Все купейные вагоны должны быть с кондиционерами. За исключением поездов 500-й серии - устаревших моделей, которые выходят на линию в пиковые периоды. Но там и цена билетов должна быть на 15 - 20 процентов ниже, чем обычно.

- В нашем поезде билеты стоили столько же, как и на новых поездах.

- Александр Георгиевич, я приношу вам свои извинения. А на поезд Петербург - Анапа мы обратим внимание. Вы правы - лето не за горами. В ближайшее время мы обязательно обсудим все эти вопросы.

- Вам звонит Ирина Валентиновна. Скажите, будет ли как-то в этом году обновляться железная дорога из Москвы до Сочи? А то 32 часа в пути - это слишком много... И через какие города будут проходить поезда?

- Модернизация этой дороги у нас в программе предусмотрена. Мы даже рассматривали возможность создания здесь абсолютно новой линии, чтобы обеспечить движение высокоскоростных поездов. Но потом, когда посчитали... На дистанции в полторы тысячи километров обязательно должны быть остановки.

Мы приняли решение создать скоростные участки - время в пути несколько уменьшится. Что касается городов, через которые пройдет модернизированная дорога... Возможно, это Курское, Орловское направления. Окончательное решение в ближайшее время будет принято.

Ирина Валентиновна, вы увеличили время в пути - поезд от Москвы до Сочи идет 24 часа 40 минут. Пока мы поставили перед собой задачу сократить продолжительность поездки на 2 часа. И еще работаем над графиком движения - чтобы пассажир, который, например, выезжает из Москвы вечером, прибывал бы в Сочи до 12 часов, до начала регистрации в гостиницах и санаториях. Чтобы у отдыхающих не пропадали дни.

ВОПРОСЫ ОТ «КП»:

- Кстати, о Сочи. РЖД ведь тоже готовятся к Олимпиаде-2014?

- Мы готовим пять олимпийских объектов. Самый сложный - это совмещенная автомобильная и железная дорога от Сочи к горнолыжным курортам на Красной Поляне. А еще - реконструкция сочинских вокзалов. Работы на всех объектах идут строго по графику.

Особое внимание мы уделяем экологии. Во всяком случае, мэр Сочи хвалил наших строителей за то, что они не выпускают со стройплощадок машины до тех пор, пока у них не вымоют колеса, - чтобы не разносить грязь по всему городу. Там, говорят, даже термин такой появился - «железнодорожная культура».

- Но в целом к РЖД это пока не относится...

- Мы к этому стремимся.

- Вы имеете в виду комфортабельные скоростные поезда, которые пока ходят в Питер и обратно, а скоро помчатся в Нижний Новгород, Хельсинки...

- Не только их. Сейчас на РЖД более 100 фирменных поездов с высокой степенью комфорта. Число таких пассажирских составов и дальше будет увеличиваться. Мы даем им зеленый свет.

ПИСЬМА С САЙТА KP.RU

«Вам пишет Сергей. На перронах российских вокзалов и даже небольших станций столько коробейников развелось! Чем только не торгуют - пивом, пирожками, мороженым... Все это непонятно какого качества».

- Да, безобразие это все! И пассажиры жалуются. Это не только на перронах происходит, а и в пригородных электричках. К сожалению, подчас мы не находим поддержки у правоохранительных органов, у местных органов власти, когда пытаемся бороться с этими коробейниками, которые нарушают комфорт пассажиров.

Я думаю, никто из пассажиров не будет против, когда в жаркий день в вагоне появится продавец мороженого или воды. Но эта торговля должна быть правильным образом организована и находиться под контролем санэпидстанций. Мы к этой работе готовы, чтобы покончить с таким пережитком, как «дикая торговля».

«Меня зовут Андрей. Это правда, что все вагоны, в том числе и фирменных поездов, будут перекрашиваться в фирменный цвет РЖД?»

- Да, Андрей, мы будем продолжать перекрашивать вагоны в цвета нового корпоративного стиля ОАО «РЖД» - они будут серебристыми с красной эмблемой РЖД. Одинаковая окраска вагонов позволяет нам более эффективно использовать подвижной состав без ущерба для эстетики. Например, если требуется увеличить длину состава категории «Премиум», дополнительные вагоны будут выглядеть точно так же, как и все остальные.

«Пишет вам Наталья из Мурманска. Я по поводу комфорта в поездах. Есть поезд Мурманск - Москва, где можно увидеть вывалившиеся оконные рамы, а занавески на окнах примерзают к стеклам».

- На днях на оперативном совещании как раз был поднят этот вопрос по жалобе пассажиров. Мы проводим расследование. К сожалению, хоть и редко, но подобные случаи встречаются. И мы строго спрашиваем с тех ответственных железнодорожных руководителей, которые выпускают на линию вагоны, не приспособленные к перевозке пассажиров. Таких руководителей мы строго наказываем - вплоть до увольнения.

ЧТО ЕЩЕ СКАЗАЛ ГЛАВА РЖД...

...ПРО УЗКОКОЛЕЙКУ И ЕВРОСТАНДАРТЫ

- Владимир Иванович, мы когда-нибудь «приравняем» нашу железнодорожную колею к евростандартам? Или она так и останется широкой?

- Железные дороги СССР, а до этого и Российской империи, развивались иначе, чем на Западе. Кстати, в Испании колея тоже шире, чем общеевропейская.

А мы, так же как и страны СНГ, работаем по своим стандартам, они всех устраивают, и мы считаем, что они должны сохраняться.

Хотя мы уже рассматриваем проект создания нового транспортного коридора с широкой колеей, по которому грузы можно было бы доставлять без перестановки колесных пар до Вены. В этой работе вместе с нами участвуют компании из Австрии, Украины и Словакии.

- Как это будет выглядеть? Вот идет узкая колея - европейская, а мы должны рядом, что ли, прокладывать широкую?

- Да, именно так все и планируем сделать.

...ПРО ДОРОГУ НА САХАЛИН

- А вот еще были фантастические проекты: построить железнодорожные мосты с материка на Сахалин и Аляску. Что с этим?

- Мост на Сахалин - проект не коммерческий, а социально-политический. А это означает, что его реализация напрямую зависит от позиции правительства и наличия ресурсов. Лет восемь назад, когда я только что перешел на работу в МПС, этот проект оценивался примерно в 150 млрд. рублей. Сейчас эту цифру можно смело удвоить. Это очень дорогой проект. Но я уверен, что рано или поздно наш бюджет позволит его реализовать.

Что касается железнодорожного перехода на Аляску... Такая идея родилась еще в середине XIX века. А во времена СССР был даже такой проект. В принципе он и сейчас есть, но его нужно подработать. Буквально на днях представитель одной американской компании передал мне бизнес-предложение по поводу строительства железной дороги, соединяющей Россию, через Аляску, с переходом через Берингов пролив, с Америкой.

- А когда все это может быть реализовано?

- Ой, вот это я не берусь предсказывать. Но полагаю, если нашей цивилизации удастся справиться с финансово-экономической дурью, которая привела к нынешнему кризису, в принципе этот проект может стать реальностью уже в нынешнем десятилетии.

Впрочем, мост прямиком на Аляску - это только перспектива. Сегодня же для нас самое главное - комфорт для пассажиров...

Ответы на вопросы читателей сайта KP.RU

Почему сокращается количество станций обслуживания пасажиров. К примеру, поезд 43э Хабаровск-Москва перестал останавливаться на станции Камышлов Свердл.жд, где в городе и районе проживает около 60 тыс. чел. В результате при наличии прямого поезда необходимо производить пересадку в Тюмени, что существенно ухудшает обслуживание пассажиров.Сергей

Ответ: На станции Камышлов в направлении на Москву делают остановки ряд поездов, поэтому прямое сообщение с Москвой этой станции существует и совершать пересадку в Тюмени нет необходимости. Пассажирам лишь нужно обратить внимание на то, что какие-то поезда делают остановку на станции Камышлов по четным дням, другие по нечетным. Поэтому при оформлении билета в кассе вы можете попросить кассира проверить наличие мест на Москву на разные даты.

Список поездов, которые делают остановку на станции Камышлов при следовании в направлении Москвы:

Добрый день!

Будут ли какие-то скидки для тех, кто покупает билеты через сайт РЖД. То есть планируется ли какая-то стимулирующая политика? За 2.5 года купил билетов на 50 с лишним тысяч рублей. Предлагаю подумать над какой-то скидкой или нечто подобном.

Ответ: Сейчас мы рассматриваем различные возможности стимулирования пассажиров, активно приобретающих билеты на поезда дальнего следования через Интернет. Однако необходимо понимать, что применение различных вариантов скидок означает изменение цены билета, а ОАО «РЖД» не может самостоятельно изменять тарифы на проезд в плацкартных и общих вагонах, эти тарифы полностью регулирует государство. Возможности финансового стимулирования пассажиров, приобретающих билеты через Интернет билеты в купейные вагоны и вагонах СВ, мы сейчас рассматриваем.

Что касается скидок, то в декабре 2009 года мы ввели скидку 50% на проезд на верхних полках купейных вагонов всех поездов дальнего следования ОАО «РЖД», курсирующих по территории России. Скидка предоставляется при приобретении билета за 11-45 суток до даты отправления поезда, за исключением нескольких праздничных дней, пятниц и воскресений. Эта скидка будет действовать до 31 марта 2010 года.

Кроме того, в настоящее время в ОАО «РЖД» для пассажиров разрабатывается программа лояльности на основе карточных технологий. Запуск и апробацию программы лояльности планируется провести в том числе на существующих клиентах Электронной площадки ОАО «РЖД».

Здравствуйте, такие вопросы: Правда ли, что РЖД уберет все фирменные поезда? Будут ли перекрашиваться все вагоны дальнего следования в фирменную окраску РЖД?Андрей

Ответ: Да, мы будем продолжать перекрашивать вагоны в цвета нового корпоративного стиля ОАО «РЖД». Также мы планируем перевести ряд фирменных поездов в другую категорию, однако часть их продолжит курсировать в привычном для пассажиров виде. В 2009 году мы уже сделали шаг в этом направлении, в частности поезда № 1/2 Казань – Москва, № 101/102 Адлер – Москва, № 23/24 Горький – Москва, № 29/30 Новороссийск – Москва, № 15/16 Свердловск – Москва и № 19/20 Ростов – Москва мы перевели в категорию «Премиум». Стоимость проезда в них не изменилась, однако одинаковая окраска вагонов и одинаковый интерьер позволяет нам более эффективно использовать подвижной состав без ущерба для эстетики. Например, если требуется увеличить длину состава категории «Премиум», дополнительные вагоны и снаружи и изнутри будут выглядеть точно также, как и все остальные вагоны поезда.

Вопросы по изменению порядка проезда пригородным железнодорожным транспортом граждан-получателей социальных услуг

Уважаемый Владимир Иванович! Каждый Новый год РЖД вместе с Пенсионным фондом устраивают очередную нервотрепку для песионеров-инвалидов. Уже 19-е января, а эти два ведомства никак не могут определиться с порядком получения "транспотных карт". Каждый год - очередные новые"изобретения".Нельзя ли установить единое и постоянное правило использования "ежемесячных билетов"на пригородных поездах. Спасибо.Александр

Можно ли решить вопрос с месячными абонементами по социальной карте москвича?Сергей

В прошедшем году мы, инвалиды льготники могли приобретать абонементные билеты на пригородные поезда. Для работающих и живущих в пригородах это было удобно. Теперь мы должны приобретать только разовые билеты. Приходится приходить на платфрмы, не имеющие элементарных укрытий от непогоды, туалетов, с раздолбаными лестницами заране на 15-20 минут для оформления билета. А в нашем возрасте простоять 15-20 минут на непогоде наверно не совсем здорово. При оформлении билета нужно предъявить три документа: паспорт, справку пенсинного фонда и справку МСЭ. Паспорт еще понятно, но зачем нужна кассиру справка МСЭ.Вопрос: Какой еще "новый" сервис Инвалидам льготникам готовит РЖД? Юрий Соловьев

Ответ: Переход на разовые билеты необходим для подтверждения факта совершения пассажиром поездки в пригородном поезде, точного учета перевозок граждан льготных категорий и адресности используемых бюджетных средств.

Мы понимаем, что получение разовых билетов создает некоторое неудобство, однако данная мера вынужденная и мы просим наших пассажиров с пониманием к ней отнестись. Более того, те льготники, которым по закону положено обслуживание без очереди, также могут без очереди оформлять льготные билеты в кассах. Важно также то, что изменение порядка оформления льготных пригородных билетов никак не ограничивает количество совершаемых поездок.

Для оформления льготного проездного документа необходимо предъявить следующие документы:

документ, удостоверяющего личность;

документы, подтверждающие льготный статус;

справка о получении социальных услуг.

В частности, для инвалидов документом, подтверждающим льготный статус гражданина – получателя социальной услуги, является справка учреждения медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Вопросы по фотографированию объектов железнодорожного транспорта

Добрый день. Почему работники железной дороги запрещают мне фотографировать поезда, здания вокзалом, депо и проч.? Несколько раз приходилось убегать от них. Хотя, по Конституции, никаких запретов быть не может. Всегда фоторафировал не с путей, а из безопасного для себя и окружающих места, стоя на пассажирской платформе или вообще на обочине шоссе. Сергей.

Здравствуйте!

На основании каких общегражданских документов мне запрещается фотосъёмка для личного использования на вокзалах, станциях, перегонах, при условии, что я не мешаю безопасности движению поездов и сам нахожусь в безопасности? Работники РЖД пытаются препятствовать лично, вызывают милицию, ФСБ. При этом РЖД не является объектом, на котором введён режим секретности и его фотосъёмка запрещена. Вам ведь хорошо известно, что ведомственных документ РЖД, на который все ссылаются, не действует на не работающих в ней людей.С уважением, Dmitry A.Shchukin

Здравствуйте. Я увлекаюсь ж.д. транспортом и с детства люблю фотографировать локомотивы, вагоны, вокзалы. За почти три десятилетия накопилась коллекция. Однако последние годы правоохранительные органы проходу не дают, запрещая снимать ж.д. На каком основании они это делают? Я снимаю в общественных местах обычный транспорт, а не военные объекты. Хотелось бы услышать комментарий. Спасибо. С уважением, Пушкин Н.В.

Здравствуйте!

Я бывший работник железнодорожного транспорта, отработал 9 лет в локомотивном хозяйстве. Мой вопрос: На каком основании сотрудники "РЖД" пытаются запрещать мне сфотографировать стоящий на станции или идущий по линии поезд, если это не запрещено уголовным, административным и гражданским законодательством России? Я фотографирую подвижной состав, вокзалы, водонапорные башни, для того, чтобы созранить моменты истории, а вовсе не для пособничества террористам.

Я считаю, что перегибать палку с запретами нельзя, тем более, что они не имеют законных оснований.

С уважением, Зимин Василий, Саратов

На каком основании сотрудники РАО "РЖД" пытаются запрещать мне сфотографировать стоящий на станции или идущий по линии поезд, если это не запрещено уголовным, административным и гражданским законодательством Вашей страны?Уткин Михаил, гражданин Республики Казахстан, Астана

Ответ: Объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта являются стратегическими объектами. Для того, чтобы произвести их фото- или видеосъемку, необходимо получить соответствующее разрешение в РЖД. Для получения разрешения нужно направить письменный запрос в РЖД или управление дороги на территории которой вы планируете проводить съемку, указав интересующие вас объекты съемок и дату. Обычно оформление разрешения в компании 1-2 дня. Это разрешение РЖД направляет вам и сотрудникам на объекты съемок. После чего вы можете беспрепятственно снимать оговоренные в разрешении объекты. Более подробно о том, куда направить ваш запрос, вы можете узнать на сайте ОАО «РЖД» http://www.rzd.ru/

Уважаемый Владимир Иванович,хотелось бы узнать когда РЖД прекратит порочную практику продажи билетов одинаковой стоимости, но в вагоны различной комфортности:проезд в старых и допотопных стоит столько же,что и в новых и комфортабельных даже в одном поезде?Это ведь по сути мошенничество и злоупотребление.Ольга Петровна

ОАО «РЖД» делегировано право самостоятельного установления тарифов на проезд в вагонах СВ и купейных вагонах в поездах внутригосударственного сообщения.

Регулирование тарифов на железнодорожные перевозки пассажиров в дальнем следовании при проезде в общих и плацкартных вагонах, установление дифференцированных по календарным периодам года индексов изменения тарифов относится к сфере деятельности естественных монополий и входит в компетенцию Федеральной службы по тарифам Российской Федерации (ФСТ). ОАО «РЖД» на основании приказа ФСТ производит индексацию (повышение или снижение) тарифов на железнодорожные перевозки.

С 1 января 2010 г. тарифы на перевозки пассажиров в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах проиндексированы на 10% (приказ ФСТ России №375-т/13 от 11 декабря 2009 г.), в вагонах СВ и купейных вагонах – на 8%, также продолжает применяться практика гибкого регулирования тарифов по календарным периодам года.

Стоимость проезда зависит от категории поезда (скорый, пассажирский, фирменный), типа вагона (VIP, СВ, купейный, плацкартный, общий или сидячий) и дальности поездки.

Пассажирские вагоны фирменных поездов соответствуют ОСТу 32.24-93 «Стандартизация в обслуживании населения на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию пассажиров в фирменных поездах».

1. Фирменный поезд формируется из пассажирских вагонов, находящихся в эксплуатации не более 12 лет после постройки или капитально-восстановительного ремонта.

2. Наружное и внутреннее оформление вагонов фирменного поезда должно соответствовать утвержденным эскизам.

3. Вагоны фирменного поезда должны быть оборудованы установкой кондиционирования воздуха.

4. В составе фирменного поезда обязательно курсирование вагона-ресторана.

5. В составе фирменного поезда обязательно курсирование вагонов повышенной комфортности с предоставлением пассажирам платного сервисного обслуживания, стоимость которого включается в стоимость проезда.

6. В туалетах обязательно наличие: дозаторов с жидким мылом, бумажных полотенец, туалетной бумагой.

7. До подачи фирменного поезда под посадку должны быть застелены постели верхних спальных мест, кроме боковых в плацкартных вагонах, а в вагонах СВ все места. Столики в купе должны быть покрыты салфетками и сервированы.

8. На начальной станции состав должен быть подан на посадку не менее чем за 20 минут до отправления поезда

9. Для обслуживания фирменного поезда отбираются высококвалифицированные проводники, прошедшие соответствующее обучение и аттестованные на право обслуживания фирменных поездов.

10. Для фирменных поездов установлены более короткие сроки эксплуатации предметов мягкого съемного инвентаря и постельных принадлежностей.

11. При разработке графика движения пассажирских поездов в первую очередь прокладываются скорые поезда (в том числе фирменные) ориентированные на бизнес-сегмент, который характеризуется повышенным спросом на перевозки в вагонах купе и СВ и отсутствием потребности в промежуточных остановках.

Учитывая вышеизложенное, в поездах данной категории установлена более высокая стоимость проезда.

Кроме того, в 2009 г. ОАО «РЖД» введен ряд скидочных программ на проезд в вагонах СВ и купейных вагонах в поездах внутригосударственного сообщения, например:

– снижение до 18% стоимости проезда в вагонах фирменных поездов, не оборудованных современной системой кондиционирования воздуха (согласно перечню фирменных поездов);

– снижение тарифа на 20% на проезд поездов 400-й и 500-й нумерации, (в период летних перевозок в составы поездов указанной нумерации включены вагоны СВ и купейные вагоны без систем кондиционирования воздуха, срок службы которых превышает 15 лет).

Учитывая положительные результаты применения маркетинговых инициатив 2009 года, их реализация будет продолжена и в текущем году.

В дальнейшем при расширении масштаба скидочных программ будет рассмотрена возможность установления скидок в зависимости от срока эксплуатации вагона.

Информация о реализуемых акциях размещена в сети Internet, на web-сайте ОАО «РЖД», на вокзальных комплексах и железнодорожных кассах сторонних организаций, опубликована в СМИ.

Будет ли когда нибудь цена на билеты прозрачной? При покупке платишь одну цену, если возврашаешь получаешь чуть больше половины. Цена состоит из многих составляющих, такого нет больше ни у кого из транспортников. Стоимость услуг постоянно повышается, качество только снижается. В электричках летом холодно, летом жара... На самолетах уже летать становиться выгоднееНиколай

Стоимость проезда в поездах дальнего следования включает в себя две составляющие: билет и плацкарту.

При заблаговременном приобретении проездного документа на станции отправления пассажира (не менее чем за 10 дней) с пассажира взимается только стоимость проезда и обязательный страховой тариф в размере 2,30 руб. Никакие другие сборы в этом случае не взимаются.

Сборы за оформление проездного документа взимаются при приобретении проездного документа менее чем за 10 суток со станции отправления пассажира, а также при приобретении проездного документа на станции отличной от станции отправления пассажира независимо от сроков оформления проездного документа.

При возврате неиспользованного проездного документа заблаговременно, т.е. не менее чем за 8 часов до отправления поезда пассажиру возвращается полная стоимость проезда. Удерживается только сбор за оформление операции возврата денег за неиспользованный проездной документ. Сбор за оформление проездного документа (если он взимался) не возвращается.

При возврате неиспользованного проездного документа, оформленного пассажирам в РФ для проезда в поездах формирования ОАО «РЖД» между станциями РФ в прямом и обратном направлениях пассажиру выплачиваются:

- стоимость билета и стоимость плацкарты – не позднее чем за 8 часов до отправления поезда;

- стоимость билета и 50% стоимости плацкарты – менее чем за 8 часов, но не позднее чем за 2 часа до отправления поезда;

- стоимость билета – менее чем за 2 часа до отправления поезда, но не более 12 часов после отправления поезда.

Потери пассажира при возврате проездного документа обусловлены тем, что чем меньше времени остается до отправления поезда, тем больше вероятность того, что возвращенный проездной документ не будет реализован и возвращенное место уйдет свободным.

При возврате неиспользованных проездных документов, оформленных для проезда в поездах других перевозчиков, а также для групп пассажиров численностью от 10 человек, действуют иные сроки возврата проездных документов.

Нужна ли слуба (руководство) вокзальными комплексами, когда на всей прилегающей территории стоят ларьки с пивом, вином, сигаретами и сам бизнесмен- это сам руководитель вокзального комплекса. Сам вокзал находится в запущеном состоянии а бизнес идет, причем не на одном вокзале. А пассажиры на вокзале как скотина, которая заплатив за проезд, сидит рядом с бомжами, в грязи. Сами вокзальные комплексы в жалком состоянии. Для Вас покажут самое лучшее и красивое, а через 10 шагов- все самое худшее.Игорь

Ответ. Уличная торговля существенно снижает уровень комфорта для пассажиров. Её масштабы физически не позволяют сотрудникам уполномоченных органов контролировать все процессы, происходящие на привокзальных территориях. Не удивительно, что подобные обстоятельства способствуют промыслу мошенников и теневого сектора. Подобного не увидишь в цивилизованных странах. В хаотично расположенных палатках и киосках реализуются низкокачественные продукты питания, наносящие вред здоровью людей. Антисанитария создаёт привлекательную среду для асоциальных элементов и бродячих животных. Принимая во внимания данные обстоятельства, Председатель Правительства РФ дал поручение МВД, «РЖД» по усилению работы по декриминализации вокзалов и прилегающих к ним территорий (ВП-П4-18-14, от 03.04.09). Был проделан большой объём работы. Привокзальные площади освобождены от междугородних автоперевозчиков, превративших эти территории в нелегальные автовокзалы. Пресекаются попытки реализации контрафактной продукции. С 1 октября 2009 года прекращены договорные отношения со всеми арендаторами, чьи объекты находятся на внешней территории вокзальных комплексов. Все постройки и сооружения будут ликвидированы после соответствующего решения судебных органов.

08.06.09 между ОАО «РЖД» и Правительством Москвы было подписано соглашение «О взаимодействии в области обеспечения качественного удовлетворения потребностей пассажиров, их безопасности на железнодорожных вокзалах города Москвы и прилегающих к ним территориях на 2009-2011 годы". Формат отношений, закреплённый в документе, можно охарактеризовать, как стратегическое партнёрство. Привокзальные площади, находящиеся в ведении городских властей, будут переданы ОАО «РЖД» на правах аренды. Это не коммерческий проект. Для наведения порядка важно, чтобы у вокзалов и прилегающих территорий появился один хозяин. Эти обязанности будут возложены на Дирекцию железнодорожных вокзалов-филиала ОАО «РЖД». Это весьма приоритетное направление, находящееся на виду у посетителей вокзалов.

Рамки нашей компетенции ранее ограничивались зданиями вокзалов и небольшой частью их внешней территории. А привокзальные площади, на которых функционирует большинство коммерческих точек, к примеру – Комсомольская, находились вне нашего ведения. Поскольку городские власти также заинтересованы в ликвидации причин, порождающих негативные явления, мы договорились о сотрудничестве.

Ведение коммерческой деятельности у вокзалов будет ограничено автоматизированными (вендинговыми) аппаратами. Вместо палаток и киосков появятся цветочные клумбы и скамейки, а пассажиров будут обслуживать цивилизованные коммерческие операторы внутри вокзалов. Для этого не понадобиться много средств. Переход к новому формату предоставления услуг будет способствовать повышению коммерческой привлекательности объектов вокзальной инфраструктуры, что позволит перенаправить преимущественно неконтролируемые, так называемые «теневые», денежные потоки в бюджеты различных уровней. Опыт сотрудничества со столичными властями должен стать примером, для остальных. Надеюсь, что вскоре аналогичные соглашения будут подписаны с главами регионов и выражение: «вокзалы – визитная карточка города» полностью будет соответствовать действительности.

В ближайшие 2 года мы планируем провести модернизацию 40 вокзальных комплексов до уровня мировых стандартов. Почти пятая часть российских вокзалов, находящихся в ведении ДЖВ, были построены более 100 лет назад, поэтому не удивительно, что эти объекты не соответствуют требованиям времени. Модернизация необходима для расширения спектра услуг населению. Сохраняя историко-архитектурный облик и свою самобытность, вокзалы превратятся в современные многофункциональные транспортно-пересадочные узлы. «Пилотная» составляющая программы - привлечение альтернативных инвестиционных средств. В ней могут быть задействованы частные организации, органы государственного и муниципального управления. Участники проекта, прошедшие процедуру конкурса, внесут свои предложения в техническое задание при разработке проектно-сметной документации. В ходе первого этапа, до 2012 года, планируется реконструкция вокзалов, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге и в городах с населением свыше 200 тыс. человек. Модернизация будет осуществлена с использованием передовых инженерно-технических решений и энергосберегающих технологий. Программа осуществляется в рамках Концепции эффективного использования и развития железнодорожных вокзалов до 2015 года ОАО «РЖД». Объём инвестиций, необходимых на их модернизацию и реконструкцию до 2015 года составит более 28 млрд. рублей.

Когда вокзалы будут оборудованы обязательными по закону бесплатными туалетами?В частности Ленинградский вокзал в Москве,где стоимость посещения стоит 20 рублей.Почему на этом вокзале невозможно не только поесть среднестатическому гражданину,но и просто выпить чашку чая,которая стоит там 30 рублей?Ирина Гончарова

Ответ. В соответствии со ст.80 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", бесплатно услугами санитарных комнат можно пользоваться по предъявлению действующего проездного документа (билета). Кроме того, при предъявлении соответствующих документов на бесплатное посещение санитарных комнат имеют право инвалиды, участники Великой Отечественной войны и боевых действий, дети до 5 лет и др. Полный перечень льготных категорий размещён у входа в данные помещения, рядом с контролёром.

Плата за посещение санитарных комнат взимается в связи с тем, что данными помещениями пользуются не только пассажиры, но и посетители и работники, прилегающих к вокзалам рынков, точек общественного питания и т.д. Из-за большого количества пользователей содержание комнат становится затратным. Бесплатное обслуживание других посетителей вокзалов возможно, но тогда необходимые средства следует закладывать в стоимость проездных документов, что будет несправедливым по отношению к пассажирам. Как, например, в крупных торговых центрах коммунальные расходы компенсируются за счёт их включения в арендную ставку для предпринимателей, что в свою очередь отражается на цене товаров.

На вокзалах, особенно в крупных городах, представлены предприятия общественного питания разных форматов и ценовых категорий. Также в настоящее время увеличивается количество вендинговых (автоматизированных) аппаратов, через которые осуществляется реализация качественных продуктов – чая, кофе, продуктов питания – по доступным, среднегородским ценам.

Здравствуйте! Почему жителей самой холодной страны мира в залах ожиданий Дальневосточной и Свердловской железных дорог посадили на металлические скамейки без подушек для спины и сидения. Кто желает болезней россиянам?Сергей

Диваны для пассажиров, установленные на вокзалах Свердловской железной дороги, разработаны и сертифицированы для установки на объектах железнодорожного транспорта. Пассажирские диваны выполнены в антивандальном, противопожарном исполнении и соответствуют «Санитарным правилам по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1198-03» (введены в действие с 03.06.2003г). В связи с тем, что на вокзалах поддерживается температурный режим согласно тех же правил, пассажиры не могут испытывать дискомфорт.