Экономика

Госпрограмма «деньги за автохлам» буксует: Старые машины не берут, сертификатов не выдают

Почему московские автодилеры не хотят связываться с государственной программой по утилизации древних авто

Программа утилизации работает 2 недели. Как рапортует Министерство промышленности и торговли, выдано уже около 10 тысяч сертификатов. И более 500 россиян стали владельцами новых авто, получив 50-тысячную скидку. А вот эксперимент «КП» по обмену старого авто нашего читателя на новый (начало читайте в номере от 12 марта с. г. и на сайте kp.ru) неожиданно столкнулся со стеной непонимания как со стороны чиновников, так и дилеров.

ЗАДАЧА № 1 - ПОЛУЧИТЬ СЕРТИФИКАТ У ДИЛЕРА

На бумаге госпрограмма утилизации выглядела красиво. Сдаете свою старую машину (1999 года выпуска и старше) автодилеру, тот снимает ее с учета в ГИБДД и отвозит на площадку утилизации, а взамен продает вам новое авто, произведенное в России, со скидкой в 50 тысяч рублей. За услуги по утилизации придется выложить 3000 руб., но это мелочи. Как все работает, мы решили проверить вместе Евгением Епанешниковым, читателем «КП» из Москвы - он давно хотел поменять свой старый «Москвич» на новую иномарку.

Проблемы начались с самого начала реализации программы. До 8 марта на сайте Минпромторговли можно было самостоятельно распечатать сертификат и, заполнив его, идти к дилеру. Но чиновники почти сразу же поменяли правила игры. Бланк документа убрали с официального сайта: мол, граждане допускают много ошибок в анкетах, самостоятельно заполняя их. Так что теперь получить сертификат можно только у дилеров, список которых размещен на сайте министерства. Но те почему-то не спешат оформлять их гражданам. В этом мы с Женей убедились в офисе одного из дилеров «Шкоды» (он, между прочим, есть в списке министерства).

- Мы не получали никаких документов от Минпрома, поэтому не знаем, как работать по этой программе, - озадаченно пояснил нам один из менеджеров. - Нас просто включили как надежных дилеров. Никто это с нами не согласовывал. И мы до сих пор не уверены, получим ли мы хоть что-нибудь за эти сертификаты.

Планировалось, что дилер сначала даст скидку в 50 тысяч рублей покупателю нового авто, а уже потом получит деньги от государства. На эти цели в бюджете заложено

11 млрд. рублей. Однако никаких договоров Минпромторговли с дилерами, как оказалось, не заключал. Поэтому, как считают менеджеры по продажам, никто и не гарантирует им, что они получат назад свои деньги.

- Да вы лучше оставьте старую машину себе, - посоветовал нам менеджер. - Через 20 лет она раритетом станет, еще дороже ее продадите. А скидку мы вам и так сделаем на эти 50 тысяч, только на модель предыдущего года выпуска.

Но, может, нам просто не повезло и другие дилеры более расположены к клиентам?! Для проверки идем в автосалон другой марки - «Опель». Здесь особой радости при слове «утилизация» тоже не проявили, но хотя бы согласились помочь в оформлении сертификата. И тут же пожалели об этом...

- Да что ж тебе еще от меня надо? - еле сдерживаясь, чтобы не постучать кулаком по клавиатуре, чертыхнулся менеджер Алексей. - А-а-а, нужно внести номер договора на покупку новой машины!

- Но я еще не определился с тем, какую машину хочу, - удивился Женя.

- Хм, вам в любом случае нужно заключить предварительный договор и внести предоплату, - развел руками Алексей. - По-другому система не пропускает.

- Давайте сделаем так, - пошел нам навстречу в конце дня замдиректора автосалона. - Мы сделаем вам фиктивный договор без предоплаты. Мне уже самому интересно, к чему все это приведет.

Почти полтора часа ушло у менеджеров на то, чтобы вбить все необходимые данные в информационную систему. Желанный номер был у нас почти в руках, как... вдруг произошло неожиданное. Сбой в программе «похоронил» все данные.

- Дурдом на выезде, - не выдерживает Женя, когда мы вышли из второго автосалона. - Как всегда в нашем государстве: хотели как лучше, а получается...

На следующий день менеджеры все-таки довели дело до конца, но оказалось, что присланный номер сертификата предназначался для казанского офиса. По словам менеджеров, чиновники Минпрома просто перепутали адреса. Без комментариев.

ЗАДАЧА № 2 - ОСТАВИТЬ В САЛОНЕ СТАРУЮ МАШИНУ

На следующий день начинаю обзванивать дилеров из списка Минпромторговли. В одном из салонов «Фольксвагена» моей заявке не удивились, но сказали, что я буду первым.

- Да, вы можете прийти к нам, мы вам оформим сертификат, а дальше вы сами снимете машину с учета в ГИБДД и отвезете в пункт утилизации, - пояснил мне менеджер.

- Хм, но я слышал, что можно вам оставить машину и вы сами все это сделаете...

- У нас нет такой возможности и вряд ли она появится.

Представитель дилера марки «Форд» честно признался: «Это долго и муторно, мы не хотим этим заниматься. Да и вам быстрее будет самим все остальное сделать. Можно же за один день и печать в ГИБДД получить, и в утиль машину сдать. Коллеги из соседнего салона взялись отвозить машины в утиль. Так до сих пор у них этот автохлам и стоит».

У дилера «Тойоты» сначала с радостью согласились принять машину, но... после консультации с начальством предложили другую схему.

- Сертификаты мы пока не выдаем, - пояснил менеджер Максим. - Ждем более точной информации от министерства, она появится в течение недели-двух. Но вы можете оформить предварительный договор, оплатив 10 тысяч рублей за новую машину. А через пару недель, когда все определится, привезете к нам свое старое авто. Если что пойдет не так, то денежку мы вам потом возвратим.

И, наконец, осталась последняя надежда - родной

АвтоВАЗ. Ну уж, думаю, здесь-то наш автохлам точно примут - ведь тольяттинский завод как никто другой заинтересован в продажах, да и, судя по отчетности Минпрома, больше половины купленных по программе утилизации машин - «Лады».

- В очередь становитесь, - голосом продавщицы совкового магазина ошарашила меня оператор дилерского центра. - Когда до вас очередь дойдет? Я вам господь бог, что ли, чтобы все знать?! Вас тут уже 700 человек таких. Приезжайте в офис и спрашивайте!

Такое ощущение, что дилеры не хотят работать по программе или делают все возможное, чтобы клиенты всю работу сделали сами. Как будто на дворе докризисный 2007 год и менеджеры руками и ногами отбиваются от назойливых клиентов! Продажи новых машин в России упали более чем в 2 раза, а продавцы и пальцем пошевелить не хотят! Кто же виноват в этом беспорядке: нерасторопные чиновники или ленивые автодилеры?

ИТОГО

«Отвезу «Москвич» в деревню»

За прошедшую неделю Женя дважды отпрашивался с работы, чтобы съездить к дилерам. Но сертификат ему до сих пор так и не выдали. Почему? Ситуация классическая: все сваливают вину друг на друга. Менеджеры по продажам пеняют на «нерадивых» чиновников, мол, те не выслали им информацию об эксперименте. В Минпромторговли это отрицают.

- Мы провели работу с каждым дилером, - пояснили «КП» в министерстве. - Им всем были отправлены пароли и инструкции по работе в системе. Список дилеров носил заявительный характер, то есть производители сами прислали нам перечень своих автосалонов, готовых работать по госпрограмме утилизации.

Почему дилеры отказываются работать по программе или хотят, чтобы граждане сами все за них сделали? В пресс-службе одного из автопроизводителей «КП» заверили, что все их дилеры согласились с условиями госпрограммы, но есть нюанс: «Все автосалоны являются самостоятельными юридическими лицами. Они не подотчетны производителю, поэтому какие-то решения они могут принимать сами».

- Конечно, возможны некие сбои, - сетуют в Минпромторговли. - Это эксперимент: абсолютно новая система и для нас, и для дилеров, и для ГИБДД. Мы сейчас в оперативном режиме эти шероховатости пытаемся исправлять.

Только это скорее похоже не на шероховатости, а на настоящую русскую дорогу: с присущими только ей колдобинами и ямами размером с автомобиль. Ведь в нормативных актах от Минпрома говорится, что «гражданин может уполномочить дилера», чтобы тот снял машину с учета в ГИБДД и отвез на площадку утилизации. Но по факту дилер может отказаться. В Минпромторговли советуют только один выход - искать другого дилера, ведь они по идее должны конкурировать между собой. И что теперь? Бегать по всей Москве и искать «правильного» дилера? А что делать тем, у кого в городе лишь пара автосалонов, а ближайшая площадка утилизации находится в нескольких сотнях километров? Может, чиновникам лучше уточнить список и вывесить на своем сайте перечень лишь тех дилеров, которые действительно готовы работать по госпрограмме, чтобы не дезинформировать население?!

А то выходит, что о программе раструбили на всю страну, а потом оказалось, что чиновники и автодилеры не договорились между собой.

- Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, - сетует Евгений Епанешников, который готов опустить руки. - Похоже, что я воспользуюсь советом одного из менеджеров. Отвезу «Москвич» в деревню, пусть там догнивает. Может, и правда как раритет потом дороже продам.

Я уговорил его повременить недельку. Может, за это время «шероховатости» сгладятся?!

А вы с какими проблемами столкнулись? Пишите!